Найти в Дзене

Произношение. Как работать со звуками

Оглавление

Изменение гласных в верхней части диапазона

Гласные меняются по мере того, как вы поднимаетесь по диапазону. В нижней части диапазона пропеваемые гласные звучат так же, как и произносимые. Чем выше вы поёте, тем больше они сливаются, походя друг на друга. #352 #353 #354 Поэтому в верхней части диапазона их часто трудно различить. Не следует препятствовать слиянию гласных друг с другом в верхней части диапазона, так как это может вызвать зажим. Если вы будете стараться жёстко удерживать звучание гласной таким, каким оно было в нижней части диапазона, вам будет сложно достичь более высоких нот.

-2

Звук гласных в верхней части голоса называется «смешанным звуком». Смешанный звук становится тем отчетливее, чем темнее звук, который вы используете, т. е. чем более классическим является пение. Смешанное звучание гласных – одна из причин, почему слова песен становятся тем труднее понять, чем выше становятся ноты. Звучание этого смешанного звука часто трактуют по-разному. Некоторые думают, что гласные в смешанном звуке звучат как «OO», другие – как «ЕЕ» и т. д. Поскольку многие преподаватели классической школы намеренно направляют все гласные к этому смешанному звуку, вы часто слышите, как учитель говорит: «Представьте «EE» (как в «see»)», когда поёте «EH» (как в «stay») на высокой ноте.

Даже несмотря на то, что гласные смешиваются, слова все равно можно понять. Тренируйтесь с кем-нибудь ещё, пока не привыкнете к изменению гласных (смешанному звуку) по мере работы над различными частями диапазона.

Дифтонги

Некоторые гласные образуют союз двух гласных звуков, произносимых в один слог, например: «ou» в «out» или «oi» в «noise». Вы начинаете произносить гласный звук в артикуляционной позиции первой гласной и продвигаетесь к позиции второй. Такие звуки называют дифтонгами. Часто они пишутся только с одной гласной, но все равно их нужно произносить как две, например «sign» [saɪn] или «sane» [seɪn]. Дифтонги часто создают проблемы для певцов, поскольку два гласных звука в дифтонге относятся к двум разным вокальным режимам. Например, в слове «sane» первая часть дифтонга (EH [ε]) – это обычно Овердрайв, тогда как вторая часть дифтонга (EE [i]) – обычно Нейтральный режим. Если певец не знает об этом, он будет частенько получать срыв (брейк) при пропевании дифтонга, потому что голос может срываться между двумя режимами.

Чтобы этого избежать, полезно петь только один из гласных звуков в дифтонгах, избегая другого. Например, как это делается в классическом пении: пропеть первую часть дифтонга и «забыть» о второй. Какой из звуков вы предпочтёте пропеть, а какой «забыть», это, конечно, вопрос стиля и вкуса.

Иногда дифтонг вызывает зажим, поэтому важно решить, в каком режиме вы хотите петь, и соответственно выбрать между двумя гласным звуками в дифтонге. Конечно, вы также можете произнести оба гласных звука в дифтонге или сделать паузу между ними. Опять же выбор – вопрос стиля и вкуса.

Согласные

В отличие от образования гласных, где идея состоит в том, чтобы избежать напряжения губ и выдвижения челюсти, согласные вы произносите, напрягая определенные мышцы, например, в губах. Это напряжение не мешает петь, потому что вы не задерживаетесь на согласных надолго. Согласные образуют короткие звуки, которые делают текст понятным. Если у певца возникают проблемы с чёткостью звучания слов, обычно это связано с нечёткостью согласных. Некоторые певцы чувствуют, что согласные требуют большей поддержки, чем гласные, как будто согласные «оттягивают» эту поддержку. Обязательно примените эту дополнительную степень поддержки.

Избегайте напряжения на гласных

Певец может напрягать губы, произнося согласные, но важно НЕ сохранять напряжение на гласной. Необходимо расслабить челюсть и губы на гласной, следующей сразу за согласной, иначе пропеваемые звуки ухудшатся. На более высоких нотах рот должен быть открыт шире. Другими словами, «жевательные» движения рта между напряженными согласными и расслабленными гласными будут усиливаться по мере того, как вы будете петь в более высоких частях диапазона. У многих исполнителей популярной музыки возникают проблемы с искажением гласных, потому что они забывают ослаблять напряжение согласной для произнесения последующей гласной. #355

Избегайте «расслабления» на согласных

С другой стороны, если певец СЛИШКОМ расслабляется на согласных, текст становится невнятным и растворяется в соседнем гласном звуке. Это часто является проблемой для классических певцов, которые полностью избегают сжатия губ на согласной, опасаясь разрушить объёмный и красивый звук гласной. Опять же, не забывайте использовать необходимые «жевательные» движения рта между согласными и гласными. #356

Отработайте правильные гласные и согласные

Спойте ровную легато-гамму, начиная со средней части диапазона вверх и снова вниз. Пойте на «EE» (как в «see») или на самой лёгкой, по вашему мнению, гласной; сосредоточьтесь на положении языка. Выясните, какая степень поддержки необходима для выбранной вами гласной. Не забудьте держать нижнюю челюсть чуть позади по отношению к верхней. Убедитесь, что все ноты имеют одинаковую громкость и вы не провоцируете зажим. #8

-3

Практикуйте то же самое с гласными «I» #9 (как в «sit»), «EH» #10 (как в «stay») и «A» #11 (как в «and») и не забывайте прижимать края языка к коренным зубам в верхней части рта, избегая выпячивания челюсти и напряжения губ.

Практикуйте гласные «ОО» #12 (как в «you»), «О» #13 (как в «woman»), «ОН» #14 (как в «so») и «АH» #15 (как в «far»). Не надувайте губы и обратите внимание на положение языка.

Держать длинную ноту и менять гласные «EE-l-EH-A-OO-O-OH-AH» можно только путём изменения положения языка. Челюсть и губы не должны двигаться от гласной к гласной. Убедитесь, что все гласные звучат одинаково, и почувствуйте, как степень поддержки увеличивается из-за фактора времени. Красиво закончите ноту, сохраняя необходимый тванг. #19

Добавьте согласные и гласные к гаммам. Согласные «напряжены», но гласные должны быть расслаблены. Спойте «ТИИ ТИИ» и т. д. Далее спойте «ФИИ ФИИ» и т. д. Пропойте различные комбинации согласных и гласных и потренируйтесь в тех комбинациях, которые кажутся вам трудными. Транспонируйте упражнение вверх. #20

Практикуйте скачки через октаву. Позвольте гласным звукам немного измениться на более высоких нотах (смешанный звук), но убедитесь, что самая высокая нота такая же мощная и звучная, как и самая низкая. Измените гласную. Транспонируйте упражнение вверх. #21

-4

Тренируйте язык произносить слова отчётливо. Если у вас возникают трудности с определёнными сочетаниями слов, то тренируйте их отдельно. Объединяйте разные слова в упражнения и практикуйте их, пока не решите проблему.

Краткое содержание

  • Каждый язык имеет свои характерные напряжённости.
  • Сосредоточьтесь только на главных гласных, поскольку остальные (вспомогательные гласные) используются так же, как и основные.
  • В вокале все гласные рассматриваются как долгие.
  • Гласные звуки следует произносить, сосредоточив внимание на положении языка, а не на вытягивании челюсти и напряжении губ.
  • Очень важно следить за тем, чтобы произношение гласных было на 100% правильно.
  • Гласные «EE», «I», «EH» и «A» образуются путём помещения боковых сторон языка на коренные зубы в верхней части рта.
  • Гласные звуки «ОН», «О», «ОО» и «АH» образуются путём помещения кончика языка в нижнюю часть рта.
  • Гласные звуки начинают звучать тем более одинаково, чем выше вы поёте; это называется «смешанным звуком».
  • Решите, в каком режиме вы хотите петь, и соответственно отработайте два гласных звука в дифтонге.
  • Когда вы поёте необходимо напрягать согласные и расслаблять гласные.

Продолжить чтение >>>

Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK