В современной индустрии звукозаписи существует множество методов и ухищрений для творческого и креативного процесса создания музыкальных композиций. Одним из таковых является стереозапись. Особенно хорошо она проявляет себя в работе с разными музыкальными инструментам.
В этом посте мы рассмотрим один из самых простейших методов стереозаписи в формате XY на примере струнных инструментов и акустических гитар с использованием пары микрофонов Октава МК-012.
XY Stereo - это способ записи, когда два микрофона, кардиоидных или суперкардиоидных, устанавливаются под определённым углом. Собственно, в этом размещении и есть главный секрет такого метода. Очень важно знать, что оси капсюлей микрофонов должны совпадать, а акустические оси развёрнуты под углом.
Значения по величине угла можно использовать разные, в зависимости от решаемых задач, как правило, этот угол равняется от 90 до 120 градусов в оптимальном и приемлемом значении. Самое главное, не переборщить с экспериментами и не испортить моносовместимость. Стоит выстраивать эту систему на слух, не забывая контролировать искажения пространства и панорамы. Если вы всё сделали правильно, в итоге у вас будет отличный, качественно записанный, моносовместимый сигнал, с превосходной читаемостью.
Акустические и классические гитары пишутся на систему «XY Stereo» следующим образом - пара микрофонов устанавливается напротив инструмента, примерно около розетки или 12-го лада. Расстояние вариабельно, но микрофоны должны быть расположены в ближнем поле. Зачастую, это 30-50 см. Расстояние микрофонов до источника звука во многом зависит от партии, её динамики и техники игры исполнителя. Здесь стоит ориентироваться на слух.
Скрипки таким методом пишутся несколько по-другому. Пара микрофонов устанавливается под углом к исполнителю, около 30-40 градусов от прямой оси. Также пару МК-012 следует расположить над скрипкой, выше исполнителя, угол наклона микрофонной системы определяется на слух. Расстояние от источника звука до микрофона примерно такие же, как и в случае с гитарой.
Самой собой, можно и нужно экспериментировать с расстояниями и положением о микрофонов в пространстве.
Также таким методом можно записать квартет струнных. В этом случае пара микрофонов находится в центре, а исполнители располагаются полукругом, по расстоянию - в равных пропорциях, относительно микрофонов. При таком способе записи микрофоны уже можно расположить в среднем поле, чтобы полностью охватить весь звуковой поток.
А вот отдельная стереозапись таких струнных как альт или контрабас - практически ничем не отличается от аналогичной техники применимой в записи гитар.