Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие № 3.
Задачи:
Формировать представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – цифра «2»;
Развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным счетом (1,2)
· устанавливать отношения между группами предметов путем опосредованно (через число, полученное в результате счета);
· считать и воспроизводить заданное количество движений.
Продолжать развивать умение:
· отвечать на вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» выражениями «столько - сколько», «поровну», «больше», «меньше»;
· ориентироваться на себе, выделяя правую и левую руку.
· различать и называть шар и куб.
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: цифры «1», «2»; игрушечная собачка; шар и куб небольшого размера; «волшебная коробка» (с двумя ячейками и открывающейся в обе стороны крышкой).
Раздаточный материал: цифры «1» (2 шт.), «2» (2 шт.), «3», «4»; шары небольшого размера наглядное пособие (карточка)
Ход занятия.
1. – Ребята, кто из вас был в цирке?
- Какие артисты, цирковые номера вам понравились больше всего?
- Предлагаю устроить небольшое цирковое представление.
- Сейчас я буду дрессировщиком. А это моя дрессированная собачка.
Используется игрушечная собачка.
- Моя собачка умеет считать. Вот смотрите.
Воспитатель рисует на доске цветок.
- Собачка, сколько цветов?
Воспитатель берёт в руки игрушку и отвечает «за неё»: собачка «лает» один раз: «Гав».
- Сколько раз собачка сказала «Гав»? (один).
- Дети, правильно сосчитала собачка?
- Собачка, сколько всего детей?
Собачка «лает» много раз.
- Правильно, много детей.
- Дети, помогите мне. Кто хочет считать вместе с собачкой?
Ребёнок выходит к доске, берёт в руки игрушечную собачку и отвечает «за неё» на вопросы.
Воспитатель рисует на доске воздушный шарик.
- Собачка, сколько я нарисовала на доске шариков? (один).
Ребёнок должен произнести «гав» один раз. При необходимости воспитатель помогает ребёнку.
- Ребята, правильно отвечает собачка? Что она сказала? («что один шарик»)
Воспитатель дорисовывает ещё один шарик.
- Сколько сейчас шариков?
Ребёнок должен произнести «гав» два раза.
- Ребята, правильно отвечает собачка? Что она сказала? («что два шарика»)
- Кто ещё хочет считать с собачкой?
Другой ребёнок берёт игрушку в руки и отвечает на вопросы.
- Собачка, сколько у человека глаз?
Ребёнок должен произнести «гав» два раза.
- Ребята, правильно отвечает собачка? Что она сказала? («что два глаза»)
Аналогично: Сколько у человека ушей? Сколько носов?
- Какая умная дрессированная собачка.
- Кто ещё хочет считать с собачкой?
Ещё один ребёнок (знающий цифры «1», «2») берёт игрушку.
- Собачка даже знает цифры.
Воспитатель выставляет на доску цифру «1».
- Какая это цифра?
Ребёнок должен произнести «гав» один раз.
- Ребята, правильно отвечает собачка? Что она сказала? («один»).
- А какая это цифра? Мы эту цифру ещё не учили.
Воспитатель выставляет на доску цифру «2».
Ребёнок должен произнести «гав» два раза.
- Ребята, правильно отвечает собачка? Что она сказала? («два»).
- Конечно, вы все уже видели эту цифру. Она обозначает число «два».
- Похлопайте дрессированной собачке.
2. – Давайте сосчитаем животных в нашем цирке.
Перед детьми лежат раздаточные наглядные пособия и набор цифр от «1» до «4» (по 2 цифры «1» и «2»).
- Посмотрите на картинку и назовите животных нашего цирка.
- Сосчитайте сколько всего собачек и поставьте нужную цифру в окошечко возле собачек.
- Сколько собачек? (две). Какую цифру надо поставить в окошко справа от собачек? (два).
- Потом сосчитайте слонов, обезьянок и медведей и поставьте цифры в окошечки.
Дети выполняют задание. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
- Сколько в цирке собачек? Слонов? Обезьянок? Медведей?
- Кого в цирке больше: слонов или собачек?
- Кого меньше обезьянок или медведей?
- Кого больше: слонов или обезьянок? (их поровну; слонов столько, сколько обезьянок). По сколько их? (по одному).
- Кого меньше: собачек или медведей (их поровну; собачек столько сколько медведей). По сколько? (по два).
3. Физминутка.
Дети выходят из-за столов.
- А сейчас мы будем цирковыми гимнастами. Но выполнять движения мы будем со счётом.
- Гимнасты приготовьтесь! Хлопните в ладоши два раза и посчитайте. Начали!
На первом этапе обучения счёту и воспроизведению заданного количества движений воспитатель выполняет движение вместе с детьми и контролирует счёт (один, два).
- Подпрыгните два раза и посчитайте. Начали!
- Присядьте два раза и посчитайте. Начали!
Далее воспитатель показывает цифры «1» или «2» и предлагает задания:
- Подпрыгните столько раз. Начали!
- Руки вверх, потянитесь столько раз. Начали!
- Наклонитесь вперёд столько раз. Начали!
- Присядьте столько раз. Начали!
- Подпрыгните много раз.
4. Дети садятся за столы.
- А теперь мы будем фокусниками.
- Сейчас я вам покажу фокус.
Воспитатель показывает детям шар маленького размера.
- Как называется эта геометрическая фигура? (шар).
Воспитатель прячет шар в «волшебную коробку» с двумя ячейками и открывающейся в обе стороны крышкой (шар кладётся в пустую ячейку коробки; в другой ячейке уже лежит куб). Делает пассы руками, дует на коробочку, предлагает ребёнку подуть или постучать по коробке. Затем открывает коробку в другой стороны, там «оказывается» куб.
- Как называется эта фигура? (куб).
Аналогично «фокус» повторяется: куб «превращается» в шар.
- Хотите, я научу вас делать другой фокус-шутку?
- Возьмите в правую руку шар и спрячьте его в ладони. Покажите зрителям обе руки со сжатыми кулачками, вот так.
Воспитатель производит все действия вместе с детьми.
- Сейчас ваш шар переместится из правой руки в левую. Подуйте на правую руку. Всё: шар в левой руке; но не раскрывайте её. Честно-честно, он здесь в левой руке.
- А теперь шар переместится назад: из левой руки в правую. Подуем на левую руку. Ап! Шар опять в правой руке. Открываем ладонь и показываем шар зрителям! Фокус можно показать с другим маленьким предметом.
5. – Какие задания, цирковые номера были для вас самыми интересными?