Сегодня дичайший эксклюзив. Курчумский район, Восточно-Казахстанская область. Место где действительно никто не был. Место - неуловимый Джек. Место, где человек испарится, если рискнёт остаться здесь больше чем на день (казахов не касается).
Казахстан - это огромная территория, большую часть которой занимают пустыни и полупустыни.
Степи и совсем чуть-чуть гор.
Кто тут впервые: Другой путь показывает места где "никто не был" (но где был безымянный автор), поднимая, при этом, неочевидные вопросы, занятные факты и любопытные явления. Рамки - русское пространство. Т.е. земли когда-либо входившие в состав России.
Выглядит Казахстан до сумасшествия однообразно, даже тоскливо, но иногда, к счастью, попадаются интересные территории-урочища.
Живописные известняковые горы-острова, напоминающие о плескавшемся здесь когда то океане. Кин Дза Дза наяву.
Изредка среди бесплодных песков и засохших степей встречаются селения со странными названиями. Шенгельды, Жолнускау, Акчий.
Специально для вас я детально зафотодокументировал аул Аманат. Получился репортаж с рабочим названием "Сферический в вакууме Казахстанский населённый пунктЫ".
Начинаем препарирование.
1. Закат над Иртышом.
2. Казалось бы, если есть река, то всё в порядке. Значит есть жизнь.
Но что-то пошло не так. Курчумский район, протянувшийся вдоль северного берега водоёма, всё такая же выжженная пустыня с раскалённым сухим воздухом и почти полным отсутствием флоры и фауны.
Кроме того, река считается судоходной, но суда уже давно не ходят. Возить нечего.
3. На берегу озера Зайсан, считающемся в Казахстане самым древним озером Земли, стоят несколько сёл-аулов.
4. Куда принудительно заселили ещё вчерашних кочевников-скотоводов. Советы ушли, а казахи так здесь и остались. Кочевать больше не хотят.
Населённость аулов - пара сотен человек.
5. Пункты до безобразия унылы и однообразны. Один лишь вид их навевает тоску. Детально осмотрев хотя бы один из аулов, можно проникнуться жизнью простого сельского казахстанца.
6. Самое необходимое здесь, конечно, вода, которая добывается из глубоких скважин или привозится в цистернах по расписанию.
Водонапорка пустая, испробовать местной водицы нам не удалось. Но по опыту знаю, что она солоноватая и если особо пить не хочешь, то не стоит зря переводить жидкость.
7. Почему бы не брать воду из озера?
Не всё так просто. Летом здесь перманентная жара под сорок, озеро во всю цветёт и илится. Не то чтобы пить, даже купаться невозможно.
8. Бывшая заправка. Теперь за топливом в "город".
9. Ну или пересаживайся на лошадь или ишака. В государствах Средней Азии всадники перестают удивлять.
10. Когда-то озеро Зайсан было богато рыбой, но при СССР построили на Иртыше ГЭС, и из-за изменений гидробаланса большая часть водной живности вымерла, в т.ч. знаменитый Сибирский Осётр.
Видимо, жители Аманата занимались рыбной ловлей, о чём говорит некая конструкция, напоминающая въездную стеллу без названия.
11. Детская площадка:
12. В принципе, настроение аула можно передать одной картинкой. Навоз, мусор (его похоже не вывозят), какие-то хибары, развалины, бескрайняя степь и нещадно палящее солнце. Даже в сентябре термометр в автомобиле показывал 60 градусов! Сколько было реально, в тени сказать сложно. Прогноз погоды говорил о абстрактных сорока пяти.
13. И ведь не ветринки! Я реально чувствовал, как испарялся. Единственный раз в жизни что-то подобное ощущалось в глубинке Хабаровского края, где кратковременно случаются подобные катаклизмы. Здесь же, это, судя по всему, на постоянке!
Климатограмма говорит о средних 20 мм осадков и +30 жары в летние месяцы. Для Москвы, к примеру, эти цифры выглядят как 90 и +19 соответственно.
Для казахов это привычная среда обитания, и они здесь неплохо себя чувствуют.
12 Типовые дома-будки с будками же туалетами к каждому. Кстати, зимой здесь может быть и - 40, с лютыми ветродуями, хех. Тогда по нужде ходить исключительно в ведро.
13. Из нового - мечеть:
14. Главная улица:
14. Единственная достопримечательность в степных селениях - погосты.
Они не мусульманские и не языческие, тем более не христианские. Это типа казахские кладбища. Чем больше понтов - тем "круче" склеп, выше конус и шире ограда.
Откуда пошла традиция - мне неизвестно. Местная фишка. Встречаются подобные только у казахов и киргизов, причём могилы ранее начала 20 века мне нигде найти не удалось. Пишите в комментарии, кто знает истоки.
15. В степи удивляет наличие скота. Казалось бы, тут почти нет травы и даже весной она растёт условно по маленькому кустику на квадратный дециметр, при этом поголовье солидное.
Бродят сами по себе без пастухов, могут уходить от населёнки на десятки километров.
Как оно кормится и множится - загадка. В средней России же огромные территории выводятся из сельхозоборота, на малой родине автора заброшено и зарастает буквально 2\3- 3\4 полей с, как минимум, в 100 раз большим количеством кормовой базы, животноводство называют невыгодным, мясо завозят из Австралии. Почему так происходит?
Приезжие таджики, кстати, удивлены не меньше.
16. Заготовка сена на зиму. Сено привозится издалека - с горных лугов. УАЗик без номеров, которые здесь не к чему.
17. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?(Евангелие от Матфея, гл. 6).
Даже здесь вороны как-то находят пропитание.
18. И, главное, ни души на улице. Сколь либо долго что-то делая, на солнце невозможно находиться. Хотя не факт, что нам могли что-то сообщить про место. В Казахстане сменилось поколение и уже забыли русский. Всё чаще встречаются люди не могущие объясниться на когда-то международном языке.
В школах русский обязательно изучается как первый иностранный. Результат ожидаем. В РФ, по идее, английский тоже обязательный, но много вы знаете людей, которые на нём могут полноценно говорить? То то и оно.
19. Школа (?) и ещё пара фото в галерее:
От села во все стороны, словно солнечные лучи, расходятся дороги в неведомые степные дали.
Вот так это выглядит с высоты. На аэроснимке также можно проследить как тысячелетиями усыхал водоём:
По одному из этих "лучей" мы продолжим движение.
Как вообще мы оказались в этом забытом месте?
Постоянным читателям известно, что Другой и Безымянный ходят "пешком". Пешком, там где нет дорог и автостопом там, где они есть. Т.е. существует хоть какой-то шанс на попутный транспорт.
Не знаю, можно ли назвать дорожным местом данную часть Казахстана. Скорее нет, чем да. Никакой воды не хватит, чтобы дождаться попутку. Во всяком случае, ни одного авто в том краю мы так и не встретили. Идти пешком - хе хе.
Так или иначе, совершенно случайно, за 2 дня до описываемых событий мы познакомились в горах Алтая с парой автопутешественников.
И объединившись, поехали куда глаза глядят. Это называется путешествие. Читайте когда-нибудь детальней.
УАЗ-патриот, конечно, красивая и проходимая машина, но он собран в современной России.
Ирония заключалась в том, что в 50-градусную жару мы вынуждены были ехать с включенным отоплением. Двигатель "кипел" и "отрубался", а мера была призвана помочь нам не остаться "навечно" в пустынях Зайсана.
Бонус - пыль и песок в салоне. Не по автобану едем всё-таки.
А живописные плато на фото, это не типичная декорация Казахстана. Встречаются очень редко и фрагментировано, раз в несколько сотен километров.
Издалека выглядят как плоские маленькие холмы и в прошлом служили хорошими ориентирами для кочевников.
Если б не они, я даже не знаю, зачем сюда ещё ехать, не изучать же утлые аулы и овец?
Курчумский район, Восточно-Казахстанская область. Место где действительно никто не был. Место - неуловимый Джек. Место, где человек испарится, если рискнёт остаться здесь больше чем на день.
Дополнения приветствуются.
На исходе дня пересекаем на последнем пароме Иртыш, и прощаемся с нашими добрыми попутчиками. Им в Россию, а нам дальше на юг. Спасибо.
На телефон приходят СМСки, предупреждающие о степном пожаре. И действительно, в воздухе витают едва-уловимый запах гари и ошмётки сажи.
Это уже Самарский район. Да да, старая добрая Самара, всё ещё не переименован! Здесь уже не пустыня, а вполне пригодная земля, которую в своё время облюбовали русские колонисты-самарчане.
Архив. Продолжение предполагается.
Поддержать работу ДП (стабильный выход новых публикаций) в условиях санкций Дзена можно по 4893 4702 7888 9453. Спасибо!
Смотрите также: