Чудеса, о которых пойдет речь сегодня, в последние годы стали известны всему миру. Одна из икон, написанная на Афоне греческим монахом-иконописцем, пятнадцать лет была великой святыней Русской Зарубежной Церкви.
Но вряд ли имеет значение то, в какой Церкви — нашей или зарубежной — явились иконы. События последних лет показывают, что эти знамения даны всему русскому народу. Святитель Иоанн чудотворец Шанхайский и Сан-Францисский, равным образом почитается и в Америке, и в России; это же можно повторить об иконах Божией Матери Монреальской, образах Царя-мученика и Царской семьи.
Каких только чудотворных икон не было в истории Вселенской Православной Церкви: тут и Владимирская, и Иерусалимская, и Цареградская, и Кипрская, и Александрийская, и Антиохийская...
И вот в ХХ столетии весь мир узнал об иконе Божией Матери Монреальской.
Образ прославился удивительными чудесами в Северной Америке, в канадской провинции Квебек, в крупнейшем промышленном и торгово-фионансовом центре страны, в городе, который, пожалуй, меньше всего ассоциировался в сознании православных с какими-либо христианскими святынями.
Храм
Православный храм появился в Монреале только в середине 1960-х. Именно тогда местная община Русской зарубежной Церкви во главе с преосвященным Виталием (Устиновым), епископом Канадским, выкупила здание на бульваре святого Иосифа. Здание это было возведено в 1911 году по проекту канадских архитекторов Эдварда и Уильяма Максвеллов. Поначалу в нем размещался приход пресвитерианской церкви святого Жила, затем — синагога. И вот в 1964 году в нем оборудовали кафедральный собор Святителя Николая Мирликийского (Свято-Николаевский).
Чудо
И вот, 24 ноября 1982 года в Монреале, в доме канадского иконописца Иосифа-Хосе Муньоса Кортеса, православного испанца из Чили, замироточила икона Божией Матери. Икона эта совсем недавно была привезена с Афона; Иосиф отнес ее в резиденцию владыки Виталия.
Там епископ Виталий досуха обтер икону ватой и с молитвами пронес ее по всем помещениям трехэтажного здания, Когда же он вернулся в домовую церковь, икона вся была покрыта маслянистой жидкостью, а благоухающее миро текло по его рукам... Преосвященный Виталий перенес икону в Свято-Николаевский собор.
С того дня Монреальская икона источала миро ежедневно — за редкими исключениями — более 15 лет!
Пожалуй, история Православной Церкви еще не знала столь обильного и длительного мироточения. Миро истекало, главным образом, из рук Богоматери и Христа, а также из звезды на плече Пречистой, в то время как задняя сторона иконы всегда оставалось сухой. Икона побывала практически во всех приходах Русской зарубежной Церкви: в Южной Америке, в Европе, в Австралии, в Новой Зеландии. Десятки тысяч людей по всему миру стали очевидцами чуда. Иосиф Кортес перевозил икону в специальном покрове, и не раз во время перелетов весь покров напитывался миром.
Анализ
Хотя епископ Виталий (позднее он стал Митрополитом зарубежной Церкви) не разрешал ученым брать пробу мира для анализа, считая, что это будет проявлением непочтения к Божией Матери, он свободно позволял осматривать икону. Эксперты убедились, что образ написан на простой деревянной доске и не имеет никаких внутренних полостей и посторонних включений. После осмотра они пришли к выводу: речь идет о величайшем чуде ХХ века, которое потеряло мир.
История
Иверская-Монреальская икона была написана в 1981 году на Афоне греческим монахом-иконописцем отцом Хризостомом (в настоящее время он — игумен Рождественского скита). Это копия древней святыни Афонского монастыря — иконы Божией Матери Иверской, или Вратарницы (Портаитиссы), обретенной на Святой горе еще в IX веке, в эпоху иконоборчества. Вратарница относится к типу древнейших изображений Богоматери и представляет собой поясное изображение Пречистой Девы c Младенцем на левой руке. Правой рукой Христос благословляет, в левой держит свиток (знак спасительного учения).
Правая рука Девы поднята в знак молчаливого поклонения Сыну. Очи Богоматери большие и грозные.
Список, исполненный Хризостомом и прославившийся чудесами в Монреале, отличается от афонскогопервообраза тем, что очи Божией Матери полны не строгости, а доброты. Монреальская икона небольшая: ее размер 40 на 50 см.
Как же икона попала в Монреаль?
В 1982 году Иосиф Муньос Кортес, иконописец и преподаватель истории искусств в Монреальском университете, совершал паломничество по Афону. Иосиф и его спутники предполагали достичь скита святого Даниила, знаменитого своей иконописной мастерской, и потеряли дорогу. Через восемь часов утомительного блуждания они вышли к небольшому Рождественскому скиту.
Вот как об этом рассказывал сам Иосиф Муньос Кортес:
«Мы заблудились. Стало смеркаться, надо было скорее найти ночлег в каком-нибудь монастыре. Идя по тропинке, мы обнаружили небольшой скит. В нем 14 монахов-греков занимались иконописью. Они нас приняли с радостью. Немного отдохнув, мы стали рассматривать их работы. Один из моих спутников, знающий греческий язык, стал разговаривать с монахами и рассказал им всео нас. Я очень внимательно стал рассматривать иконы. Неожиданно мой взор остановился на чудесной дивной иконе Богоматери.
Я не мог оторвать взгляда от нее и тогда стал просить монаха продать мне ее. Он мне отказал, объяснив, что образ, созданный о. Хризостомом, один из первых, написанных византийским письмом. Ночь я пробыл в екиту, отстоял литургию. Во время пения «Достойно есть...» я на коленях просил Царицу Небесную отпустить святой образ со мной. После произнесенной молитвы я почувствовал душевное успокоение, как бы уверенность в том, что Пресвятая Дева поедет с нами.
Утром все монахи нас провожали, но игумена не было. И вот в последнюю минуту перед нашим уходом из монастыря мы его увидели. Он быстро спускался по лестнице с завернутой иконой в руках. Подойдя ко мне, он сказал, что отдает мне икону, так как она должна быть со мной.
Я хотел заплатить за икону, зная скромный образ жизни монахов и их нужду. Игумен строго сказал, что за такую святыню деньги брать нельзя.
Мое тело покрылось мурашками, я почувствовал, что произошло нечто необычайное. Я перекрестился, приложился к иконе и дал себе обет, что этот образ никогда не станет источником обогащения...»
Удивительные события ждали Иосифа в Канаде.
«Мы вернулись в Монреаль 3 ноября 1982 года. Икону я поставил между частицами от мощей некоторых святых Киево-Печерской лавры и апостольником преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Все время здесь теплилась лампада и каждый день перед сном я читал Пресвятой Деве акафист. 24 ноября в 3 часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился. Вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда».
С этого самого момента судьба Иосифа круто переменилась. Вся его жизнь превратилась в особенное служение, принятое им на себя по благословению афонских старцев и первоиерарха зарубежной Церкви.
Неожиданный исход
В ночь с 30 на 31 октября 1997 года в Афинах произошло событие, потрясшее весь православный мир: в отеле при загадочных обстоятельствах был жестоко убит Иосиф Муньос-Кортес, хранитель чудотворной мироточивой Иверской Монреальской иконы Божией Матери. С того времени прошло уже 26 лет, однако убийцы (по некоторым предположениям, сатанисты совершили на хеллоуин) так и не найдены. Неизвестна и судьба чудотворной иконы, она бесследно исчезла. Иосиф Муньос был известен своей скромной и молитвенной жизнью. После 1982 года Иосиф неоднократно возвращался на Афон, где принял монашеский постриг с именем Амвросий, в честь знаменитого Оптинского старца.
Продолжение о чудесах, которыми делился Иосиф, читайте в ближайших выпусках.
Продолжение уже вышло:
Подпишитесь, пожалуйста, на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Слава Богу за все!