Не так давно услышал об очень интересной модели построения учебных занятий и думаю она вполне может себя зарекомендовать в кругах российских педагогов. Давайте обсуждать!
Перевернутый класс – это модель (я бы даже сказал инновация) обучения, согласно которой ученики изучают новый материал дома, а на занятиях выполняют практические задания, упражнения и кейсы.
Принцип предложен в 2007 году, двумя учителями естественных наук - Джонатаном Бергманом и Аароном Cамсу (США).
Да, кто-то подумает: «А в чем смысл? Я могу провести традиционный урок и затем провести семинар или практическое занятие». Но, наверняка, сами понимаете, что такая система скучна и однообразна, при наличии в классе 30 учеников ни о какой индивидуальности, дифференцированности и личностно-ориентированном подходе речи быть не может (а если и может, то в редких случаях).
В модели «перевернутый класс» новый теоретический материал изучается учениками самостоятельно. Роль учителя заключается в том, чтобы подготовить этот самый материал, который, между прочим, может быть трех видов:
Подкаст (Podcast) — это звуковой файл, аудиолекция в котором содержится основная информация по теме урока.
Водкаст (Vodcast) — аналогично подкасту только видеофайлы. Видео необязательно должно быть записано учителем, это могут быть любые обучающие видеосюжеты (YouTube, FoxFord, Российская Электронная Школа, Skillbox и т.д)
Пре-водкаст (Pre-Vodcast) – это видеолекция записанная учителем, просматривая которую ученики получают представление о теме еще до начала занятия.
Видите разницу? Нет? Ну, тогда посмотрите на результаты моего небольшого эксперимента. Я провел сравнение традиционной модели «теория – практика» (далее МТП) с моделью «перевёрнутый класс» (далее МПК) в 9-х классах - листайте галлерею.
Да, результаты может и не ошарашивающие, но все же по общению с детьми видно, что 9Б усвоили материал чуть лучше, чем параллельный. Поэтом перейдем к преимуществам модели:
1. Практичное использование времени. Вы тратите больше времени на практику, попутно углубляя и расширяю теоретический материал.
2. Полная индивидуализация. Ученики проходят теорию в своем темпе (конечно же в определенном временном интервале), у них есть возможность найти дополнительный и более подробный материал.
3. Пропущенное урок не «пробел в знаниях». Если ученик пропустил урок, это не сильно скажется на его образовательном результате. Он может самостоятельно изучить предложенный учителем материал и восполнить пробел, когда ему необходимо.
Можно еще написать про развитие самостоятельности, творческого и критического мышлений, но это я считаю лишним, так как моей целью было научить детей решать задачи и применять законы наследственности на практике. Все остальное, что там развилось считаю приятным бонусом – развилось, сформировалось и хорошо!
Но, как и все в этом мире модель перевернутого класса неидеальна и имеет существенный недостаток, который, по-моему, очень хорошо нивелируется его преимуществами:
1. Подготовка технологичного материала. Если вы используете технологию водкаста, то здесь проблем не возникнет – заходите на YouTubе, ищите соответствующий материал и рассылаете.
Сложнее дела обстоят с подкастами – я не знаю платформ, где их можно взять, поэтому придется потрудиться, записывая лекцию на диктофон.
Пре-водкаст – технология, которая энерго-время-затратная и может потребовать специального оборудования (например, прозрачной доски или хорошей камеры).
Использовать или нет данную технологию в своей профессиональной деятельности зависит только от Вас. Мой опыт применения такого подхода показал, что ученики заинтересованы и мотивированы к изучению материала по модели «перевернутый класс», так как они имеют возможность делать акценты на важных частях материала, изучать их в своем темпе и индивидуализировать. Кроме того, такой подход позволяет более эффективно использовать время на занятиях, уделяя большее количество на поиск практического применения знаний.
Литература:
1. iSpring: Перевернутый класс: технология обучения XXI века – URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka (дата обращения: 09.12.2023)
2. Википедия: перевёрнутый класс – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Перевёрнутый_класс (дата обращения: 09.12.2023)
3. Фоксфорд: Что такое перевёрнутый класс и как это работает – URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/metodika-perevernutij-klass (дата обращения: 09.12.2023)