Найти в Дзене
Дом с детьми

Когда ребенка надо учить читать?

Когда ребенка надо учить читать? - этот вопрос волнует многих родителей.

Если руководствоваться ФГОСоами, то ответ прост - учить надо, когда детям исполнится семь лет и коллектив из тридцати человек можно рассадить за парты и рассчитывать, что они не будут вскакивать с мест в течение сорока минут.

Детсадовский методисты, вероятно, скажут, что учить читать можно, когда ребенок сможет прохлопать слово в ладоши и нарисовать схему звонких и глухих согласных.

Но со специалистов спрос невелик, они как петухи, прокукарекали, а там хоть не рассветай. Не осилит ребенок обучение - ну мы просто двойку ему поставим и закроем вопрос.

Родитель так безответственно отнестись не может. Поэтому ему сперва надо ответить на другой вопрос - для чего надо учить ребенка читать?

Чтоб читать - слишком расплывчатый ответ. Читать - что? Вывески на зданиях или книжки? Или цель - поразить бабушку умениями внука? Вывески ребенку не интересны, с родней стоит разбираться, не используя ребенка как разменную монету. А книжки...

Книжки - это прекрасно. В том возрасте, когда ребенок может их понять. В три года, например, вряд ли ребенок сможет понять много книжек. Да и в четыре - ну, так себе. В этом возрасте родителям стоило бы читать ребенку самим и следить, улавливает ли он сюжет, как быстро отвлекается и теряет нить повествования, оценить воображение ребенка - понимает ли он текст без опоры на картинки.

Чтение, помимо пользы, несёт в себе и такие риски как длительное сидячее положение и нагрузка на глаза. По возрасту ли ребенку в четыре года высиживать часами, пусть даже и с книжкой? Психологи в голос говорят, что нет, максимум однообразной "учебной" деятельности - 15 минут, а вообще задача тоддлера - побольше двигаться и всячески играть.

Из этого следует мое убеждение, что лет до пяти учить ребенка читать можно, но не особо нужно. Стоит знакомить потихоньку с буквами, можно попробовать объяснить слияние склада, но вообще чтение в этом возрасте - это, скорее, пластырь на болячку родительской неуверенности "а вдруг мой не сможет?!" и медаль на шею родительской гордости "мой-то - смог!".

Исключение я могу назвать одно - когда чтением явно интересуется сам ребенок. Упорно расспрашивает, а как звучит эта буква, а как читается то слово. Но эти Филлиппки выучиваются и сами по субтитрам в Ютубе, это особая история. Среднестатистическому дошколенку чтение не особо нужно. Если сможет прочесть "соль" на пачке с солью - уже молодец, не сможет - нет трагедии.

Ситуация меняется в одночасье как только ребенок идёт в школу. Только что прекрасно жилось и без чтения, и вот уже 2 сентября оно стало остро необходимо, причем на уровне довольно приличном. Конечно, теоретически в школе читать должны бы научить... Но в качестве обучения начинаешь сомневаться уже глядя на учебники.

А на самом деле чтение нужно не только для того, чтоб чувствовать себя корифеем над букварем. А на всех остальных предметах. Скажем, говорит учительница на математике: “Решаем задачу N7, у Вовы была одна машинка, а у Пети - две. Сколько было машин у мальчиков вместе?” Допустим, отвлекся ребенок. В окно засмотрелся или ручку уронил, и вылетело из головы, у кого там сколько машин было. А умеет ребенок легко читать - скосил глаза в учебник, прочитал и вернулся в русло урока. Домой пришел, открыл учебник русского языка, надо переписать упражнение и что-то подчеркнуть, уже и забыл, что. А если легко читает - то не поленится, перечитает задание и вспомнит, что подчеркивать надо звонкие согласные. И так далее. Нужно в школе хорошая техника чтения, задолго до того, как ее начнут спрашивать на оценку.

И с этой точки зрения довольно легко ответить, когда учить ребенка читать - за два года до школы. За год уж всяко получится объяснить ребенку, как складываются буквы. А даже если не получится, то можно будет прибегнуть к методу зайцева и просто предложить выучить все склады, это посильная задача. И еще год нужен на отработку беглого чтения. Тут, к сожалению, никаких методик, кроме обычной наработки объемов прочитанного не придумано и придумано не будет еще долго.

А до этого времени родители могут не спешить, а просто качественно учить с ребенком буквы. Чтоб он знал их так же хорошо, как тигров и жирафов, а не вспоминал по полминуты. Специалисты называют хорошей готовностью к обучению способность прочитать алфавит секунд за 15. Можно не стоять над ребенком с секундомером, но при указании на букву ребенок должен называть ее без паузы, не задумываясь, приблизительно так же, как он называет цвета или имена героев популярных мультиков.

Если к пяти годам ребенок способен так выучить буквы - то можно не беспокоится, нормально читать к школе он вполне способен научиться.