Казалось, англосаксы достигли дна в уговорах дать денег на "помощь Украине", но тут снизу постучали. Даже соседские СМИ ставят отрывок из выступления г-на Блинкена, где тот с неподдельной простотой и искренностью объясняет:
- Если вы посмотрите на капиталовложения, которые мы сделали для обороны Украины, то станет ясно, что 90% военной помощи, которую мы оказали, на самом деле мы потратили здесь, в США, наши производители, и это привело к созданию большего числа американских рабочих мест, к росту нашей экономики.
Если вы посмотрите в эти честные глаза, то сразу поймете - чистая правда.
Однако намного интереснее прочесть этот пассаж в контексте того, что было произнесено до того. Прошу прощения у всех, кто сильно занят выходными. А тем, у кого достаточно крепкие нервы и не угасает искренний интерес к тому, что все-таки произошло и происходит из-за этих перцев на многострадальной планете Земля и в наших местах, в частности, советую прочесть до конца.
Поверьте, если бы это было полной фигней, я бы и до половины не дошла и бросила. Но те, кто умеет вдумчиво читать, уверена, потратит время не зря.
Полная стенограмма совместной пресс-конференции секретаря Энтони Дж. Блинкена и министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона.
Полная откровений, которые вам по телевизору не перескажут. Ибо откровенничали эти люди почти час.
БЛИНКЕН:
- Добрый день всем. Мне искренне приятно приветствовать министра иностранных дел Кэмерона в Государственном департаменте, в Вашингтоне. Пресловутые особые отношения никогда не были так важны, как сейчас, и я думаю, что это отражено в наших беседах. На самом деле, мы поговорили по телефону почти сразу после вашего назначения, затем мы были вместе в Брюсселе всего неделю или около того назад на встречах НАТО, и мы продолжили разговор сегодня, анализируя работу, которую мы делаем вместе, решая как двусторонние вопросы, так, в частности, многие региональные и глобальные проблемы, в которых Соединенное Королевство и Соединенные Штаты так тесно связаны.
Конечно, мы немного поговорили об Украине. И я верю, Дэвид, что ваша первая поездка за границу в качестве министра иностранных дел была на Украину. Наши страны идут в ногу, когда речь заходит о том, чтобы продолжать делать все возможное, чтобы агрессия Путина стала стратегическим поражением и неудачей России, и решительно настроены на то, чтобы Украина продолжала крепко стоять на ногах как суверенная, независимая страна.
Вот здесь - интересная оговорка:
- Наше НАТО – наши встречи, извините меня, в НАТО... Я думаю, очень ясно дал понять, что в нашем Альянсе сохраняется непоколебимая поддержка Украины и, разумеется, далеко за его пределами – более 50 стран, которые работают вместе, чтобы поддержать Украину. В рамках этих усилий за последние почти два года Соединенные Штаты выделили на поддержку Украины около 70 миллиардов долларов. Наши европейские союзники предоставили более 110 миллиардов долларов. Поэтому, когда мы говорим о разделении бремени, это очень мощный пример именно таких усилий, и мы благодарны за работу, которую проделали наши партнеры, в первую очередь Великобритания. Лидерство Великобритании было абсолютно необходимо. Великобритания взяла на себя второй после Соединенных Штатов объем военной помощи и, конечно, как я уже сказал, по всем направлениям. Если вы посмотрите на то, что делают наши европейские партнеры, что делают другие партнеры в других частях мира - потому что это действительно глобальная коалиция в поддержку Украины, как я уже сказал, другие страны делают экстраординарные вещи - военная поддержка, экономическая поддержка, гуманитарная поддержка...
По мере того как мы ускоряем наши усилия, чтобы Украина могла самостоятельно встать на ноги, крайне важно, чтобы Соединенные Штаты и наши партнеры продолжали выполнять свои обязанности. Именно поэтому документ о дополнении (он постоянно произносит именно слово "дополнение" - the supplemental , словно бы подчеркивая, что это какой-то пустячок), который сейчас находится на рассмотрении Конгресса, так необходим и так неотложен. Перед нами стоит очень четкий выбор: будем ли мы добиваться того, чтобы агрессия Путина против Украины провалилась или Путин докажет, что, как он считает, он может нас пересидеть, может нас разделить, может не только продолжать угрожать Украине, но и перенести эту агрессию в другие страны, в том числе, возможно, в страны НАТО?
Мы знаем, что это (снова the supplemental) дополнение - важный момент, и важный потому, что люди, которые хотят, чтобы оно провалилось, люди, которые хотят, чтобы оно не продвигалось вперед, сидят в Москве, сидят в Тегеране, сидят в Пекине.
Мы также обсудили продолжающийся конфликт и израильскую кампанию в Газе. Мы оба недавно вернулись с Ближнего Востока. Мы оба от имени наших стран поддерживаем право Израиля сделать все возможное, чтобы 7 октября никогда не повторилось. И в то же время мы убеждены, что Израиль должен сделать все возможное для защиты гражданского населения, чтобы обеспечить поступление гуманитарной помощи в Газу. Со своей стороны Соединенные Штаты ясно дали понять, что Израиль должен приложить максимум усилий, чтобы избежать жертв среди гражданского населения, даже если ХАМАС продолжает использовать мирных жителей в качестве живого щита, а также сохранить и увеличить объем гуманитарной помощи, которая направляется людям, нуждающимся в ней - мужчинам, женщинам и детям - продовольствие, медикаменты, воду, топливо.
Что касается заложников, то мы продолжаем изучать все средства для обеспечения их освобождения. ХАМАС несет ответственность за то, что пауза, позволившая освободить более сотни заложников, подошла к концу. Мы настаиваем на том, чтобы ХАМАС возобновил эти усилия. На сегодняшний день они по-прежнему отказываются возвращаться к этому. Тем временем мы также настаиваем на том, чтобы ХАМАС разрешил доступ МККК к заложникам в Газе, чтобы оценить их состояние, их благополучие и, по крайней мере, иметь возможность сообщить об этом миру. Наконец, когда дело доходит до конфликта на Ближнем Востоке, мы абсолютно едины в том, что делаем все возможное, чтобы предотвратить его распространение. Мы остаемся вместе и вместе с другими активно участвуем в регионе, чтобы убедиться, что другие фронты не откроются.
Сюда входит обеспечение безопасности на море в Красном море и Аденском заливе. Мы стали свидетелями совершенно неприемлемых нападений на морские суда. Этому необходимо положить конец. У нас есть все основания полагать, что эти нападения были совершены Ираном, с помощью оружия, поставленного Ираном хуситам. И мы тесно координируем шаги по защите морского судоходства и обеспечению того, чтобы эта практика прекратилась.
Мы также нацелены на то, чтобы не допустить продолжения всего, что может привести к нестабильности на Западном берегу. Это касается и прекращения насилия со стороны экстремистских поселенцев (как-то мало что известно об этом, к сожалению). Как вы знаете, на этой неделе в США были предприняты шаги по введению визовых ограничений для ответственных лиц, и, если потребуется, мы примем дальнейшие меры. Мы видим определенный прогресс в этой области, но необходимо сделать еще больше, чтобы положить конец экстремистскому насилию.
Наконец, что касается Газы, то очень важно, чтобы, даже когда мы сосредоточены на том, что происходит изо дня в день, мы также не только думали, но и работали над тем, что будет дальше, особенно над созданием фундамента для прочного мира и надежной безопасности. У меня будет возможность поприветствовать коллег из региона здесь, в Вашингтоне, из Лиги арабских государств, Организации исламского сотрудничества. Я с нетерпением жду продолжения этих дискуссий с ними.
У нас также была возможность обсудить наши подходы к Китайской Народной Республике. Мы придерживаемся единой позиции по ключевым проблемам, с которыми мы сталкиваемся в Индо-Тихоокеанском регионе. В их числе - обеспечение мира и стабильности в районе Тайваньского пролива, а также противодействие нерыночной практике КНР.
Мы также привлекаем Китай к сотрудничеству, чтобы выяснить, сможем ли мы найти пути решения некоторых серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся, включая, например, вопросы рисков и безопасности, когда речь идет об искусственном интеллекте. Соединенные Штаты и Великобритания играют ведущую роль в разработке правил дорожного движения. Премьер-министр Сунак провел первый в истории глобальный саммит по безопасности ИИ, что является очень важным шагом. И это та область, где Соединенные Штаты и Соединенное Королевство будут продолжать работать вместе.
В заключение позвольте мне сказать, что, рассматривая стоящие перед нами проблемы, я слышал, как министр иностранных дел недавно отметил - процитирую, если можно, Дэвида - "если мы превратим этот момент опасности и отсутствия безопасности в нечто, что принесет новое чувство единства между союзниками, то нет причин... по которым мы не сможем победить". И именно это мы и делаем - укрепляем, усиливаем единство, которое у нас уже есть. И когда мы делаем это, и когда мы делаем это с другими нашими партнерами, мы можем - и, действительно, мы будем - побеждать.
Дэвид...
КЭМЕРОН:
- Большое вам спасибо, государственный секретарь. Спасибо, Тони. У нас была отличная встреча. Это был подробный, содержательный обзор всех вопросов, которые вы упомянули, и он напомнил мне о том времени, когда я был премьер-министром. Для Британии нет более важных отношений, чем партнерство с Соединенными Штатами. И я рад видеть, что оно не только крепче, чем когда-либо - соглашение AUKUS, Атлантическая декларация, вещи, которые были введены в действие после моего ухода с поста - я рад, что они есть, и они делают наши отношения еще крепче, и очень рад быть министром иностранных дел и работать над этим.
К тому же, эти отношения никогда не были столь важны. В опасном и нестабильном мире, в котором мы сейчас живем, это партнерство действительно приносит пользу Соединенному Королевству, приносит пользу, как я полагаю, Соединенным Штатам, и очень приятно работать в партнерстве с вами, чтобы укрепить его всеми возможными способами.
Я не буду повторять все аспекты, которые вы упомянули, но просто позвольте мне сделать несколько уточнений. Во-первых, ситуация с Украиной. ... Именно по этой причине я хотел быть в Вашингтоне на этой неделе, чтобы донести до вас мысль о том, как важно, чтобы мы продолжали финансировать Украину и всячески помогали ей противостоять незаконному вторжению Путина. Я вижу в этом вызов нашему поколению. Как поколению моего деда пришлось противостоять нацистской агрессии в Европе, так и нам приходится бороться с российской агрессией в Европе.( Надеюсь, его дедушка вертится в гробу, а у меня лично - волосы дыбом.)
И задача, в общем-то, простая. Если сложить экономики союзников Украины - Соединенных Штатов, Великобритании, стран Европейского союза, - то мы превосходим Россию 30 к 1. Нам нужно сделать так, чтобы эта экономическая сила учитывалась в экономической поддержке, дипломатической поддержке, моральной поддержке, но прежде всего в военной поддержке, которую мы оказываем Украине.
И один из моментов, который я озвучивал на Капитолийском холме, заключается в том, что это не только вопрос европейской безопасности - это также вопрос безопасности Соединенных Штатов. Как вы сказали, если мы не остановим Путина на Украине, он вернется за добавкой (это выглядело так - he will be back for more, для большего, за большим). Мы знаем это, и в следующий раз это вполне может быть союзник по НАТО, и в этом случае речь будет идти не только о британских и американских средствах и оружии, но и о британских и американских жизнях.
Я считаю, что прогресс налицо. Думаю, иногда важно отступить и посмотреть на то, что произошло на самом деле. Украинцы вернули себе половину земель, захваченных Путиным. Недавно они отбросили российский флот обратно в Черное море, потопив при этом значительную его часть. Мы открыли судоходный коридор, предоставив британскую страховку, так что более 200 судов смогли экспортировать зерно и другие товары из Украины, и это помогло их экономике расти. И, конечно, они стучатся в двери НАТО и Европейского союза. Так что это огромные успехи для этой страны в ее борьбе.
Не знаю, кто написал ему этот бред, но то, что за ним последовало, запомните навсегда.
Это девиз устроителей прокси-войн:
И еще одна мысль, которую я высказывал, находясь здесь, - это соотношение цены и качества.
Спасибо, Тони, за ваши слова о том, что масштабы европейской поддержки сейчас превосходят американскую. Мы по праву разделяем бремя, как и должны. Это наш континент. Но я бы также утверждал, что за примерно 10-процентное увеличение вашего и нашего оборонного бюджета мы, благодаря храбрости и силе украинцев, фактически уничтожили около половины довоенной оборонной мощи России, причем - без потери жизни хоть одного американца или британца.
Поэтому я думаю, что последние два дня были очень важны, чтобы привести эти аргументы. И пока я был здесь, мы также ввели санкции против 46 различных организаций из 11 стран, продающих России товары двойного назначения для программы вооружений и военной машины. И мы также объявили о санкциях, которые мы приняли очень открыто в данном случае, против двух лиц, связанных с ФСБ, российской разведывательной службой, которые подрывали демократию в Великобритании и использовали кибератаки. И мы, как мне кажется, совершенно правильно и публично заявили, что это неприемлемо и не должно случаться в будущем.
Конечно, мы подробно обсудили Ближний Восток, как вы и сказали. Мы вместе с вами поддерживаем Израиль и его право защищать себя и добиваться того, чтобы они разобрались с террористической сектой убийц, которой является ХАМАС и которая совершила эти ужасные действия 7 октября, и в то же время подчеркиваем важность соблюдения международного гуманитарного права и стремления свести к минимуму жертвы среди гражданского населения.
Я очень согласен с тем, что вы сказали о ситуации с заложниками. Нет никакого оправдания захвату и удержанию заложников подобным образом. Все они должны быть освобождены, и очень важно, чтобы заложникам был предоставлен доступ или чтобы МККК предоставил доступ к ним в ближайшее время.
Что касается будущего, то мы должны не только начать оказывать необходимую помощь жителям Газы, возможно, используя морские и сухопутные маршруты, если это необходимо, но и подумать о будущем после завершения этой военной операции. И мы обсудили на нашей встрече, что речь идет о том, как мы будем укреплять и обновлять Палестинскую администрацию, как мы разработаем план того, что произойдет после завершения этой операции, и как мы наметим будущее, которое будет безопасным как для Израиля, так и для палестинского народа. И мы готовы работать вместе и с другими, чтобы добиться этого.
Наконец, один вопрос, который мы также обсудили на нашей встрече, - это ситуация на границе между Венесуэлой и Гайаной. Эти границы были урегулированы в 1899 году. Я не вижу абсолютно никаких оснований для односторонних действий со стороны Венесуэлы. Они должны быть прекращены, они ошибочны. И я рад заявлениям, сделанным США в этой связи, и надеюсь, что позже проведу несколько телефонных переговоров с президентом Гайаны и другими представителями региона, чтобы убедиться, что очень негативный шаг, который был предпринят, не приведет к последствиям.
Но прежде всего мы обсудили Китай. Я много говорил об этом сегодня. Я считаю очень важным, чтобы мы не только лучше защищались от китайских кибератак и других враждебных действий, но и согласовывали свои действия с нашими союзниками и друзьями, чтобы у нас была единая и согласованная позиция по всем вопросам в отношении Китая. И, как мы с Тони уже говорили, есть еще и часть, связанная с взаимодействием, которая заключается в том, чтобы убедиться, что в таких взаимовыгодных вопросах, как изменение климата, где мы не сможем решить проблему без действий Китая, мы будем обсуждать с ним, что необходимо сделать.
Это была очень хорошая встреча. Мне очень приятно работать с вами. Мы начали работать примерно через несколько часов после моего вступления в должность, Вы позвонили мне, мы поговорили, и с тех пор мы встречались в Брюсселе на конференции НАТО, в Скопье на ОБСЕ, и я уверен, что будет много других мест, а также прямо здесь, в Вашингтоне, округ Колумбия, мы еще встретимся. Но это была очень хорошая встреча. Спасибо.
МЭТТ МИЛЛЕР: Первый вопрос Вивьен Салама из The Wall Street Journal.
ВОПРОС:
- Спасибо, Мэтт. Если позволите, я хотела бы процитировать вас, если вы не против. После ваших встреч на прошлой неделе с израильскими официальными лицами вы сказали, цитирую: "Я подчеркнул, что Соединенным Штатам крайне необходимо, чтобы массовые потери среди гражданского населения и перемещения людей в таких масштабах, которые мы видели на севере Газы, не повторились на юге. Как я сказал премьер-министру, намерение имеет значение, но и результат тоже".
На этой неделе представители Всемирной организации здравоохранения сообщили журналистам по видеосвязи в Газе, что, цитата: "Ситуация ухудшается с каждым часом. Вокруг нас идут усиленные бомбардировки, в том числе в южных районах, в Хан-Юнисе и даже в Рафахе". Пренебрегли ли израильтяне тем, о чем вы просили, когда встречались с ними на прошлой неделе, и будут ли какие-либо последствия в отношении военной помощи США или любой другой, если Израиль продолжит идти по этому пути?
Во-вторых, на этой неделе премьер-министр Нетаньяху также заявил, что ЦАХАЛу можно доверять - это единственный организм, которому можно доверить демилитаризацию Газы в будущем, когда война закончится. Опасаются ли США, что это закончится израильской оккупацией, как краткосрочной, так и долгосрочной, и если нет, то есть ли жизнеспособная альтернатива?
И, господин министр иностранных дел, добро пожаловать снова в округ Колумбия. Великобритания выделила 2,3 миллиарда фунтов стерлингов на военную помощь Украине на 2022 и 2023 годы. Когда она согласится или объявит о каких-либо обязательствах на 2024 год, и будет ли это то же самое? И если Америка действительно сократит финансирование военных усилий Украины, должна ли Европа активизировать свои усилия, чтобы восполнить дефицит? Как вы думаете, удастся ли вам договориться с другими европейскими странами о продвижении вперед в этом вопросе? Спасибо.
БЛИНКЕН:
- Я с удовольствием начну. Вивьен, спасибо за вопросы. Прежде всего, позвольте мне рассказать об этом в контексте того, чего мы добиваемся, когда Израиль проводит кампанию (любые действия их союзников называются исключительно этим словом) против ХАМАС, чтобы гарантировать, что то, что произошло 7 октября, никогда не повторится, и мы это полностью поддерживаем. Но, как я уже неоднократно говорил, то, как Израиль проводит эту кампанию, имеет большое значение, особенно когда речь идет о том, чтобы сделать все возможное для минимизации ущерба гражданскому населению, а также для максимизации помощи, поступающей людям, которые в ней так отчаянно нуждаются.
Как вы знаете, я был в регионе, кажется, три раза с 7 октября, и фактически четыре раза в Израиле во время этих поездок. Во время первой поездки мы доказывали необходимость доставки гуманитарной помощи в Газу. После нашего отъезда эта помощь начала поступать: в Газу начали прибывать грузовики с крайне необходимой палестинскому народу помощью.
В следующей поездке мы сосредоточились на том, как гуманитарные паузы могут быть полезны для освобождения заложников, получения дополнительной помощи и предоставления людям возможности передвигаться таким образом, чтобы они не подвергались опасности. Вскоре после нашего отъезда именно так и произошло. Мы увидели, как Израиль впервые создал эти коридоры на севере, а также ввел ежедневные паузы, чтобы дать людям возможность перебраться с севера на юг, сделать это безопасно, выйти из-под угрозы, и сотни тысяч людей смогли это сделать и выйти из опасных зон.
В то же время после переговоров, проведенных при огромной помощи Катара и Египта, мы добились паузы для освобождения заложников. Более ста заложников были освобождены, воссоединились со своими семьями, и в то же время мы удвоили объем гуманитарной помощи, поступавшей в этот период. Кроме того, мы способствовали, как я уже сказал, перемещению людей из зоны риска.
В ходе последней поездки, когда Израиль перенес кампанию (только так) против ХАМАС на юг, мы, как вы уже сказали, сосредоточились на необходимости максимизировать усилия по защите гражданского населения и обеспечить не только поступление помощи, но и поддержание того высокого уровня помощи, который был достигнут во время гуманитарной паузы, а также его развитие. И то, что мы увидели в первые дни - это несколько важных дополнительных шагов в направлении именно таких действий. Израильтяне эвакуируют районы, а не целые города, таким образом, более целенаправленно концентрируясь на тех, кто может оказаться в опасности в ходе кампании против ХАМАС. Создают некоторые зоны деконфликтинга, некоторые безопасные зоны, куда люди могут отправиться, чтобы не оказаться на линии огня и устанавливают более узкую зону, в которой проводится эта военная операция.
Тем не менее по прошествии почти недели после окончания гуманитарной паузы, когда ведется кампания на юге, крайне важно - по-прежнему крайне необходимо - чтобы Израиль уделял особое внимание защите гражданского населения, и по-прежнему существует разрыв между тем, о чем я говорил, когда был там, - намерением защитить гражданское население - и реальными результатами, которые мы видим на месте.
Есть ряд вещей, на которых, на наш взгляд, важно сосредоточиться: не только наличие этих безопасных зон, но и обеспечение такой коммуникации, чтобы люди знали, куда они могут пойти, когда они могут пойти туда в условиях безопасности; четкое определение периодов, когда можно переходить из одного места в другое - другими словами, по сути, ежедневные паузы; обеспечение того, чтобы эти паузы распространялись не только на один район, но и на более широкую область, чтобы, опять же, люди были уверены, что они могут выйти из опасного положения и перейти в безопасную область; убедиться, что районы, в которые они направляются, полностью обеспечены ресурсами и снабжены всем необходимым, что может понадобиться людям, пока они находятся вдали от своих домов - едой, медикаментами, водой. И, опять же, убедиться, что районы, которые явно находятся вне зоны конфликта, остаются таковыми, и что в них не используются военные средства. (Язык без костей, подумала я. Этот человек рожден для работы на радио. Умение заполнять "водой" паузы - уровень "космос").
Поэтому мы регулярно говорим об этом с израильтянами, в том числе и в ходе сегодняшней беседы президента с премьер-министром Нетаньяху. Мы продолжаем признавать чрезвычайную сложность этой задачи, поскольку Израиль имеет дело с террористическим противником, который намеренно внедряется в ряды гражданского населения. Но опять же - Израиль обязан сделать все возможное, чтобы обеспечить защиту гражданского населения и максимально увеличить объем гуманитарной помощи.
Что касается того, что будет дальше в Газе, то мы очень четко заявили о важности того, чтобы палестинцы - местные голоса, местные лица - несли ответственность и контролировали Газу, а в конечном итоге к этому добавился контроль над Западным берегом, и в конечном итоге появился четкий путь к полному подтверждению политических и других прав палестинцев. И лучший способ сделать это - два государства.
Нам предстоит решить очень сложные вопросы безопасности, управления, восстановления. Мы с Дэвидом говорили о некоторых из них, и мы будем активно обсуждать их в ближайшие дни и недели, в том числе и со многими странами, которые приедут в Вашингтон из Лиги арабских государств, Организации исламского сотрудничества, чтобы обсудить эти вопросы. Но мы также очень четко, как и в Токио, обозначили некоторые основные принципы дальнейших действий, и они включают в себя то, что мы не можем допустить повторной оккупации Газы Израилем, не можем допустить насильственного перемещения палестинцев из Газы, не можем допустить какого-либо уменьшения территории Газы, и, конечно, не можем допустить, чтобы Газа использовалась в качестве платформы, как это было, для самых отвратительных террористических актов против Израиля. И в конечном итоге, как я уже сказал, мы хотим видеть палестинскую ответственность, палестинский контроль над Газой и Западным берегом.
КЭМЕРОН:
- Спасибо. Мы еще не объявили наши цифры на 2024-2025 годы, но когда мы это сделаем, я не хочу, чтобы кто-то сомневался в том, что мы будем продолжать оказывать Украине самую лучшую поддержку, какую только можем. Если вспомнить о вкладе Великобритании, то мы одними из первых предоставили противотанковое оружие, когда люди сомневались в том, что это хорошая идея. Мы были одними из первых, кто предоставил танки, когда люди сомневались, хорошая ли это идея, первыми начали использовать дальнобойную артиллерию, первыми - дальний огонь. Поэтому я думаю, что вы постоянно видите очень серьезный вклад Великобритании не только в количественном, но и в качественном отношении, и это будет продолжаться.
Что касается того, что произойдет, если США не предоставят дополнительный пакет, я верю, что США это сделают. Я верю в это – я не эксперт по вашей политической системе, но в Конгрессе большинство выступает за поддержку Украины. И я не хочу слишком увлекаться тем, какие вещи вы с какими вещами связываете, не мне это решать. Но я уверен, что добрая воля восторжествует, и деньги будут одобрены, и это окажет огромное влияние не только на моральный дух Украины, но и на то, чтобы европейские страны продолжали спрашивать себя - что еще они могут сделать, и, как сказал Тони, на самом деле европейские страны, если посмотреть на совокупную экономическую, гуманитарную и военную помощь, сейчас должным образом выполняют свои обязательства, как и должны.
МИЛЛЕР: Следующий вопрос задает Номия Икбел из ВВС.
ВОПРОС: Спасибо, министр иностранных дел Великобритании и господин министр. Итак, при всех разговорах о послевоенной Газе, как насчет проведения выборов, чтобы дать администрации там такой же мандат, каким пользуются ваши собственные правительства? Или вы опасаетесь, что сами палестинцы - а вы говорите о важности местных голосов - вас беспокоит, что они отвергнут Палестинскую администрацию, организацию, которую вы хотите возродить, но которая не пользуется большим доверием у людей на местах, и что есть вероятность того, что ХАМАС может победить на послевоенных выборах?
Мой другой вопрос - весеннее наступление на Украине не смогло добиться значительных успехов. Сенат США, как мы знаем, блокирует финансирование Киева. Наблюдаете ли вы, как война ускользает из Украины? (как ни старалась, не смогла подобрать другое слово - она сказала именно "slip away from Ukraine", знатоки, если я не права, включайтесь).
И конкретно министру иностранных дел Великобритании: мистер Кэмерон, вы говорите, что вы здесь - ради Украины. Итак, выделенный 61 миллиард долларов или около того - это деньги американских налогоплательщиков. Опрос, проведенный в прошлом месяце, показал, что почти половина американцев хотят, чтобы война на Украине закончилась быстро, даже если это означает уступку земель Владимиру Путину. Итак, что бы вы сказали тем представителям американской общественности, которые могли бы посмотреть на вас и обвинить в попытках вмешиваться и влиять на их внутреннюю политику? Спасибо.
КЭМЕРОН:
- Позвольте мне ответить на первый вопрос. Послушайте, я скорее мелкий демократ, чем крупный демократ, но я верю в демократию. Я верю в выборы. Но на самом деле после ухода с поста премьер-министра я потратил некоторое время на изучение того, как мы пытаемся помочь наиболее хрупким государствам в наиболее хрупких ситуациях. И я думаю, что зачастую поспешное проведение выборов вместо попытки создать временное правительство, которое представляло бы различные оттенки мнений в разных частях страны, может быть ошибкой. Самое главное - наладить работу служб, обеспечить управление, убедиться в безопасности. В будущем у нас будет много времени для выборов, но добиться этого - самое важное из всего, и именно на этом, я уверен, мы должны сосредоточиться.
Что касается весеннего наступления, я не хочу повторять все то, что я уже говорил, но я думаю, что если вы отойдете и посмотрите на общую картину того, что происходит между Украиной и Россией, то это огромное поражение для Путина. Он потерял 300 000 человек (откуда он это берет?). Он потерял четверть своих боевых вертолетов за одну ночь несколько дней назад (и это). Он потерял большую часть своего Черноморского флота (из Вашингтона все равно не видно, никто не будет его проверять). Он видит, как НАТО растет и становится более уверенным и единым, чем когда-либо в своей жизни, с добавлением Финляндии и Швеции. Поэтому я думаю, что если увеличить масштаб и посмотреть на общую картину, то можно увидеть, в какое сильное положение поставила себя Украина благодаря своей храбрости и нашей поддержке.
Я уже забыл вопрос, который вы мне задали. Я записал его, но не могу прочитать написанное. Что это было? (Действительно, о чем лучше забыть?)
ВОПРОС: Американцы могут...
КЭМЕРОН: О да, разве я вмешиваюсь в дела Америки - я надеюсь, что я был очень осторожен, говоря, что я не рассказываю вам, как проводить это голосование (по дополнительному пакету), как управлять своей жизнью или что-то еще. Я просто пришел как друг Америки, как друг Украины и привел несколько аргументов, которые, на мой взгляд, очень уместны, о том, почему это абсолютно правильное решение. В 1930-х годах мы не действовали достаточно быстро, чтобы справиться со злым диктатором, который вторгался в европейские страны и силой перекраивал границы, и мы знаем, чем это закончилось. (я все время жду, что кто-нибудь скажет, что они тогда вместе со всем коллективным Западом сражались против России, и дедушка победил именно ее, но день еще настанет, помяните меня). И я думаю, что сила через сдерживание, помощь союзникам и прекращение этого ужасного вторжения абсолютно необходимы.
Поэтому я приводил эти аргументы, но также, надеюсь, привел аргументы в пользу соотношения цены и качества.
Как я уже сказал, за 10-процентное увеличение оборонного бюджета США с участием украинской храбрости фактически мы уничтожили почти половину довоенного военного потенциала России, не потеряв ни одной американской жизни.
Сейчас, конечно, есть всевозможные проблемы, с которыми нам всем приходится сталкиваться в наших собственных странах, одновременно приводя аргументы в пользу международного участия и совместной работы за рубежом. Но я не думаю, что могу припомнить время, когда необходимость в международной солидарности и действиях по борьбе с этими угрозами была более важна для нашей собственной ВНУТРЕННЕЙ безопасности (вопрос лишь о собственной шкуре, это абсолютно ясно читается). Я просто не думаю, что в какой-либо из наших стран есть что-то вроде разводного моста и можно подумать, что вы сможете изолировать себя от этих проблем. Это не так. НАШИ люди, будь вы АМЕРИКАНЕЦ или БРИТАНЕЦ, живут по всему миру. НАШИ предприятия торгуют по всему миру. НАМ нужна международная стабильность и безопасность, открытые морские пути и все остальное, и я думаю, что этот аргумент стоит привести, и именно его я приводил здесь на этой неделе. Это не вмешательство, это перечень аргументов и надежда на то, что люди будут с вами общаться, слушать и, надеюсь, проголосуют за эти деньги.
ГОССЕКРЕТАРЬ БЛИНКЕН: Что Дэвид сказал... (Смех). Позвольте мне просто сказать, что в данный момент ему более чем рады. Потому что когда некоторые из моих коллег в правительстве, в том числе в Конгрессе, слышат что–то от нашего ближайшего союзника и партнера - это имеет даже больший резонанс, чем когда они услышат то же от меня или других людей в администрации.
Так что мы действительно его приветствуем. Очень важно, чтобы они услышали точку зрения Дэвида на это, точку зрения Великобритании, и я думаю, что это оказывает очень положительное влияние на то, чтобы сосредоточить внимание на том, где это необходимо, как на успехе, которого мы добились вместе на сегодняшний день в нашей поддержке Украины, а также на императивах продолжения этой поддержки.
Единственный способ ускользнуть от этого пути - если исчезнет поддержка.
И я убежден, - как вы слышали, Дэвид так красноречиво об этом сказал - что Украина добилась экстраординарного успеха, а Россия потерпела экстраординарный стратегический провал (чем подкрепите это утверждение, сэры?). И в наших интересах убедиться, что и то, и другое сохранится в отношении Украины, и лучший способ сделать это - сохранить нашу поддержку.
Еще одна сноска на этот счет, и она больше предназначена для американской аудитории. Если вы посмотрите на инвестиции, которые мы вложили в оборону Украины, чтобы справиться с этой агрессией, то 90 процентов предоставленной нами помощи в области безопасности фактически было потрачено здесь, в Соединенных Штатах, на наших производителей, на наше производство, и это привело к созданию большего количества рабочих мест в Америке, большего роста нашей собственной экономики. Так что это тоже был беспроигрышный вариант, который нам нужно продолжать.
Посмотрите на эту фразу и запомните:
"So this has also been a win-win that we need to continue".
Win-win - вот что они с нами сделали.
Устроить кровопролитие на чужой территории чужими руками во имя подъема их экономики = беспроигрышный вариант.
МИЛЛЕР: Следующий вопрос задает Саймон Льюис из агентства Reuters.
ВОПРОС: Спасибо, Мэтт. Во-первых, министр иностранных дел Кэмерон, вы находитесь здесь примерно за 11 месяцев до того, как избиратели в США придут на избирательные участки - возможно, вы ознакомились с результатами опросов перед вашей поездкой - по поводу президентских выборов. Но мне интересно узнать, каков уровень обеспокоенности в Великобритании и среди других союзников США тем, что эта страна может свернуть в сторону изоляционизма или даже авторитаризма, если президент Трамп вернется?
Кроме того, в этом месяце британская газета Telegraph сообщила, что ваш министр обороны Грант Шаппс хочет отказаться от планов по передаче островов Чагос Маврикию. Обсуждали ли вы это сегодня, и есть ли у вас опасения, что передача островов Чагос в данный момент может создать возможности для Китая и привести к потере стратегической базы США?
Что касается госсекретаря Блинкена, то сегодня агентства Reuters и AFP, Agence France-Presse, опубликовали подробные отчеты, из которых ясно, что наши журналисты попали под огонь израильских танков: в результате двух ударов погиб мой коллега из Reuters Иссам Абдалла и были ранены еще шесть репортеров, включая фотографа AFP Кристину Асси, которая была тяжело ранена 13 октября. Это были журналисты с четкими значками прессы, с маркировкой, просто выполнявшие свою работу, как и более 60 других журналистов, убитых в этом конфликте на данный момент. После того, как вы увидели эти доказательства, секретарь Блинкен, верите ли вы заверениям Израиля о том, что он не выбирает журналистов намеренно? Сегодня организации Human Rights Watch и Amnesty International призвали к расследованию этих ударов как военных преступлений. Поддержите ли вы эти призывы? Спасибо.
КЭМЕРОН:
- Я не собираюсь вмешиваться в американские выборы. Все, что я знаю о выборах - это результаты опросов общественного мнения. Они сказали мне, что я одержу полную победу в 2010 году, но я не победил. Они сказали мне, что я не выиграю в 2015 году, и я выиграл. И поэтому я всегда думаю - опросы похожи на фермеров, доверяющих прогнозам погоды, они все, что у вас есть, но они не обязательно оказываются верными. Но я не собираюсь вмешиваться...
Что касается вопроса о жизненно важной американской авиабазе в Диего-Гарсия, то когда министры иностранных дел и государственные секретари собираются вместе, они часто обсуждают важность активов, которые мы совместно используем по всему миру, и это очень важно, и мы коснулись этого вопроса сегодня днем.
Я позволю Тони ответить на остальные вопросы, но могу я просто выразить свое сочувствие и соболезнования в связи с потерей вашего коллеги. Что делают журналисты в зонах военных действий – я видел это на примере ВВС и репортажей, которые они делали, а также ITV и других британских журналистов - абсолютно необходимо, чтобы были независимые, беспристрастные, профессиональные журналисты, освещающие эти конфликты, и это невероятно трудная работа, невероятно смелая работа, и примите соболезнования от меня и от всех жителей Великобритании в связи с гибелью этих людей.
СЕКРЕТАРЬ БЛИНКЕН:
- Саймон, я могу начать с того же - выразить глубокие соболезнования в связи с их утратой и вашей утратой, и, как и Дэвид, я испытываю необычайное восхищение мужчинами и женщинами вашей профессии, которые каждый день по всему миру, в самых опасных местах планеты, пытаются донести факты, истории до других людей. И это тоже важно как никогда. Как человек, который начинал свою карьеру в качестве журналиста, это то, что близко и дорого моему сердцу, и я уважаю и восхищаюсь всеми представителями этой профессии, но особенно теми, кто ставит свою жизнь на кон, чтобы донести истории до всего мира. Это действительно не знает границ. Так что я глубоко сожалею об этой потере.
И очень важно и разумно, чтобы это было полностью и тщательно расследовано. Насколько я понимаю, Израиль инициировал такое расследование, и будет важно увидеть, как оно завершится, и ознакомиться с его результатами.
Что касается Диего-Гарсии, то, как сказал Дэвид, я могу лишь сказать, что это совместный военный объект США и Великобритании, который играет жизненно важную роль в Индо-Тихоокеанском регионе. Для нас он играет жизненно важную роль в глобальной безопасности. Он позволяет нам поддерживать региональную стабильность, дает нам возможность быстро реагировать на кризисы, а также противостоять некоторым из самых сложных угроз, с которыми мы сталкиваемся. Мы, как вы знаете, признаем суверенитет Великобритании над британской территорией в Индийском океане, но это двусторонний вопрос, который должны решить Великобритания и Маврикий, и мы поддерживаем их усилия по урегулированию разногласий.
МИЛЛЕР:
- И последний вопрос Дэну Риверсу с ITV.
ВОПРОС:
- Здравствуйте. Существуют ли обстоятельства, при которых Великобритания и США согласились бы с тем, чтобы Израиль продолжал вести эту войну больше месяца? Для вас обоих.
И конкретно к министру иностранных дел: правые в Консервативной партии считают, что принятие премьер-министром закона о Руанде и его решение уволить Суэллу Браверман и назначить вас - это часть намеренного сдвига в сторону "золотой середины". Считаете ли вы, что эти шаги глубоко раскололи вашу партию?
КЭМЕРОН:
- Прежде всего, что касается моего назначения - меня попросили стать министром иностранных дел в период больших международных трудностей, чтобы попытаться помочь решить некоторые из проблем, о которых мы сегодня говорили, будь то конфликт на Украине, будь то ситуация на Ближнем Востоке. И я согласился на эту работу, потому что, во-первых, я восхищаюсь Риши Сунаком как премьер-министром. Я думаю, что он делает очень хорошую работу в трудное время. Я считаю, что он человек очень честный, глубокий и талантливый, и работать с ним - одно удовольствие. И я сделал это потому, что шесть лет стажировался на посту премьер-министра, чтобы стать министром иностранных дел, и я надеюсь, что смогу привнести в эту работу некоторые связи, контакты, знания и вещи, которым я научился за шесть лет работы премьер-министром, 11 лет работы лидером партии. Вот почему я согласился на эту работу. Это не имеет никакого отношения к чему-либо еще.
Но позвольте мне внести ясность. Я поддерживаю действия правительства по борьбе с нелегальной миграцией. Нет ничего более разрушительного для репутации страны со справедливой миграционной системой, чем широкомасштабная, очень публичная, очень заметная нелегальная миграция. И меры, которые были приняты на данный момент, позволили сократить количество пересечений на малых судах примерно на треть в этом году по сравнению с прошлым. Но следующие шаги жизненно важны, потому что в конечном итоге мы должны сломать модель банд, занимающихся незаконным ввозом людей, которые несут за это ответственность. А значит, необходимо разорвать связь между посадкой в лодку, прибытием в Британию и возможностью остаться в Британии.
И помните, что все эти люди едут из безопасных мест. Они едут из Франции или из Бельгии. Это безопасные страны, в которых они могли бы попросить убежища и остаться. Вместо этого они решают приехать в Британию, и нам нужно разрушить эту модель контрабанды людей, разорвать эту связь, и именно на это направлена политика в отношении Руанды. Я поддерживаю то, что делается, и считаю, что премьер-министр проделал хорошую работу, предложив правильный пакет - договор с Руандой, о котором всего пару недель назад все говорили, что это невозможно, что это не произойдет. Это произошло, и это очень хороший договор. Опубликован законопроект, который будет внесен в Палату общин, и собран пакет доказательств истинной природы того, что происходит в Руанде, и я сам видел их и считаю, что они очень убедительны и смогут преодолеть аргументы, выдвинутые в верховном суде.
Каждой стране приходится иметь дело с этим. С момента возвращения в должность я заметил, как сильно изменились разговоры в Европе. Страна за страной признает трудности и опасности широкомасштабной нелегальной иммиграции и вынуждена искать новые способы борьбы с ней. Конечно, есть много вещей, которые вы можете сделать как министр иностранных дел или министр по развитию, чтобы помочь в этом, а именно: обеспечить рост и развитие в африканских странах, в нестабильных государствах и в государствах, пострадавших от конфликтов, из которых приезжает много людей. Все эти вещи очень важны, и я верю в то, что все это нужно делать. Я всегда выступал за это. Но в конечном итоге необходимо иметь иммиграционную систему, которая была бы жесткой, но справедливой и положила бы конец широкомасштабной нелегальной видимой миграции, которая подрывает систему, о чем я говорил в самом начале.
ГОССЕКРЕТАРЬ БЛИНКЕН:
- Что касается Израиля и Газы, то, отвечая на ваш вопрос, мы решительно поддерживаем усилия Израиля по обеспечению эффективной самообороны и, как я уже неоднократно говорил, делаем все возможное для того, чтобы 7 октября никогда не повторилось. В наших беседах с Израилем мы говорим о том, сколько времени займет эта кампания, а также о том, как она ведется. Но эти решения должен принимать Израиль.
Спасибо.
КЭМЕРОН: Большое спасибо.
Позвольте даже не комментировать.
А как местные откликнулись на это, пожалуй, посмотрю завтра.