Найти тему
Лисья жизнь

Как переформатировать школу-1

Однажды мы с друзьями решили поиграть в президента... Ой, ну кого я обманываю, не раз, не два, а регулярно мы собираемся на кухне и в лучших традициях интеллигентов чешем языками о судьбах страны.

Но тот случай запомнился, потому что вопрос был поставлен в рамки: вот, предположим, есть страна, где все плохо - коррупция, медицина, армия, госаппарат разросся, социалка схлопнулась и вообще все грустно и денег на исправления всего нет. Есть на что-то одно, что бы вы выбрали? Кто-то топил за борьбу с коррупцией, мол, это высвободит кучу денег. Кто-то за оптимизацию госаппарата, кто-то за медицину. У всех были внятные аргументы. А я тогда проголосовала за образование. С той мыслью, что если вырастить поколение хорошо образованных людей, они сами уже придумают, как вытянуть остальные сферы.

Конечно, никто не знает, кто из нас был прав и был ли вообще кто-то прав. Но в качество образования как в залог процветания страны я верю.

Сейчас у нас со школой все грустно. А есть ли простые меры, как бы сделать веселее? Мне кажется - да. Сегодня - о таких, которые не требуют затрат или требуют очень мало.

Отменить форму хотя бы для начальной школы. Масса людей работает без формы и на эффективность их работы это не влияет. Подготовишки за год до школы в саду за партами лепят человечков и рисуют гриб - без формы. Сами школьники делают домашние задания не в сарафанах и брюках, а переодевшись в треники. Форма никого не дисциплинирует, это миф. Только добавляет строчку расходов в родительский бюджет. Пусть колхоз будет делом добровольным, кому не хочется думать, в чем отправить ребенка в школу - пусть купят детям форму и отстанут от тех, у кого с выбором одежды нет проблем.

Отдельно стоит отметить, что проблема “девочки одеваются так, что волнуют мальчиков” должна стоят не перед девочками, а перед мальчиками. Это им надо учиться себя контролировать, а не девочкам - думать о чужих тараканах. А то так и до хиджабов можно докатиться - под лозунги о нравственности и моральных ценностях.

Тем более не стоит гнобить детей за пирсинг, цветные волосы и странный макияж. Когда еще экспериментировать со своей внешностью, если не в детстве? К студентам вот никто не пристает ни с прическами, ни с татуировками, потому что понимают - они - совершеннолетние и претензии закончатся там же, где и начнутся. А чем ребенок в 15 лет отличается в этом смысле от того, кому неделю назад исполнилось 18? Уж в этой-то малости мы можем относится к детям с уважением?

Крашенные подростки. Артем много выслушал о своих волосах
Крашенные подростки. Артем много выслушал о своих волосах

Разрешить бегать на переменах. Я еще помню те времена, когда детей обязательно выгоняли из класса, классную комнату проветривали, а дети в это время перезагружались после сорока минут сидения - играли в чай-чай-выручай, в козла (это когда мелким мячиком бьют об стенку и ловят его всеми способами, да даже в классики мы прыгали, потому что плитка в коридорах была крупной и уложена в шахматном порядке.

Когда это вдруг изменилось? В девяностые. Взрослые стали загруженные и злые и галдящие дети раздражали их все больше и больше. Да и с отоплением были проблемы, бывало, мы сидели в классе в куртках, проветривать в таких условиях никому и в голову не приходило. Окна старели, из заклеивали осенью и не трогали до весны.

Теперь о таких перебоях с теплом уже никто и не помнит, окна везде новые, но проветривания в обиход не вернулись. О важности свежего воздуха вдруг вспомнили лишь пару лет назад на волне модной болезни. Но, видимо, клюющий в зад петух оказался не слишком жареным, как только о болезни позабыли - на проветривания подзабили. А жаль.

Это всем известные азы - после неподвижного сидения детям стоило бы размяться, побегать, выплеснуть накопившуюся энергию. Все это знают, но на деле ребенок выходит в холл, там стоят строгие дежурные, которые запрещают все, что на перемене нужно ребенку - бегать и играть. Как дети должны отдыхать от урока? Подготовкой к следующему? Или просто сидеть на скамейке? Дети и сидят - в телефонах. Взрослые опять недовольны. Видимо, их идеал - тюремная прогулка - когда все ходят по кругу в затылок друг другу. За что так с детьми? Учителя боятся разбирательств? Установка видеокамер в холлах снимет большую часть этого головняка, подтвердив случайных характер большинства детских травм.

Можно было бы пойти еще дальше - разрешить школьникам на перемене выходить на школьный двор. В скандинавских странах вообще начальную школу часто устраивают по принципу детского сада - из класса есть выход сразу на площадку, одежду хранят тут же. В нашей стране реорганизовать уже давно построенные школы трудно, но в каждой есть миллион пожарных выходов, заботливо закрытых наглухо на случай пожара. В лучшем случае рядом с закрытой дверью висит записка “ключ у вахтера”. Вот стоило бы найти этого самого вахтера с ключом и велеть ему отпирать дверь на переменах. А чтоб дети не сильно уделывались во время активных игр - покрыть школьный двор резиновой крошкой, не сильно большие затраты.

Что-то уже много текста, хотя сказала только о самой малости. Продолжу в следующий раз - уже о более платных мерах.

 || Продолжение >