145,6K подписчиков

В поисках частички своей души

60K прочитали
Источник telegra.ph
Источник telegra.ph

1961 г
Зина, отвернувшись к стене, плакала. Даже не плач это был, а скулеж, будто щенок поскуливал, потерявший свой дом. Так жалобно, что сердце разрывалось на части. А на другой койке Ульяна сидела, погруженная в собственные мысли. Она думала о том, как жить дальше, когда она выйдет из стен роддома. Куда она пойдет вместе с младенцем? У нее никого не осталось, и ничего у нее больше нет...
Молоденькая девятнадцатилетняя студентка проживала в небольшом Уральском городе в родительской квартире вместе с сестрой, ее мужем и двумя детьми.
Отец не вернулся, пал под Сталинградом в 1942 году, в январе. Тогда же в январе родилась и Ульяна. Александр погиб, не зная, что у него родилась вторая дочь.
Мама на производстве получила травму, потом эта травма начала портить ей жизнь и здоровье и в 1954 году ее не стало. Ульяна росла со старшей сестрой, которая вскоре привела мужа и начала рожать детей. Уле даже нравилось с племянниками возиться, но ее пугал зять. Как-то недобро смотрел он на девушку, как-то не с братскими чувствами гладил ее по коленке. Пробовала она сестре пожаловаться, но та обозвала ее лгуньей и сказала, что Василий никогда бы себе этого не позволил. Не поверила ей Агата, кричала, что Василий просто ей мешает, но надо зарубить себе на носу, что это семья Агаты и вообще, Василий здесь прописан. А ей, Ульяне, надо бы думать о том, чтобы получить профессию, выйти замуж, желательно за парня с жильем, и строить свою семью.
Ульяна училась на повара, но вот молодых парней избегала. Она хотела большой и чистой любви, а не как у Агаты, муж которой не сводит глаз с младшей сестры своей жены.
Но вдруг случилось страшное.. В июне прошлого года Агата уехала вместе с детьми в деревню к родителям Василия. Муж не поехал с ней, сослался на то, что много работы у него, что план надо выполнить.

Агаты не было три дня. В первый же день Василий напился и Ульяна еле отбилась от зятя, убежав ночевать к подруге-соседке. На следующий день Василий вернулся с работы раньше времени и застал девушку врасплох. То, что случилось тогда, Ульяна не забудет никогда. В тот день она потеряла девичью честь и верю в людей.
Всю ночь Василий не отпускал девушку, а под утро пригрозил, что если она кому-то расскажет, то он сделает так, что ее никто и никогда не сможет найти.

Он ушел, а Ульяна плакала. Что ей делать? Рассказать сестре? Если она поверит и заявит на Василия в милицию, ее же саму начнут вызывать на допросы, а это стыд и позор. Да и Василий грозил, а она ему верила, слишком нехорошим у него иногда становился взгляд.
А если сестра не поверит? Ничего не изменится, только Агата будет презирать ее и опять называть лгуньей. Она очень любит своего мужа и видит в нем все только хорошее. Иногда ей становилось жаль сестру - насколько нужно быть слепой и влюбленной дурочкой? А может быть она и подозревает что-то, но не хочет двоих детей без отца растить?

Едва Василий ушел на работу, Ульяна собрала вещи и ушла к подруге, солгав, что поругалась с зятем и будет пробовать выбить для себя койко-место в общежитии.
Но место ей не дали, прописка городская, жилье есть, что еще нужно? Пришлось Ульяне вернуться домой, но она теперь жила в страхе и даже приучила себя носить с собой маленький ножик. Ей было с ним спокойнее. Но на ее удивление Василий больше к ней не лез, получил желаемое и больше не трогал. Только вот нет-нет, да и шепнет угрозу, напомнив ей о том, чтобы держала язык за зубами.
Но самый большой кошмар начался, когда Ульяна поняла, что ждет ребенка. Вот тогда страх железной рукой сковал ее сердце. Ее мучил токсикоз и Агата, поняв, что ее сестра беременна, принялась ругаться на нее, требовала сказать, кто отец, но Ульяна молчала. Что она скажет? Василий перепугался ни на шутку, он понял, что это его ребенок. Но так, как он мечтал о сыне, что-то человеческое в нем проснулось и он успокоил Агату:
- Ей и так плохо, не кричи на нее. Захочет рассказать кто отец ребенка, расскажет.
- Пусть в больницу идет! Не потерплю в своем доме нагулянного ребенка!
- Но это и мой дом тоже, - возразила Ульяна.
- Я не дам позорить себя и свою семью, слышишь? - бушевала Агата, и когда Ульяна уже подняла дерзко глаза, чтобы сказать сестре правду, Василий увел Агату из комнаты, сделав ей знак рукой молчать.

Через время он зашел в комнату и тихо прошептал:
- Если это будет сын, я его сам воспитаю. Для всех он будет моим племянником.
- Но Агата...
- Ее я успокоил. Что сделано, то сделано. И это.. прости меня, я будто с ума сошел тогда, - он вышел из комнаты, а его слова звучали в ушах Ульяны.

Прости... Легко сказать, но что с этим делать? Он всю жизнь ей сломал, из-за него она теперь потеряла веру в мужчин, во всех молодых людях она видела Василия и боялась повторения того, что случилось два месяца назад..

Несколько месяцев по мере того, как рос живот, Ульяне хотелось влезть в петлю. Только самый ленивый не спросил, кто отец ребенка и почему она еще не замужем. А уж нападки сестры и вовсе сделали ее забитой, она боялась линий раз выйти из комнаты, чтобы не столкнуться с Агатой. Та даже детей своих к Ульяне не пускала, будто брезговала ее.
И вот настал день родов... Крича от боли, она зажимала уши руками, чтобы не слышать брань сестры, пока та металась по квартире, собирая роженицу в роддом.
Родилась девочка.. Агата вошла в палату, чтобы проведать сестру и увидела на ее руках племянницу. Но она не считала ее родной по крови.
- Значит, девочка.
- Девочка. Не знаю еще как назвать.
- Не думай пока об этом. Улька... - Агата опустилась на кровать. - Времени у меня мало, медсестра еле-еле разрешила войти к тебе ненадолго в палату. И вот что я спешу тебе сказать... Ты должна оставить ребенка.
- Кому? - не поняла Ульяна.
- Не кому, а где. Здесь, в роддоме. Ты сама подумай, ты ведь еще даже училище не закончила, а уже ребенок на руках. Как ты растить ее будешь? Ты бы знала, как устала я от насмешек соседей. Как жить ты будешь дальше, а главное, на что?
- Я проживу...
- Проживет она. Глупая курица, которая не думает о завтрашнем дне!- Агата подскочила. - А дальше что? Еще одного ребенка в подоле принесешь? Гулящая девка!
- Я не гулящая, не смей так говорить! - огрызнулась Ульяна.
- А то что? - вскинула голову Агата. - Или я не правду говорю? Нагуляла ребенка, а кто отец - не говоришь. Я знаю почему - потому что ты сама не ведаешь, кто отец. Сколько у тебя мужиков побывало в объятиях?

То, с каким презрением говорила ей это сестра, наконец оборвало ту струнку души, которая отвечала за терпение.
- Один у меня побывал. Но не по моей воле! А ведь я тебе говорила, я тебя предупреждала, а ты слышать не хотела! И знаешь, в том, что сейчас происходит, в большей степени твоя вина. Это ты привела домой это чудовище! Это ты мне не верила!
- Что ты сказала?
- А то! Отец моей дочери - твой муж.

Агата взмахнула ладонью и Ульяна еле удержалась на ногах.
- Ты врешь!
- Нет! Слушай, что я тебе скажу! Хватит молчать, сил нет никаких!

И Ульяна рассказала, что произошло в тот ужасный июньский день, перетекший в ночь.

Агата не поверила ей, стояла и хлопала ресницами, а потом выбежала из палаты. К вечеру нянечка позвала Ульяну и указала ей на мешок.
- Тут тебе передали.

Ульяна увидела, что это ее вещи. А сверху на мешок была приколота на булавку записка:
"Лгунья, ты мне больше не сестра! Обвинив моего мужа, чтобы прикрыть свой позор, ты разрушила все хрупкое, что между нами было. В дом не пущу, хоть целое отделение милиции приводи. А если надумаешь все же вернуться домой, учти, жизни тебе не дам, сама сбежишь так, что пятки сверкать будут."

Ульяна попросила пристроить ее вещи в вещевой склад, а сама вернулась в палату, обливаясь слезами.
Так она и сидела, жалея себя, пока не привезли новую роженицу. Та родила ребенка ночью, а утром ей сообщили, что мальчик умер. Такое бывает...

Зина отвернулась к стенке и плакала, а напротив нее сидела Ульяна и думала о том, как ей жить дальше. В квартиру она не вернется, Агата сдержит свое слово и попросту отравит ей жизнь.

.. Зина села на кровать и смотрела, как Ульяна кормит девочку.
- Почему ты все время плачешь? - спросила она. - У тебя здоровая дочь, ты крепкая, сильная. А вот у меня самое настоящее горе...Мы с мужем десять лет пытались родить ребенка, а потом я поняла, что теряю его, что он начинает засматриваться на других женщин. И вдруг чудо - долгожданная беременность. Витю как подменили, он на руках стал меня носить. А теперь как жить дальше? Будут ли у меня еще дети, останется ли со мной муж? - Зина прижала ладони к лицу и зарыдала.
- У тебя есть дом, у тебя есть муж... А у меня никого нет. И дома нет тоже, сестра вещи мои в роддом принесла. Вот я и плачу.
- Как же так? - удивилась Зина, убрав руки от лица и удивленно посмотрев на девушку.

Тихо покачивая малышку у груди, Ульяна открылась этой несчастной женщине и все ей рассказала.
- Но ведь это чудовищно... Она же твоя сестра!
- Она старше меня на десять лет. У нас никогда не было с ней дружбы, а теперь я и вовсе для нее враг...Я не знаю, куда мне идти с ребенком и что делать.

Зина вдруг как-то странно посмотрела на нее и произнесла:
- Отдай ее мне.
- Что? - Ульяне показалось, что она ослышалась.
- Девочку.. Отдай мне... Мой муж сейчас в командировке, он даже не знает, что я в роддоме. А с врачами я сама договорюсь, мой муж не последний человек, средства у нас есть. Ну подумай, куда ты сейчас пойдешь с малышкой? На улице зима, мороз трескучий, а у тебя даже крыши над головой нет.
- Это невозможно, нет, - прошептала Ульяна.

Но после обеда, когда Зина уснула во время тихого часа, Ульяна смотрела в потолок и думала. Она думала о том, что Зина права. Ей некуда идти, не у кого просить о помощи. Конечно, есть подруги, но большая часть из них осуждали Ульяну за то, что она забеременела невесть от кого. Да и что подруги? Разве дело проситься к кому-то на постой с младенцем на руках? Ни работы, ни жилья, ни поддержки...
Встав, она прошла в палату, где лежали в люльках младенцы. Подойдя к дочери, она погладила ее нежную щечку и пушок на голове.
- Прости меня... Прости, милая. Но так и правда будет лучше. Твоя новая мама будет любить тебя, у тебя будет и папа, и все, что ты пожелаешь. Прости..

****

По лицу Ульяны катились жгучие слезы, когда с мешком за спиной она шла по зимней улице города. Дойдя до станции, она села в зале ожидания в уголок и тихо вздрагивала. Сегодня она потеряла себя. Сегодня она лишилась своего сердца и своей души.
Попрощавшись с дочерью, Ульяна пробралась в вещевой склад пока персонал больницы был занят своими делами. Одевшись, она разбудила Зину и тихо произнесла:
- Я ухожу...Назови дочь Настенькой.
Зина села, посмотрела на Ульяну и кивнула. Затем, достав из тумбочки кошелек, она сунула ей деньги в руки.
- Здесь немного, но на несколько дней тебе хватит. Спасибо, я никогда тебя не забуду. С твоей дочерью все будешь хорошо, я клянусь, я обещаю тебе!

Ни слова не говоря, Ульяна вышла и наткнулась на нянечку.
- Это куда же ты собралась?
- Скоро приду, - буркнула Ульяна и выскочила на лестничный пролет, быстро сбежав вниз, пока ее не остановили.

И вот так, сжимая рубли в руках, Ульяна чувствовала, будто бы продала за них свою дочь. Так гадко на душе у нее никогда не было. Она не знала, куда пойти дальше, просто сидела на вокзале и мысли крутились у нее в голове. То она испытывала порыв вернуться в роддом, прижать к себе дочь и попросить прощения, то она вновь и вновь вспоминала слова Агаты и Зинаиды.
И в квартиру к сестре она теперь не вернется. Тот факт, что она бросила своего ребенка, ничего не меняет, она не сможет больше жить с Агатой и Василием в одной квартире.
- Девушка, ближайший поезд будет через шесть часов.
- А? - она будто очнулась из небытия, увидев перед собой женщину в форме. - Нет, я не поезд жду.
- А чего сидите здесь? - женщина сдвинула брови.
- Потому что мне больше некуда идти.
- Здесь не приют для бездомных. И что значит, некуда идти? Значит, ты не работаешь, не учишься? А может, ты сбежала откуда-нибудь? Сейчас я милицию позову, пусть разбираются.
- Не надо милицию, - прошептала Ульяна. - Я с сестрой поругалась, она меня из дома выгнала, а ее муж меня обижал. Я сейчас придумаю, куда мне идти и уйду. Можно еще немного посидеть? На улице так холодно...

Женщина, увидев растерянное и несчастное лицо девушки, усмирила свой гнев.
- Как зовут тебя?
- Ульяна.
- Меня Людмилой Константиновной зовут. Ульяна, тут милиция ходит. Пойдем ко мне в диспетчерскую, расскажешь все.

Ульяна не стала рассказывать все про себя. Просто сказала, что ее зять очень скандальный человек и сестра ему потакает. И теперь вот она ищет работу с жильем.
- Вот что, поспи здесь, а утром, когда придет начальник вокзала, я поговорю с ним. У нас уборщица ушла на больничный, ногу сломала поскользнувшись на льду, заменишь ее.
- А жилье?
- Ну у Бабы Нины свое жилье, а с твоим размещением что-нибудь придумаем. Есть у нас тут каморка, кинем раскладушку, я поделюсь стареньким постельным бельем, так уж и быть. А постирать вещи тебе и помыться договорюсь с бабой Ниной. У нее, правда, две внучки еще живет, но, думаю, пустит тебя до раковины и тазиком поделиться, женщина она добрая.
- Спасибо вам, Людмила Константиновна. У вас очень доброе сердце... - пробормотала уставшая Ульяна, которую разморило в тепле диспетчерской.

Продолжение