Молитва христианина его обязанность. Значит и относится нужно к ней соответственною. Молитвенное правило должно быть выработана у него регулярным. Все старцы как один об этом пишут. Они не говорят о количестве положены молитв. Одну из Псалтири, одну и Евангелия, две из Апостола… Хоть и так было бы правильно. Эти молитвы просто обязаны быть, как минимум в его положенном молитвенном чтении. Но все святые горят о том, чтобы мы имели хоть невеликое правило, но исполняли его ежедневно. Пусть небольшое, чтобы без перерывов или совершенно оставляя его. Лучше постоянное исполнять оное, чем много, но изредка.
Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял:
Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления.
Случается так, что враг специально внушает человеку делать поклонов больше и молитв читать больше. Но слушая его, человек беря не по силам, изнемогая забрасывает и то, что он делал обычно.
Лучше умеренное молитвенное делание, чем излишнее непостоянство. Ведь именно тогда мы и должное оставляем по причине неумеренной усталости. Если мы увеличим поклоны, то от усердия до усталости рукой подать. Тогда мы и обычного правило регулярного ранее совершаемого не выполним.
Оптинские старцы предупреждали об опасности превозношения слишком большим молитвенным правилом и вообще о превозношении над теми, кто не молится. Потому что такое превозношение губит все труды.
На просьбу благословить читать дополнительные акафисты преподобный Амвросий отвечал:
«Желаешь читать разные акафисты по усердию? Можешь читать, но с тем, чтобы при этом не мнить о себе нечто и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай».
Преподобный Никон (Елев) сказал, что если есть желание помолиться больше обычного, то помолись, но делать его как обязанность не нужно, потому что когда не сможешь его делать дополнительно можешь впасть в уныние и смущение.
Можно, конечно, добавить еще несколько глав из Евангелия или перед иконой Божьей Матери, но не добавляя к своему правилу это новое.
Всегда стараетесь советоваться у того, у кого исповедаетесь, если нет еще духовного отца. Но своеволием не занимайтесь. Одного с советом поклона будет иногда достаточно, чем много непосильных своевольных.
Не будьте как фарисей, они много молились ,но без смирения. А лучше идите мытаревым путем, его смирением, которое обычно рождается от послушания. А лучше идите царским путем, то есть рассуждение с советованием.
Еще стоит заметить что по благословению молитвы всегда труднее исполняются, но зато бывает полезно, что большим трудом приобретается. Даже старец (Литвокин) заметил, что выполнять правило по благовонию труднее, нежели своевольно. Можно выполнить огромное количество поклонов с тщеславием, но когда с благовонием, а тем более со смирением это гораздо труднее.
Если не удается вновь читать молитвенное правило, из-за разного рода повседневных дел, старец Никон советовал не унывать, а смиренно укорить себя в немощи.
«Правило молитвенное старайся не упускать ни утром, ни вечером, - говорил он, - но если когда по какой-либо причине опустишь, особенно по не зависящим от тебя обстоятельствам, то не смущайся, а смиренно укоряй себя в немощи, ибо самоукорение есть невидимое восхождение, а смущение, по словам батюшки Амвросия, нигде в числе добродетелей не поставлено».
Помимо привычных правил нужно иметь память о Боге в течении дня. Стараться почаще говорить: "Господи помилуй, Господи помилуй, Господи защити, Господи благослови, Слава тебе, Господи…" так краткими молитвами будет освещаться ваша жизнь.
«Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия», – учил старец Иларион (Пономарев).
Преподобный Никон напоминал:
«Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, – читайте с сердцем: “Господи, помилуй!”»
«Когда будешь скорбен и уныл и найдет на тебя искушение тяжкое, ты только одно тверди: “Господи, пощади, спаси и помилуй раба Твоего!” И скорбь облегчится».
На вопрос о краткой молитве, которую можно часто повторять, преподобный Никон отвечал:
«Молитесь просто: “Господи, даруй мне благодать Твою!” И Господь пронесет мимо вас грозу».
Одни правила молитвенные не помогут. Старайтесь идти "средним" путем. Обрати внимание на дела любви к ближним, матушке, супруге, детям. Если кто так идет, у того мирно устроение, терпеливое отношение к немощам других, и это доброе состояние становится постойным.
Важно очень смирение. Если его не будет, то хоть сколько об пол бейся, а страсти не умалтся.
Молиться нужно даже о том, чтобы научиться правильно молиться. Преподобный Никон писал: «Мы сами по себе, без Божественной помощи, и помолиться-то не в состоянии: не можем мы молиться как следует и не знаем, как и о чем молиться».
Преподобный Никон советовал:
Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление. Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!»