Был такой советский писатель Николай Леонов, сотрудник уголовного розыска, который после выхода на пенсию начал писать очень интересные детективы про сыщика Льва Гурова. Его книги хорошо продавались, а популярность росла. По многим его милицейским историям снимались фильмы, даже недавно сняли телесериал про майора Гурова.
А для советского кинематографа он успел написать сценарии к двум очень известным фильмам: "Операция Омега" и "Трактир на Пятницкой". Второй фильм побил кассовые рекорды. Это была экранизация истории из времен НЭПа в советской Москве 1920-х годов.
Фильм снимал мэтр советского кино режиссер Александр Файнциммер, который начинал свою карьеру еще в немом кинематографе в довоенные годы.
На момент начала съемок "Трактира на Пятницкой" ему было 70 лет, но пожилой возраст не был помехой для выпуска отличной картины, которая была вскоре высоко оценена кинозрителями всех поколений. Съемки прошли в спокойной творческой обстановке без скандалов и ссор в съемочной группе, что бывало очень редко на площадке во время творческого процесса.
Отдельно можно отметить мастерскую работу Тамары Семиной - хозяйки трактира. Она так вошла в образ и показала разбитную красотку, которая легко управляла бандой, что ее первоначально второстепенная роль стала одной из главных. На роль внедренного милицейского агента Француза пригласили Льва Прыгунова, сыгравшего в предыдущей ленте Файнциммера "Без права на ошибку". Его режиссер утвердил без проб.
Главаря бандитов Серого сыграл Константин Григорьев, который играл в театре и снимался в кино, не имея специального театрального образования. Еще одного сотрудника милиции сыграл Виктор Перевалов, знакомый нам по детской сказке "Марья-искусница". Повзрослев, он так и остался юношей с детским лицом. В фильме у него получилась драматическая серьезная роль.
В роли бандита Цыгана снялся Николай Еременко-младший. Он охотно согласился появиться в роли слегка побитого жизнью мошенника.
Самым сложным был подбор на роль главного героя "Трактира на Пятницкой" обаятельного Пашки-Америки. Было очень нелегко выбрать актера, который подходил бы на эту роль стопроцентно из имевшихся в базе киностудии "Мосфильм". Артист должен быть молодым, симпатичным и обаятельным, чтобы в него зрители безоговорочно влюбились.
Режиссер долго не мог найти актера, пока в Ленинграде ему не попался на глаза молодой студент театрального вуза Александр Галибин. Он прошел пробы и был утвержден. Несмотря на отсутствие опыта съемок Галибин справился и перевоплотился в симпатичного мошенника, который покорил зрителей своей харизмой. После выхода фильма на экран он стал знаменит и узнаваем.
Действие фильма происходит в1920-е годы в Москве. МУР собирается ликвидировать банду Рыбина по кличке Серый, которая расположилась в трактире на улице Пятницкая и занимается разбоями, грабежами и убийствами.
В трактир внедряется ленинградский милиционер Николай Панин под кличкой Рыжий. Но в это время из лагеря совершает побег настоящий бандит Рыжий, под личиной которого он внедрился в банду.
Хозяйка трактира вместе с Серым руководит бандой и обнаруживает, что все они находятся под наблюдением МУРа. Здесь начинаются игры по вычислению внедренного информатора. Тут же в дело вступают Француз и Цыган. В это же время милиционеры ищут бандитского агента, внедренного в МУР. В общем сюжет лихо закручивается и превращается в сложную игру с обеих сторон. До полного разрешения ситуации фильм держит в напряжении.
Но бандиты в конце концов попадают в ловушку МУРа. Их окружают и арестовывают, хозяйку трактира и Серого убивают во время перестрелки. И только в финале становится известно, что Француз сотрудник МУРа.
В целом фильм получился удачным. Все актеры справились со своими ролями, режиссер и оператор свою работу тоже выполнили на отлично. В 1977 году фильм стал одним из лидеров проката.