В комментариях к статье о путешествии Ивана Шишкина и его друга Александра Гине на Валаам меня просили рассказать подробнее о художнике с немецкой фамилией, но "русского и славного человека" по меткому определению "лесного царя". Сегодня я попытаюсь это сделать, хотя информации о нем не особо много, и, вообще, она достаточно скудна.
Выходец из дворянской семьи, Александр Гине родился в 1830 году, и здесь мы сразу сталкиваемся с пробелом в биографии, ибо неизвестно где именно он родился. Первоначальное образование получил в Первой мужской гимназии Казани, где они и познакомились с Шишкиным. Затем он вслед за будущим "певцом русского леса" поехал получать художественное образование в Москву - в Училище живописи и ваяния.
В дальнейшем их пути снова пересекутся, теперь уже в петербургской Академии художеств, где оба продолжили свое обучение, но об этом вы уже и так знаете, если читали статью о Валааме в их судьбе Один из первых учителей Шишкина Аполлон Мокрицкий в письме к ученику напишет:
Гине, по моему пониманию, на прекрасной дороге, у него пресчастливый талант, обещающий отличного и симпатичного художника. У вас с ним совершенно разные характеры, и сходитесь только в одном - в любви к труду и сознании необходимости трудиться.
Однако же Гине закончит учебное заведение только 1865 году и получит звание классного художника первой степени. А ведь Иван Шишкин в том же году уже получит звание академика. Биограф Шишкина Лев Анисимов так напишет об их взаимоотношениях:
И лишь с отъездом Шишкина за границу [1861 год], связь между ними начнет прерываться. Гине не станет отвечать на письма Шишкина. Зависть ли заговорит в нем или другие какие причины послужат поводом к тому, трудно сказать.
Действительно нельзя точно сказать, была ли зависть у Гине к своему другу. Но факт в том, что спустя несколько лет, когда Шишкин уже вернется в Россию, он станет крестным отцом дочери Гине Екатерины и произойдет это в 1868 году.
Через десять лет, Гине тоже станет академиком. Это звание ему присудят по совокупности за три картины: "Буря на острове Валааме" (1878), "Дождь. Вид из окрестностей Гатчины" и "Ночь. Весенний разлив Волги". К тому времени Шишкин уже будет пять лет как профессором Академии художеств, в которой они оба учились. Из воспоминаний и писем Шишкина его друг-гимназист исчезнет совсем. Это не означает, что они совсем не общались, но точно говорит о том, что он больше не играл такую важную роль в жизни Шишкина, как это было в период обучения.
Что случилось с Гине в последние годы жизни и отчего он умер - неизвестно. Русский биографический словарь пишет о нем следующее: "Гине был талантливый живописец, но жизнь его сложилась неудачно и была непрерывным рядом трудов и лишений. Умер он в крайней бедности". Произошло это в 1880 году в Санкт-Петербурге; какая судьба постигла его семью и откуда возникла эта крайняя бедность - об этом, к сожалению, информации я не нашел.
Советский искусствовед Алексей Сидоров так напишет о художнике:
Гине, рисовавший много, хорошо представленный в ГТГ, стал в первую очередь разрабатывать мотивы приморского пейзажа; вместе с тем ему принадлежат рисунки, изображающие сельские дороги и сцены жатвы с наличием человеческих фигур и определенным стремлением передать общее настроение трудовых дней. Крупным мастером Гине не был, но полного забвения он не заслужил.
Не берусь судить заслужил он или нет, но именно это с ним в итоге и произошло - забвение. Специалистам он, конечно, известен, но обычный человек максимум, что о Гине сейчас может вспомнить - это то, что он учился и ездил на Валаам вместе с Иваном Шишкиным.
Такая вот, немного грустная получилась сегодня история. Надеюсь, что, несмотря на это вам было интересно. Как всегда, подписывайтесь, ставьте лайки и высказывайтесь в комментариях, если есть мысли, которыми хотите поделиться. И до новых встреч.