О некоторых секретах подземелий в секторе Газа
рассказывает отставной офицер Вооруженных Сил России.
Тема подземных сооружений в секторе Газа сейчас на слуху. Бойцы движения ХАМАС активно (и довольно успешно!) используют их для противодействия израильскому ЦАХАЛ в ходе продолжающегося уже два месяца конфликта. В мировую военную историю вписана новая отдельная глава.
В середине ноября Израиль предпринял попытку затопить тоннели морской средиземноморской водой, но, судя по фронтовым сводкам, большого успеха не добился. Палестинцы по прежнему имеют возможность маневра под землей, общую протяженность тоннелей по состоянию на 2021 год спецслужбы еврейского государства оценивали более чем в 500 км, а количество выходов на поверхность — примерно в 1300.
Наш собеседник — офицер запаса Российской армии — почти тринадцать лет назад во время проведения одной из специальных операций за пределами нашей страны перемещался под территорией Израиля и сектора Газа как раз по системе этих подземных тоннелей.
- Как Вас туда занесло?
- В конце 2010 года мое руководство поставило ряд определенных задач, для выполнения которых необходимо было наше неофициальное, но деятельное присутствие непосредственно на территории Египта. Приняли решение о формировании небольшой мобильной спецгруппы из специалистов высокого уровня, на тот момент уже пребывавших в запасе, так называемых «отставников».
Поскольку операция готовилась весьма спешно и не все ресурсы было дозволено использовать, на полноценное легендирование перемещений через границы времени просто не оставалось, поэтому решили обойтись преимущественно без авиаперелетов (в паре мест нас все-таки перебрасывали по воздуху, если не считать, конечно, России, но относительно недалеко, и один раз по воде). А так-то: ножками, как водится.
Понятно, что при перемещении через Израиль вопрос о наземной «прогулке» даже не поднимался. Были договоренности о проходе именно подземными тропами…
- По тем самым тоннелям?
- Да. Но сначала надо бы внести некоторую ясность во взаимоотношения с ХАМАС. Россия никогда не поддерживала эту организацию (вопреки тому, что утверждает «весь цивилизованный мир»), хотя ряд встреч на дипломатическом уровне все же проводился. Крайний раз официальная делегация ХАМАС побывала в Москве в сентябре прошлого года, были встречи с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, в Казани с главой Татарстана Рустамом Миннихановым, состоялось посещение Государственной Думы России.
Палестинцы остались очень довольны оказанным им в нашей стране приемом, а возглавлявший делегацию лидер ХАМАС в секторе Газа Исмаил Хания, комментируя итоги визита, отметил, что они «разделяют многие позиции российской внешней политики». Замечу, что в России ХАМАС не считается террористической организацией. Хотя бы потому, что она не действует на российской территории, следовательно, дать какую-то юридическую оценку ее деятельности мы не можем.
- Для чего эта политинформация?
- А хотя бы для того, чтобы лучше понимать некоторые обстоятельства той командировки. Я доложил Вам и Вашим читателям, что для того, чтобы нормально общаться, не обязательно крепко дружить и целоваться в десны взасос. Мы прекрасно помнили, что в создании ХАМАС принимали участие не только пресловутые «Братья-мусульмане»* (а резкая активизация их действий в Каире как раз и была одной из главных причин нашей срочной поездки в Египет), но и некоторые израильские спецслужбы, в частности, пресловутый МОССАД. Неожиданно, да?
К тому же ряд бойцов ХАМАС воевал против нас в Афганистане**, а такое помнится, гм, достаточно долго. Поэтому переговоры были, скажем так, несколько напряженными, но в итоге обо всем договорились, к вящему удовольствию сторон. Правда, нас попросили в качестве ответной услуги устроить пару-тройку «бяк» израильтянам — как бы в качестве «платы за проезд», вернее, проход. По нашему, так сказать, основному профилю. Отказаться мы не могли.
В результате всем нашим участникам той операции, выражусь обтекаемо, крайне нежелательно ни посещать государство Израиль, ни «светиться» где-нибудь чересчур близко от него — службисты во всех странах народ злопамятный. И, заканчивая свою, как вы назвали, политинформацию, вкратце замечу, что всю свою короткую жизнь, четыре десятка лет, ХАМАС жестко конфликтовал и с Организацией Освобождения Палестины (помните Ясира Арафата — а вот его в СССР реально любили!), и особенно с военной структурой ООП — ФАТХ. До гражданской войны уже в новом тысячелетии доходило.
И еще один штришок для, скажем так, полноты картины маслом. Палестинская тема — она очень, очень денежная. В Организации Объединенных наций с 1975 года учрежден специальный Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа, его мандат продлевается ежегодно. Вы даже не можете представить себе, какого размера суммами оперирует эта, извините, лавочка. А поскольку чиновники сидят на этой теме десятилетиями… Россию коррупция одолела, говорите? Ну-ну.
К тому же вопросами Палестины постоянно занимаются не только Совет Безопасности и Генеральная ассамблея ООН, но и Экономический и Социальный Советы, а также Совет по правам человека этой уважаемой пока еще международной организации. А это подразумевает дополнительное финансирование отдельных программ. Впрочем, не будем сейчас чересчур углубляться, это — отдельная и очень большая тема, нам пора вернуться к подземельям Газы.
- Вы можете показать на карте, где входили-выходили?
- Хороший вопрос задаете, молодой человек! Коротко отвечу — нет. Только очень и очень приблизительно. Понятно, что мы обошлись без всех этих дешевых мелодраматических приемов с завязыванием глаз или, там, с мешками на головы. Но, во-первых, и вход и выход проводились зимней ночью при пасмурном небе. А во-вторых, все эти мероприятия шли в достаточно высоком темпе, времени оглядываться и запоминать ориентиры просто не было. К тому же хозяевам вряд ли пришлась бы по душе такая наша, гм, заинтересованность.
Приблизительно районы (и практически точки) входа и выхода на карте мы потом коллективными усилиями определили, но! Это вам не московское метро, входы в которое видно издали, они специально для такой именно цели маркированы. Это могут быть самые разные варианты: от обычного подъезда в многоэтажке (найди его потом в едва знакомом районе среди однотипных домов!) до, скажем так, кузова якобы разбитого при израильской бомбежке автомобиля, причем фантазия у палестинских инженеров при строительстве работала запредельно.
И, да — представьте себе, общая протяженность всех этих рукотворных специализированных подземных коммуникаций, созданных ХАМАС за четверть века в Газе, составляет более полутысячи километров! Это не с бухты-барахты данные. Это по оценке израильских спецслужб 2021, кажется, года…
- Сколько из них пришлось пройти Вашей группе?
- Ну, мы ж там так, просто погулять вышли (улыбается). У нас был конкретный маршрут с севера на юг (от Бейт-Хануна до Рафаха, с небольшим крюком по дороге — чтобы хозяев поблагодарить, сделав «бяки» израильтянам), движение — опять же в темпе. По мышечным ощущениям, за тридцать километров. Причем эта оценка практически точно совпала у всех наших, когда потом обсуждали.
- Красотами подземного Ближнего Востока налюбовались?
- Ага. Как там? «Не счесть алмазов в каменных пещерах»? Сокровища царя Соломона, точно. Волшебные сады Семирамиды. Входили мы в восьмом часу вечера, вышли — где-то в шестом утра. Не знаю, какая часть этих катакомб освещалась тогда централизованно (как по мне, таким заморачиваться точно не стал бы, в нужном месте генератор воткнул, и довольно), местами в отдалении световые отблески наблюдали, шли по тоннелям в лучах фонарей сопровождающих. И хотя двое (всего было четверо провожатых) вполне сносно говорили по-русски, особо ни о чем их не расспрашивали — чересчур любопытные в таких делах, скажем так, долго не живут.
Но, отмечу, сухо и тепло — что человеку еще для счастья надо? Пару раз останавливались перекусить, да. Резких смен направления движения не было. Проводники ориентировались без карт и каких-либо указателей в окружающем пространстве, никаких затруднений не испытывали. То ли постоянно работают на определенном маршруте, который им очень хорошо знаком, то ли… Впрочем, это уже наши домыслы, они не слишком интересны.
Движение по тоннелям было тогда, скажем так, не сильно оживленным, хотя — ночь все же. Насчет времени суток на перемещение под Газой с ХАМАС договаривалась напрямую Москва (не знаю с кем), видимо, и дополнительное спокойствие хозяев, что мы не увидим лишнего, в расчет также принималось. К слову, пока мы работали свои «бяки», трое из проводников уходили куда-то, с нами оставался только один сопровождающий, да и тот показательно не обращал никакого внимания на нашу работу.
- Вот так вошли, и — как по рельсам на трамвае вышли?
- Не совсем так. Тоннели разные. Значительная часть проходит в достаточно плотном грунте (скорее всего в песчанике), но в основном стенки бетонированы. Где-то встречал данные, что только на один тоннель длиной 800 метров ХАМАС израсходовал около 600 тонн бетона! Тут, между прочим, палестинцам, что парадоксально, частично помогает Израиль. Израильтяне обязаны поставлять (после перемирия 2009 года) на территорию сектора Газа тот же цемент, львиная доля которого уходит не на восстановление надземных разрушений, а на подземные работы.
И, да — видимо, с легкой руки палестинцев, учившихся в Москве в инженерных вузах еще в советские годы, всю эту систему тоннелей под Газой называют «палестинским метро». В разное время слышал рассказы, как, к примеру, студенты из Палестины активно интересовались некоторыми особенностями обороны Севастополя в Крымской войне 1854-55 годов. Тогда шла активная минная и контрминная война на суше, копалось множество минных и контрминных подземных галерей.
Палестинцы плотно освоили опыт работ, проводившихся под руководством и по планам гениального русского генерал-инженера Эдуарда Тотлебена, тем более начинали, скажем так, в сходных условиях и местами даже со сходными грунтами. Поначалу и инструменты были фактически те же самые: кайло да лопата, для выноса вынутого грунта использовались простейшие волокуши. В условиях экономической блокады сектора Газа значительная часть тоннелей копалась для, скажем прямо, обычной контрабанды: горючее, продукты, сырье. Но и про чисто военные аспекты ХАМАС не забывал.
Для пресечения работы «палестинского метро» Египет пробовал заливать входы, найденные со своей стороны, банальными нечистотами***. На какое-то время помогло, но не все норки были обнаружены. Израиль, начав возведение пограничной стены безопасности, старался ее максимально заглубить под землю. Как видим по результатам атаки 7 октября, ХАМАС нашел-таки дырочки в этой системе защиты, сведения о которой строжайше засекречены (там задействовано множество различных приборов и датчиков, помимо прочего). Египет также строит стену вдоль своей 12-ти километровой границы с сектором Газа, и тоже заливает бетон под землю, но и контрабанда, и оружие в Газу по подземным коммуникациям поступают.
В начале января 2011-го там было так — не слишком уже бедненько, но размах и настроение на расширение сети тоннелей и ее качественное и пространственное улучшение просматривались четко. Сразу понятно было значение «палестинского метро» в чисто военном плане: от поставок оружия и личного состава (при необходимости) с египетской стороны до вылазок на территорию Израиля — хоть в разведывательных, хоть в диверсионных целях. Говорят, сейчас в большинстве этих тоннелей проведено электричество, работает вентиляция.
- В последнее время публикуются карты и схемы, что «палестинское метро», как Вы его называете, сейчас стало многоуровневым — то есть, как минимум, «трехэтажным». Верхний уровень — чисто коммуникационный, на «этаж» глубже расположены мастерские, склады вооружения и боеприпасов, на нижнем уровне — командные пункты. Как-то можете такие утверждения прокомментировать?
- Ну… Не буду «врать как очевидец» (благо мы были там все же почти тринадцать лет назад, очень многое изменилось с тех пор — и в мире, и на местности). По замыслу — да, такой порядок построения кажется вполне разумным с военной точки зрения, хотя склады боеприпасов размещать на втором уровне… Логичнее как-то поближе к поверхности, учитывая скоротечность современного боя и повышенный расход боеприпасов. Бегать с патронными ящиками по тоннелям — занятие не из приятных и не из легких. К слову, видел фотографию с размещенными вдоль тоннеля ракетами — так сказать, спошной поручень такой на высоте повыше метра от земли.
К тому же есть и дополнительные нюансы, связанные, скажем так, и с наземной логистикой, и с объемами работ. Ну вот представьте — Вам нужно заглубить метров на 40-50 командный пункт площадью, скажем, 10 на 10 метров — это немного, поверьте, самый минимум для батальонного, условно, звена. Высота потолков в таких помещениях желательна от 2,70 до 3 метров. Это триста кубов грунта надо, как минимум, поднять незаметно с глубины — ну, пусть 40 метров. Плюс входные-выходные галереи. А МОССАД не дремлет!
Впрочем, в лохматые годы, когда все мы были намного моложе, в Грозном (это после первой Чечни, после «Хасавьюртовского мира») обнаружили отлично оборудованный подземный госпиталь бармалеев на две тысячи коек. И под десяток операционных при нем…
- Как раз и хотел спросить: раньше с подобными сооружениями сталкиваться приходилось?
- С настолько масштабными? Конечно, нет. Впрочем, любой большой современный город имеет сейчас под землей, как правило, несколько уровней. Те же системы канализации можно использовать совершенно различными способами (чем мы немного в Каире тоже позанимались, я Вам рассказывал), и для обороны, и для наступления. И весьма изобретательно использовать. Крупные предприятия — там тоже в каждой избушке свои погремушки. Из недавней совершенно истории можно вспомнить и подземелья «Азовстали» в Мариуполе, и соляные шахты в Соледаре, и тоннели Бахмута/Артемовска. Сам пока там не побывал, надеюсь когда-нибудь все осмотреть.
В чеченском Бамуте было интересно в свое время. Конечно, никакого сравнения с Козельской дивизией РВСН, которую как-то по замыслу руководства пришлось брать, но везде своя специфика, которую, естественно, надо тщательно изучать. Простой пример приведу: до первой чеченской считалось, что прицельно выстрелить из гранатомета в вертикальном канализационном люке снизу вверх — невозможно. Оказалось, что это совсем не так.
От редактора: Ближний Восток - не только узел политических и прочих противоречий, не только грандиозный бизнес-проект, в котором буквально все (кому не лень) отмывают астрономические суммы во всех валютах мира... Это ещё и очень специфический пятачок взаимодействия разведсообществ основных глобальных игроков, место, где обычные взаимоотношения между этими сообществами (характерные для любой другой точки земного шара) могут превращаться в свои антиподы, когда враги становятся союзниками... и наоборот.
Аркадий СПИЧКА
* Организация признана в России террористической.
** Не только в Афганистане... В частности в Сирии, практически в наши дни. Кстати, эвакуировать сотрудников ХАМАС из Сирии, после того как российско-сирийские силы там их чутка поприжали помогали сотрудники Моссад.
*** Нонче ЦАХАЛ пробует тотально решить этот вопрос, закачивая морскую воду. Показательна в этой связи реакция на это в окружающем мире. Как бурно возмущаются "интересанты" и как хранят ледяное молчание те, кому плюшки от всех видов контрабандного "движа" по этим туннелям не перепадают))