Урок 10. Часть 1. по ссылке:
Перед тем, как начать объяснение про шпринги, надо ввести несколько важных понятий, так как без них, объяснение станет сложнее, а в дальнейшем, они еще не раз пригодятся.
Диаметральная плоскость (ДП) - это плоскость делящая яхту вдоль, на две равные части.
Мидель - это плоскость, делящая яхту поперек на две равные половины, как правило, в самой широкой части.
Основной плоскости здесь касаться не буду, она не пригодится.
Эти определения применяются, в первую очередь, при постройке теоретического чертежа яхты и служат для того, чтобы вычислить будущую форму корпуса, но сейчас я ввожу эти понятия для объяснения работы шпрингов. Про теоретический чертеж напишу отдельную статью.
Итак, вернемся к теме урока.
При усилении ветра или волнения, яхты, пришвартованные поперек причала, можно оттянуть подальше от причала, но что делать, если вы пришвартованы лагом к причалу?
Яхта, пришвартованная лагом к причалу или, тем более, к другой яхте, должна обязательно применять шпринги - оттяжки , так как при усилении ветра или волнения, продольных швартовых хватит только на то, чтобы удержать ее около причала, но не обезопасить от повреждений. Яхту, стоящую на продольных концах (без шпрингов) , будет выталкивать на причал, подбрасывая волнами, набегающими от прошедшего катера или при естественном усилении волнения, обрывая кранцы, леера и ломая леерные стойки.
Понятно, что, как правило, гавани защищены от ветрового волнения, но волнение бывает разное, да и прохождение крупных судов в портах и гаванях мимо вашей, стоящей лагом яхты никто не отменял, и вряд ли стоянка без применения шпрингов позволит вам избежать повреждений. Все, кто хоть раз оказывался в подобной ситуации, хорошо понимают, о чём идёт речь.
При сильной качке прижатую яхту перемещает вверх-вниз. Кранцы, зажатые между корпусом и причалом, во время движения яхты вверх оттягивают леера, выворачивая леерные стойки из стаканов.
А потом, во время движения вниз кранцы выдавливаются наружу и могут выскочить на причал, перестав служить защитой борту.
Основная причина проблемы в том, что лодка была слишком притянута к причалу продольными концами и находится слишком близко к нему. В идеале, яхта должна подниматься и опускаться на волнах, вообще не касаясь причала, но нельзя также и давать ей возможность отходить от причала слишком далеко.
Перед тем, как двигаться дальше, напомню, что классический комплект швартовых концов яхты состоит из шести тросов и включает в себя пару прижимных швартовых, пару продольных (носовой и кормовой) и два шпринга.
Шпринги (красным цветом) — это длинные швартовые концы проведенные с носовой утки или оковки назад на причал в район кормы, и соответственно, с кормы на причал в район носа.
Так вот, если вы решили встать к причалу лагом, то наиболее правильное положение лодки должно быть таково, чтобы яхта стояла именно у причала, рядом с ним, а не лежала на нём и не была прижата к нему. Чтобы она едва касалась его кранцами в районе миделя (самого широкого места лодки), и в то же время не была слишком далеко.
Такое положение лодки может быть обеспечено применением шпрингов в комбинации с прижимными швартовыми. Как на картинке.
В идеале длина швартового конца для шпринга должна быть около 1,5-2 длин корпуса, для того, чтобы можно было завести их «серьгой» (швартов пропущен через любое шваптовое устройство (кольцо, кнехт, утку и пр.,на берегу и оба конца находятся на яхте. При отходе от причала, один конец отпускается и после того, как он выхлестнулся из швартового устройства, забирается на яхту. Экипажу, при такой проводке швартовых, выходить на причал, при отходе, не нужно)
На снимке вы видите вариант заведения шпрингов с мидельной утки на причал в сторону кормы и в сторону носа, но этот вариант, все-таки, хуже классического, хотя для небольших яхт, вполне подходит, не давая лодке перемещаться вперед и назад.
Применение шпрингов дает два важных эффекта.
Правильно проведенные под небольшим углом к ДП судна (чем дальше в нос и в корму, тем лучше), шпринги эффективно предотвращают перемещение корпуса вперед-назад;
При натяжении шпринги работают как рычаг, отводя корпус от причала.
Так, когда лодка движется назад, кормовой шпринг, натягиваясь, препятствует этому перемещению и как бы тянет ее за кормовую утку вперед, тем самым отводя нос от причала. Аналогично, но с точностью до наоборот, работает носовой шпринг — он отводит от причала корму. Работая в паре, они не дают лодке прижаться к причалу.
Но нам нужно, чтобы лодка не вертелась, как уж на сковородке. Это, по меньшей мере некомфортно. А ещё было бы хорошо, чтобы она не уходила далеко от причала. Здесь начинают выполнять свою работу прижимные швартовы, которые, как вожжи, не позволяют корпусу далеко удалиться от причала и предотвращают «рысканье» яхты.
На втором фото - вариант более предпочтительный.
Обычно швартовые концы настраиваются так, чтобы оба шпринга были слегка натянуты, а прижимными швартовыми регулируется расстояние от корпуса до причала так, чтобы между кранцем и причалом был зазор 10-15 см на миделе. При этом прижимные концы должны иметь небольшую слабину, чтобы не мешать работе шпрингов. Стоять очень комфортно.
Рекомендую, уже после того, как вы завели все швартовы, покачать и подвигать яхту вперед-назад и посмотреть, как она себя будет вести, и если она не касается причала, ни при каких ваших действиях, то, посмотрев прогноз и убедившись, что шторма не предвидится, можете спокойно отдыхать, НО!
!!! При усиливающемся навальном ветре, стоянку лагом надо видоизменить, оттянув лодку от причала, заведя длинные концы с другого борта на какое-нибудь надежное место на берегу, буй от муринга или на соседнем причале так, чтобы лодка ни при каких обстоятельствах не касалась причала. Это нужно делать заблаговременно, так как в условиях шторма, вы уже мало что успеете сделать. Либо, сменить место стоянки!!!
Помимо стоянки, шпринги успешно применяются и на отходе/подходе к причалу, но об этом будет в другой статье.
Все уроки курса здесь: