Вслед за Лидией Зверевой, первыми русскими авиатриссами (пилотами) стали: Евдокия Анатра, Любовь Голанчикова, Елена Самсонова, княгини Софья Долгорукова и Евгения Шаховская.
О Лидии Зверевой можно прочесть ЗДЕСЬ:
Сегодня расскажу о Евгении Шаховской, первой в мире женщине, которая стала военным лётчиком. Хотя к положительным героям ее трудно отнести. Женщина авантюрного склада, искательница приключений, поклонница Григория Распутина. Ее жизнь полна удивительных поворотов, она совершила немало нелицеприятных дел и поступков...
Евгения Михайловна Шаховская (в девичестве - Андреева) родилась в 1889 году в г. Петербурге, в семье богатого купца 1-й гильдии М.П. Андреева. Она получила прекрасное образование в Смольном институте благородных девиц. Обладая хорошим голосом, пела на сцене, но предпочитала все же верховую езду и стрельбу из огнестрельного оружия. Потом увлеклась мистицизмом, бросив супруга и детей. Серьезным ее увлечением стали также автомобили. Шаховская даже приняла участие в автогонках в Европе. А весной 1910 года она «заболела» небом, увидев на первой авиационной неделе в Петербурге выступление летчика Попова.
В отличие от Зверевой, княгиня Шаховская получила диплом пилота не в России, а в Германии. Случилось это в июле 1912 года. Хотя первым ее инструктором был Владимир Лебедев, он научил ее управлять учебным «Фарманом» еще в России.
Приехав в Германию Шаховская продолжила обучение в Йоханнистале. Там ее наставником был Всеволод Абрамович, возглавлявший компанию «Райт». Он был не только авиатором, но и инженером, сконструировал аэроплан – «Райт-Абрамович».
После гибели Абрамовича, Шаховская перестала летать, но когда началась Первая мировая война, решила стать военным авиатором. Ей сначала было отказано в прошении, и Евгения Михайловна поступила сестрой милосердия в санитарный поезд. Но продолжила писать прошения, убеждая, что ее авиационный опыт будет полезен на фронте. В итоге, император Николай II удовлетворил ее просьбу.
В ноябре 1914 года в журнале "Искра" появилась заметка «Известная летчица княгиня Шаховская, по сдаче соответственного испытания, принята в число военных летчиков и отправляется в действующую армию. Она будет первой женщиной военным летчиком».
Получив чин прапорщика, Шаховская была зачислена в Ковенский авиаотряд. Но ее военная служба в действующей армии оказалась недолгой. Через месяц она была отчислена из отряда по причине беременности. По Петрограду поползли слухи, что княгиня ведет беспорядочную личную жизнь, имеет многочисленные связи с офицерами и даже рядовыми. Тогда же припоминали ее недавнее пребывание в Германии. В итоге, по одной из версий, Е.М. Шаховская подозревалась в государственной измене и даже предстала перед судом по подозрению в шпионаже. Однако, каких-либо документальных свидетельств, подтверждающих эту версию, не имеется.
Известно, что после Октябрьской революции Шаховская работала в Гатчинском музее, но была оттуда отчислена за растрату. В годы гражданской войны она оказалась на службе в Киевской ГубЧК - следователем отдела по борьбе с контрреволюцией. По свидетельству очевидцев, к этому времени Шаховская заметно деградировала, пристрастилась к морфию, кокаину и алкоголю. Осенью 1920 года Е.М. Шаховская погибла в пьяной перестрелке...