(Эту статью, я уже выставлял на канале 4 месяца тому назад, тогда она Дзену не понравилась и против нее были приняты санкции. Я ее убрал, чтобы не портить "ауру" канала.
Теперь же, не вижу смысла скрывать полезную информацию.
Если хотя бы несколько человек (не знакомых с темой) ее прочитают (надеюсь, что с Поиска будут посетители), то значит я не напрасно тратил не нее время.)
Прежде всего хочу сказать, что подобного рода статьи, я пишу не для того, чтобы спровоцировать межнац и взаимные упреки в комментариях. Они не направлены против кого-то.
Просто это тоже часть истории Азербайджана. Ее малоизученная часть, которую прикрывали победными реляциями о советском интернационализме.
Да, он несомненно был. И Баку, как и другие города и села Азербайджана, тому подтверждение. Но местами, на национальных окраинах, процветал махровый национализм. Который в конце-концов и привел к событиям вокруг Карабаха.
А еще, причиной выхода этой статьи, стало мое давнишнее обещание:
Сначала о самое "герое".
Андраник Торосович Онанян (1865, Османская империя — 1927, США)
В армянской историографии его называют одним из лидеров национально-освободительного движения и "героем армянского народа".
С первым утверждением еще можно как-то согласится, если воспользоваться логикой по которой Нжде и Бандера являются лидерами национальной (националистической) борьбы. Но называть героем человека у которого руки по локоть в крови мирных жителей...
Нет уж увольте.
Истоки
У всех палачей есть что-то, что делает их безгранично жестокими. На мой взгляд, на Андраника повлияла ранняя женитьба и смерть жены с ребенком.
В 1882 году, он оканчивает сельскую семилетку и сразу женится (в 17 лет). Через год, при родах, умирает его жена, а еще через несколько недель и новорожденный ребенок.
В том же году, Озаняна арестовывают за нападение на представителя жандармерии. Односельчане помогают ему бежать.
Так начинается его жизненный путь (революционный для одних, кровавый для других).
В дашнаки
В 1890 году, Российская Империя, в Тифлисе, инициирует создание Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн», целью которой является достижение экономической и политической свободы Турецкой Армении посредством «народной войны против турецкого правительства».
В качестве средств достижения поставленных целей выдвигались пропаганда, революционная подготовка народа, организация и вооружение армянского населения Османской империи для самозащиты, саботаж и индивидуальный террор.
Когда в 1891 году, в Турции, появились первые эмиссары дашнаков, Андраник тут же присоединился к ним.
А на следующий год, уже первое убийство (из тех, что официально зафиксированы в его биографии). От рук начинающего террориста гибнет начальник полиции Стамбула.
За преследования и травлю армянской интеллигенции.
(с) "Андраник и его эпоха" (Ц. П. Агаян)
После этого, скрываясь от закона, бежит в Закавказье, где присоединяется к местным дашнакам. Занимается приобретением и отправкой оружия в Турцию (для армянских повстанческих отрядов).
В 1895 году присоединяется к вооруженному отряду из 27 человек, которые отправляются в Османскую империю "вести войну" против курдов и турок.
После гибели командира отряда, замещает его.
В 1899 году, возглавляет все армянские вооруженные отряды действовавшие против правительственных войск.
Заметьте, все это происходит задолго до 1915 года.
Небольшое отступление
И опять я о Арменопедии Википедии.
В 1904 году, Андранник возглавил восстание в турецком Сасуне. По крайней мере так пишут его биографы. В самом описании восстания, его роль незначительна.
Андраник, находясь в селе Тапык, должен был препятствовать продвижению неприятеля на Гелиегузан, Геворг Чауш защищал Ишханадзор.
Но я не об этом.
Во всех источниках, в том числе англоязычных, происходившие события называются "Сасунским восстанием", а в Википедии на русском языке "Сасунской самообороной".
Чувствуете разницу в подаче?
Где "восстание", подразумевающее начало боевых действий от армянской стороны, а где "самооборона", обозначающая защиту от нападения правительственных войск.
Впрочем, ума у армянских модераторов Вики хватило только на исправление названия. Потому-что в самом тексте, дается информация о том, кто все начал.
Весной 1902 года в Сасун был послан уполномоченный партии Дашнакцутюн Ваган Манвелян с целью прекратить мелкие стычки, только раздражающие турок, и заняться концентрацией сил для большого восстания. Руководителями восстания были назначены Ваган и местный уроженец Грайр Джохк. Эта концентрация продолжалась на протяжении 1902—1903 годов. В мае 1903 года в Сасун прибыла боевая группа Горгоша «Маррик». Ваган и Грайр сочли это недостаточным и обратились к Восточному бюро партии с просьбой прислать новые силы; в сентябре была выслана группа из 150 фидаев во главе с Ханом и Оником.
Разрыв с дашнаками
После подавления османским правительством мятежа, Андраник бежал в Иран.
Российская Империя к тому времени уже поняла, какую змею она вырастила дав жизнь партии "Дашнакцутюн", поэтому базой для партии стал Иран.
В Персии места Озаняну не нашлось, поэтому он попытался пристроиться в Баку, затем в Тифлисе. Там тоже не получилось, и Андраник эмигрирует в Европу.
В 1907 году на IV съезде партии «Дашнакцутюн» Андраник объявил о выходе из её рядов из-за несогласия с действиями руководства, направленными на налаживание сотрудничества с младотурками.
(с) Armenia, the Survival of a Nation, by Christopher J. Walker, 1980, 446 p., p. 411
Похоже, что жажда крови остается побудительным мотивом действий Озаняна.
Войны
В 1912 году, с началом войны Сербии, Греции, Болгарии и Черногории против Османской империи, Андраник и Гарегин Нжде организовали из добровольцев-армян (273 человека) армянскую роту.
Именно здесь, имеющий семиклассное образование Озанян, получает звание офицера от болгарского правительства.
Через семь месяцев армянский отряд распадается и Андраник уходит в отставку, поселившись в Болгарии.
К началу Первой Мировой войны, когда Россия объявляет войну Турции, он уже в Тифлисе. Предлагает свои услуги русскому командованию.
Андранику поручают сформировать и возглавить первую добровольческую армянскую дружину (отряд). Дружина, формируется из армян, не имевших российского подданства, а также российских армян, не подлежавших призыву.
Андраник и его "дружина", не являясь частью регулярной русской армии, лютуют в Ване, Битлисе, Муше, которые занимают имперские войска.
Хотя Озаняна награждают за "доблесть", но методы используемые им бросают тень на армию. В марте 1916 года принимается решение о реорганизации армянских добровольческих дружин в регулярные части в составе русской армии.
Андраник тут же подает в отставку и покидает фронт.
1915 год
Ни в одном справочнике, ни в одной биографической статье, не описывается что делал Андраник Озанян начиная с апреля 1915 года. Хотя судя по предшествующим событиям, он был одним из тех, кто спровоцировал межэтническую резню в Турции.
Более того, в начале 1916 года, он бежит в Тифлис, а потом на Северный Кавказ, хотя вроде именно в этот период востребован турецкими армянами.
Все это достаточно странно и почему-то не освещается даже в армянских академических источниках.
Революции
После февральской революции, по предложению "армянской общественности", армянские отряды были объединены в полки, а затем в бригады. Был сформирован Добровольческий армянский корпус.
Одной из дивизий поручают командовать Андранику Озаняну, который получает генеральский чин.
О том, как угрозами, шантажом, а где и убийствами, формировал среди крестьян свою "добровольческую" дивизию Андраник (за что собственно и был назначен ее командиром), писать не буду. Этой информации нет в его армянской биографии.
Только отмечу, что все остальные командиры были кадровыми офицерами, а Озанян с неполным средним образованием.
После Октября
В феврале 1918 года, Озаняну поручают оборону Эрзерума.
Не имеющий военного образования, по сути оставаясь предводителем банды, а не высшим офицером, Озанян быстро сдает город. При этом отступая забирает армянское население и вырезает мусульманское.
15 мая сдает и Александрополь (Гюмри), продолжая отступать вглубь нынешней территории Армении. Только в Дилижане, куда Озанян прибыл со своей дивизией и 30 тысячами турецких армян, это бегство остановилось.
Вот что об этом периоде пишет британский историк Марк Левен из Оскфордского университета (The Crisis of Genocide. Devastation: The European Rimlands 1912-1938 — Oxford University Press):
Однако после вывода русских войск в начале 1918 года на плато началось то, что можно охарактеризовать только как "войну всех против всех". Курдские племена, несомненно, стремились заполнить вакуум, образовавшийся в результате потрошения армян, но теперь армянские боевики, в свою очередь, стремились по собственной воле удержаться или вернуть территорию для национального дела на османской стороне границы, а также в ранее контролируемой Россией Восточной Армении. вплоть до Нахичевани и Зангезура. Непосредственным следствием стал целый ряд зверств армян против мусульман: массовые убийства в Эрзинджане и Эрзуруме с конца января по середину февраля 1918 года — по оценкам, в этих двух городах было убито около 10 000 человек — отличались своими масштабами и уродством. Однако это были далеко не единичные инциденты. В провинциях Ван и Битлис, с одной стороны, и в приграничном регионе Карс, с другой, армянские подразделения - особенно те, которые в последнем случае возглавлялись Андраником — устроили настоящую бойню, "опустошая одну татарскую (азербайджанскую) деревню за другой. (Автоперевод Яндекса)
Первая Армянская Республика
С образованием Армянской Республикой, ее руководство заключило мирный (Батумский) договор с турками.
Естественно, продолжающий жаждать крови Андраник, его не признал, отправившись со своим отрядом в Нахичевань.
Незащищенный Нахичеванский уезд становится легкой добычей отряда Озаняна.
Он собирается застолбить за собой эту территорию. Даже отправляет телеграмму Шаумяну (14 июля 1918 года),
что Нахичеванский уезд «объявил себя неотъемлемой частью Советской Республики», а сам он со своим отрядом переходит в распоряжение и подчинение СНК РСФСР.
То есть, хочет создать себе собственное "царство", учитывая отдаленность уезда от Москвы.
Но 19 июля, турецкие войск входят в Нахичевань и Джульфу, после чего Андраник с отрядом бежит в горы Зангезура.
Зангезур
Здесь я дам слово Армянопедии, потому-что соседи утверждают, что героизм Андраника Озаняна был проявлен именно в Зангезуре и Карабахе.
Часть армянских беженцев из Турции осталась в Зангезуре, тогда как остальные были переселены в район Эривани и Даралагеза, где заняли место мусульманского населения, изгонявшегося армянами с целью обеспечения этнической однородности этих территорий. С середины 1918 года Андраник сыграл заметную роль в уничтожении мусульманских селений в ходе этнических чисток на территории Зангезура.
Как отмечает немецкий историк, профессор Берлинского университета им. Гумбольдта Йорг Баберовски, «в начале сентября партизаны Андраника разграбили и разорили 18 мусульманских деревень и убили 500 женщин». Имущество изгонявшихся и убитых жителей доставалось армянам. В течение осени число беженцев-мусульман достигло пика. Из своих селений в Зангезурском уезде было изгнано около 50 000 мусульман, бежавших в соседние Джебраильский и Джеванширский уезды. В результате нападений армянских вооружённых отрядов было полностью уничтожено более 100 селений и убито около 10 000 человек...
...23 ноября при посредничестве британской военной миссии представители Армении и Азербайджана подписали документ о перемирии. Азербайджанские войска были выведены из Шуши. Андраник воспользовался этим и в декабре направил свои отряды в Шушу, уничтожая по дороге мусульманские селения и убивая местных жителей-мусульман
(с)
1. The great game of genocide: imperialism, nationalism, and the destruction of the Ottoman Armenians. — P. 103—105.
2. Баберовски, 2010, с. 166—167
Карабах
К сентябрю 1918 года отряды Андраника оказались у Шуши, где, как и в Зангезурском уезде, сеяли «смерть и разрушения».
И хотя взять сам город Озаняну не удалось (помогли курдские племена из Джебраильского уезда), но сама весть о том, что большой армянский отряд движется к городу спровоцировала резню.
Шушинские армяне стали вооружаться и нападать на азербайджанские кварталы, те не остались в долгу. Город был разделен на две части окопами.
В ноябре 1918 года была предпринята вторая попытка взять Шушу.
Наступление, первоначально запланированное на 18 ноября, было отложено по просьбе армянских лидеров Карабаха, чтобы убедить местных мусульман не оказывать сопротивления. Однако эти попытки ни к чему не привели и 29 ноября Андраник начал наступление по направлению к Шуше. Дорога из Зангезура в Шушу проходила через 12 (13) мусульманских селений (ныне эта дорога известна как Лачинский коридор). Местные курды и азербайджанцы, опытные бойцы, под руководством Султан-бека Султанова оказали войскам Андраника серьёзное сопротивление, после трех (двух) дней тяжелых боев отряду Андраника удалось захватить позиции мусульман и господствующие высоты. По пути на Шушу армянские формирования разрушили более 100 мусульманских деревень в Зангезурском уезде.
К началу декабря путь на Шушу был открыт (до города оставалось 40 км). Но в селе Абдаляр выехавшие из Шуши англичане передали Андранику сообщение от командования союзных сил в Закавказье (командир генерал У. Томсон), о том, что любые военные действия после окончания войны отрицательно скажутся на решении Армянского вопроса, и что он должен немедленно вернуться в Зангезур.
(с)
1. Андраник Челепян, «Զորավար Անդրանիկ» (Зоравар Андраник), стр. 530 (арм.)
2. Hovannisian R. G. The Armenian People from Ancient to Modern Times. — Basingstoke: Palgrave Macmillan, 1997. — Vol. I. The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century. — P. 88-89. — 386 p.
3. Walker, 1996, p. 98.
В эмиграции
На этом собственно и закончились геройства Андраника.
В апреле 1919 года, он прибыл в Эчмиадзин с остатками своего отряда, где его и распустил. Награбленное сдал католикосу, затем Тифлис, Батум, Франция и США.
Он еще успел жениться, но жизнь стремительно катилась к закату.
Умер Андраник Озанян 31 августа 1927 года в Ричардсон Спрингз, Калифорния (США). В 1928 году перезахоронен во Франции, а в 2020-ом в Армении.
Я не буду давать оценок его жизни. Возможно, он действительно герой в армянском понимании. Но согласитесь, что для Азербайджана это кровожадный преступник, убивший десятки тысяч мирных жителей.
И вот этому человеку, в 1969 году, был поставлен памятник в Азербайджанской ССР.
История с памятником Андранику
Хотя Дашкесанский район Азербайджана граничит с Арменией, до определенного момента армян в нем проживало не много.
Все изменилось, когда он стал одним из промышленных региональных лидеров за счет добычи полезных ископаемых (на его железной руде работал Руставский металлургический завод (Грузия), а на дашкесанском алуните Кировабадский алюминиевый завод).
Это привело к резкому росту населения, в том числе армянского.
Скорее всего с притоком армян из Армении, которые воспитаны в несколько другой традиции и связано произошедшее.
Памятник героям Великой Отечественной войны
В 1962 году, на пост Первого секретаря райкома Дашкесанского района назначается 30-летний геолог Гасан Сулейманов. Человек честный и порядочный, далекий от кабинетных интриг.
Его назначение связано с развивающейся добывающей промышленностью района.
В 1966 году, к Сулейманову в кабинет заходит председатель райисполкома Ходжаян, в руках у него письмо от жителей села Баян, в котором те просят разрешение на установку памятника односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне.
Письмо на армянском языке, поэтому переводит его сам Ходжанян.
Все расходы жители села брали на себя. Уже нашли место, архитектора, скульптора, оставалось только дать разрешение.
Более опытный руководитель наверное сказал бы показать эскизы. Но работу над памятником должны были вести народный архитектор СССР, лауреат сталинской премии Рафаэл Исраелян и народный художник Армянской ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР Ара Арутюнян. Сулейманов дал разрешение.
Памятник
Три года шла работа над монументальным семитонным произведением.
Площадка где велись работы была плотно закрыта ограждением, а сам памятник в отсутствие скульптора накрывался материей.
К лету 1969 года памятник был готов, начались работы по благоустройству окружающей территории.
26 июля 1969 года в Дашкесане разразился ураган. Весь день Сулейманов ездил по району решая возникшие из-за него проблемы, а когда к девяти вечера вернулся домой, у порога его ждала взволнованная пожилая женщина.
Она и рассказала первому секретарю райкома, что памятник который установили в армянском селе посвящен Андранику.
Женщина кипела от возмущения. Старшее поколение еще помнило, что он творил 40 лет назад.
Сулейманов тут же вызвал машину и поехал в село Баян.
Перед Сулеймановым стояло изваяние с генеральскими эполетами на плечах, вместо рук у него были крылья. В композиции была каска с гербом Армении и текст на армянском языке: "Славному сыну армянского народа Андранику".
Сулейманов тут же вызвал начальника милиции, поднял рабочих со строительной техникой и разнес памятник в щебень.
Увольнение
Против Сулейманова тут же началась травля. Его обвинили в разрушении памятника советским воинам. Дошли до Москвы.
Проблема состояла в том, что от самого памятника практически ничего не осталось, а эскизы "случайно" затерялись.
Будь хоть малейшее доказательство правоты армян, Гасана Сулейманова упекли надолго. Такое в СССР каралось очень строго. Но и без реакции не могли обойтись. Поэтому ему дали строгий выговор и сняли с занимаемой должности.
Два года Сулейманов не мог устроится на работу. У него даже квартиры не было. Два года мытарств с женой и двумя дочками.
В конце концов, его профессиональные навыки оказались востребованы и он дослужился до поста заместителя управляющего Каспморнефтеразведки.
Вот такая история.
Постсрикптум
Чтобы быть до конца объективным, представлю и версию армянской стороны.
Сейчас невозможно проверить правда это или ложь. Все могли бы разъяснить эскизы, которые якобы были представлены Смирнову, но их нет. И похоже не было.
А это якобы объяснительная записка от авторов:
Из объяснительной записки заслуженного архитектора Армении Рафаела Исраеляна и заслуженного скульптора Армении Ара Арутюняна
"В УТЕШЕНИЕ СКОРБЯЩИМ МАТЕРЯМ И ЖЕНАМ, после долгих исканий, мы остановились на следующем проекте: высокий обелиск и возвышающаяся над ним монументальная фигура гордого орла, в котором каждая мать, жена и сын могли бы видеть своего безвременно погибшего воина, смело рвущегося в бой.
Этой идее содействовало и живописное расположение села, гордо возвышающегося в высоких горах подобно орлиному гнезду, откуда вылетели сыны этой армянской деревни на защиту своей великой Родины. Такое своеобразное решение памятника подчеркивает свободолюбивый дух советских воинов, поможет следующим поколениям помнить своих героических предков, воспитать в них чувство гордости и патриотизма. Проект памятника нашел горячее одобрение и сердечные отклики тружеников села. И вот на высокий пьедестал воздвигается величественный орел, который вселяет в душу каждой матери безмерную гордость и веру в бессмертие подвига сына".
Если это подлинный текст, то что-то в нем нет ничего от объяснений, одни пустые слова.
Где конкретное описание памятника? Оно ведь присутствовало в документах и должно было полностью содержаться в объяснительной.
Почему ничего не сказано о надписи на монументе? Это было 7 тонн не обозначенного камня?
И главный вопрос, с какой стати первому секретарю райкома, который собственноручно давал разрешение, сносить памятник павшим воинам?
Бред какой-то...
Ну и совсем в заключение, чтобы было понятно какие памятники ваял Ара Арутюнян:
- Памятник героям, павшим за освобождение Зангезура в 1920 году. 1960.
- Памятник-родник жертвам геноцида 1915 года. 1965
- Архитектурно-скульптурный ансамбль «Сардарапатская битва». 1968 (в ней кстати участвовал Андраник)
- Памятник героям Муса Лер. 1975. (тоже из 1915 года)
- Памятник-бюст поэту Ованесу Туманяну. 1982. (ближайший друг Андраника)
А это работы Рафаэля Исраэляна (тоже все из 1915 года):