Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Юбер-иноки из вундер-секты или почему «багровое» разного цвета?

-2

В намерении пересмотреть вторую часть «Багровых рек» меня раздирали на части два устремления. Во-первых, сценарий делал и продюсировал ленту Люк Бессон – это явный «минус», так как к середине нулевых было очевидно, что он находился в затяжном творческом пике и рисковал «выйти в тираж» (что в итоге и случилось).

Во-вторых, роль главного злодея досталась Кристоферу Ли, легенде классических хорроров, а ещё по совместительству Саруману из эпопеи «Властелин Колец». Это несомненный «плюс» и он итоге перевесил все прочие аргументы.

Как и во многих проектах подобного рода всё начиналось в высшей мере перспективно, поскольку загадочно. Всякого рода тайные культы, древние ордена и всевозможные секты, охотящиеся за «неназываемыми реликвиями» - тема в кинематографе по сути беспроигрышная, ибо с первых кадров приковывает внимание зрителя.

Но в данном случае вниманием явно злоупотребили, поскольку в итоге предложили визуально-сюжетный микс из разнообразных более успешных фильмов: «Простой формальности», «Кода да Винчи», триллера «Семь» и приправили толстым слоем отсылок к классической трилогии (на тот момент) об Индиане Джонсе.

Одним словом, если не вдаваться в смыслы, то на уровне картинки «вполне съедобно». Хотя и не имеет никакого отношения к первой части «Багровых рек». Имя французского литератора Жан-Кристофа Гранже оказалось в списке создателей, так как позаимствовали название его романа, точнее говоря, патентованное словосочетание, вынесенное в название.

При этом фильмы между собой очень сильно разнятся, даже на уровне общего стиля. Первая часть – это следование литературной традиции, когда Гранже создавал подобие повестей, которые некогда выходили в знаменитой «Чёрной серии», что, по мнению французов, и дало науру (как мрачному жанру) его наименование.

Вторая часть, снабженная красочным предикатом «Ангелы Апокалипсиса», возникла как подражание американским палповым журналам, на страницах которых соседствовали пришельцы, зомби, гангстеры и пираты. По этой причине «багровый» в двух вариантах оказался разных оттенков.

Ни и, конечно же, вторая часть на уровне логичности происходящего хромала на обе ноги. Начнем с того, что почти все жертвы в этом фильме какие-то пугливые. Для исповедников, то есть подвижников «последних времен» они подозрительно не готовы к страданиям, а ведь апостольская проповедь предполагала не только усердие, но и мученичество.

И вообще не совсем понятно: зачем для их устранения было нужно разводить театральщину с неуязвимыми монахами? И сам собой возникает вопрос: и почему никого вообще не смущает (кроме маленького мальчика в аэропорту), что рядом свободно бегают «дементоры»? Разве не проще было провернуть операцию по-тихому, не привлекая внимания полиции. Хотя в данном случае не было бы фильма…

Кадр из фильма «Багровые реки 2. Ангелы Апокалипсиса»
Кадр из фильма «Багровые реки 2. Ангелы Апокалипсиса»

Впрочем, есть и перспективный момент, который потом обосновался в сфере мрачного кино. Это изначальное, во многом случайное сообщество, которое вдруг стало обладателем «Тайны». Некие непредвиденные люди, которые вызывают к жизни новые «ордена» и тайные «конгрегации», но сами стремятся «Тайну» скрыть, если вовсе не похоронить заново.

Кадр из фильма «Багровые реки 2. Ангелы Апокалипсиса»
Кадр из фильма «Багровые реки 2. Ангелы Апокалипсиса»

В указанном фильме это мнимые «апостолы». Позже можно было обнаружить «коллекционеров» в сериале «Потерянная комната», а также кружок «Белое кольцо» из «Музы смерти», общество «Вос» из «Архива 81» и т.д. и т.п.

Кадр из фильма «Багровые реки 2. Ангелы Апокалипсиса»
Кадр из фильма «Багровые реки 2. Ангелы Апокалипсиса»

А ещё между строк (в кинокартине вообще есть «строки»?) читается, что европейцы не столько откладывают час Апокалипсиса, сколько его приближают. На это намекает линия Мажино, которая в 1940 году ни разу не спасла Францию от скоротечного поражения в войне.