10,2K подписчиков

Остров Валаам в русской дореволюционной живописи

518 прочитали

Больше года тому назад на канале выходила статья, где я рассказывал вам о путешествии Ивана Шишкина и его друга по Академии художеств Александра Гине на Валаам.

Уже тогда я подумал, что было бы неплохо представить вам и полотна других художников, ведь этот необычный остров на Ладожском озере посещало не одно поколение живописцев, впрочем, не только посещало, но и продолжает посещать, то есть традиции живут и это замечательно.

Начнем с картины, у которой долгое время вообще было другое название, никак не связанное с Валаамом, а отсылающее нас к... Гоголю. "Переправа Николая Васильевича Гоголя через Днепр" - именно так она называлась на момент поступления в галерею, ибо ее владелец утверждал, что на ней изображены писатель, а также автор полотна, бывший крепостной, Антон Иванович Иванов.

"Остров Валаам при закате солнца", А.И. Иванов, 1843. Третьяковская галерея, Москва.
"Остров Валаам при закате солнца", А.И. Иванов, 1843. Третьяковская галерея, Москва.

Со временем, правда, истина восторжествовала благодаря искусствоведам, а также благодаря наличию "аналогичного по мотиву пейзажа" в коллекции Ново-Валаамского монастыря (находится на территории Финляндии):

Таким образом, этот пейзаж – самое раннее изображение в живописи острова Валаам, исполненного в стиле позднего академического романтизма. Колористические эффекты угасающего дня тонко передают ощущение благостной тишины, которая окутывает лесистые острова, паломников в лодке и монахов, удящих рыбу на вечерней заре.

Далее посмотрим с вами на две картины Ивана Григорьевича Давыдова, написанных в ходе (или уже после ее окончания) поездки на остров, во время обучения в петербургской Академии художеств уже после того как он закончил Московское училище живописи и ваяния.

"Вид Валаамского монастыря с юго-западной стороны", И.Г. Давыдов, 1853.
"Вид Валаамского монастыря с юго-западной стороны", И.Г. Давыдов, 1853.
"Вид на острове Валааме", И.Г. Давыдов, 1853. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вид на острове Валааме", И.Г. Давыдов, 1853. Русский музей, Санкт-Петербург.

За вторую из представленных картин художник получит большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Европу, которая станет для него фатальной - из Италии он уже не вернется и будет похоронен в Риме в 1856 году.

Следующим художником у нас сегодня будет Михаил Константинович Клодт. Одна из его картин, посвященная Валааму уже была представлена в статье о путешествии Шишкина, о которой я упомянул в самом начале своего рассказа. Интересно то, что и эта работа долгое время не считалась связанной с островом и шла под стандартным названием "Пейзаж".

"Вид на острове Валааме", М.К. Клодт, 1857. Томский областной художественный музей.
"Вид на острове Валааме", М.К. Клодт, 1857. Томский областной художественный музей.

И только лишь в 1996 году сотрудники Томского музея, где она и находится, "обнаружили в старой справочной литературе воспроизведение картины М.К. Клодта «Вид на острове Валааме» 1857 года, абсолютно идентичной «Пейзажу". За нее Клодт был награжден второй (малой) золотой медалью, а небезызвестный основатель передвижников Иван Крамской считал ее лучшей на академической выставке того же года.

"Вид на острове Валааме", М.К. Клодт, 1855. Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.
"Вид на острове Валааме", М.К. Клодт, 1855. Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

Вторая картина заявлена как "учебный эскиз" Клодта, обучавшегося в Академии художеств с 1851 по 1858 год и неоднократно в ходе обучения посещавшего остров в летние месяцы.

Далее посмотрим с вами на работу, которая уже была представлена на канале отдельной заметкой, но так как этот тип публикаций практически не показывается на Дзене, то пусть эта картина будет и в данной подборке. Ее автором является однокашник Шишкина и Гине (но с менее завидной судьбой), Павел Петрович Джогин.

"На Валааме", П.П. Джогин, 1865. Третьяковская галерея, Москва.
"На Валааме", П.П. Джогин, 1865. Третьяковская галерея, Москва.

Другие картины художника на этот сюжет находятся в частных руках или в самом Валаамском монастыре, поэтому, к сожалению, хороших их репродукций не найти, делюсь тем, что есть:

"Закат на Валааме", П.П. Джогин. Частное собрание.
"Закат на Валааме", П.П. Джогин. Частное собрание.
"Валаам. Никольский скит", П.П. Джогин, ок. 1867. Валаамский монастырь.
"Валаам. Никольский скит", П.П. Джогин, ок. 1867. Валаамский монастырь.

На последней картине изображен "Никольский скит на одноименном острове Валаама – таможня, учрежденная в середине 18 века, здесь досматривали корабли и лодки, заходящие в Монастырскую бухту. Алкоголь безжалостно выливали в воду, табак сжигали".

Закончить же сегодняшнее повествование я бы хотел картинами Федора Александровича Васильева, необычайного таланта художника, которому, к сожалению судьба отвела не так-то много времени на творчество, ведь прожил он всего 23 года, но оставил после себя замечательные полотна в том числе и запечатлев остров Валаам и его живописные виды:

"В церковной ограде. Валаам", Ф.А. Васильев, 1867. Русский музей, Санкт-Петербург.
"В церковной ограде. Валаам", Ф.А. Васильев, 1867. Русский музей, Санкт-Петербург.
"На острове Валааме", Ф.А. Васильев, 1869. Третьяковская галерея, Москва.
"На острове Валааме", Ф.А. Васильев, 1869. Третьяковская галерея, Москва.

Картины написаны в ходе и по результатам поездки Федора Васильева и его главного учителя Ивана Шишкина на остров Валаам в 1867 году, когда они провели там целых пять месяцев с июня по ноябрь. Конечно же, для 17-ти летнего (!) Васильева это был бесценный опыт, который весьма пригодился ему в дальнейшем.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти картины вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.