Найти в Дзене
Радио ЗВЕЗДА

Незаурядный фронтовой хирург и самый знаменитый толкователь слов — офицер Владимир Даль

Владимир Иванович Даль — русский писатель, этнограф и лексикограф. Лейтенант императорской армии, военный врач. Те, кто постарше, хорошо помнят увесистый четырёхтомник в темной обложке — «Даль. Толковый словарь русского языка». В доинтернетную эпоху он занимал видное место в домашней библиотеке и был одним из главных источников знаний о смысле слов. Их там, кстати, собрано почти 200 тысяч, не считая пословиц. Интересно, что огромный массив лексики был записан Далем в ходе русско-турецкой кампании, первой, но не последней войны в жизни офицера и фронтового хирурга, который стал самым выдающимся в России коллекционером слов. Лингвистическую страсть Даль обнаружил в себе ещё когда учился в морском кадетском корпусе. Туда его отдали в 11 лет. Юный Владимир прислушивался к речи друзей, уточнял значения, находил примеры. Там он собрал свой первый маленький словарик из 34 статей — сборник кадетского жаргона. По окончании учебы был произведён в мичманы и отправился на Черноморский флот, по пут

Владимир Иванович Даль — русский писатель, этнограф и лексикограф. Лейтенант императорской армии, военный врач.

В. Даль. Фото: chgbiblio.ru
В. Даль. Фото: chgbiblio.ru

Те, кто постарше, хорошо помнят увесистый четырёхтомник в темной обложке — «Даль. Толковый словарь русского языка». В доинтернетную эпоху он занимал видное место в домашней библиотеке и был одним из главных источников знаний о смысле слов. Их там, кстати, собрано почти 200 тысяч, не считая пословиц. Интересно, что огромный массив лексики был записан Далем в ходе русско-турецкой кампании, первой, но не последней войны в жизни офицера и фронтового хирурга, который стал самым выдающимся в России коллекционером слов.

Лингвистическую страсть Даль обнаружил в себе ещё когда учился в морском кадетском корпусе. Туда его отдали в 11 лет. Юный Владимир прислушивался к речи друзей, уточнял значения, находил примеры. Там он собрал свой первый маленький словарик из 34 статей — сборник кадетского жаргона. По окончании учебы был произведён в мичманы и отправился на Черноморский флот, по пути скрупулезно записывая все незнакомое, что слышал вокруг. Эта поездка вошла в историю как анекдот:

«Замолаживает, однако!» — сказал ямщик и указал кнутом на хмурое небо.
Мичман Даль сильнее закутался в тулуп и записал: «Замолаживает — диалект средне-русской полосы, означает заморозки, приближение холодов». Так родился первый толковый словарь русского языка…
«Замолаживает, — повторил ямщик и добавил, — надо бы потолопиться, балин. Холошо б до вечела доблаться. Hнно-о-о!»

Впрочем, этот анекдот вполне мог случиться и на самом деле. Даль был большим противником языковых заимствований. Он даже изобретал собственные слова, чтобы заменить (или хотя бы объяснить) ими «иностранщину». Например, «горизонт» по-далевски будет «небозёмом», «гимнастика» — «ловкосильем», а «автомат» — «живулей». Его раздражало, как щеголяла знать всякими англицизмами и германизмами, он называл это «речениями галантерейными», унижающими русский язык.

В. Даль. Фото: uduba.com
В. Даль. Фото: uduba.com

Служба на флоте продлилась 8 лет. Связать всю свою жизнь с морем было не суждено: юношу сильно укачивало в плаваниях. Пришлось менять профессию. Даль поступил учиться на врача. Разумеется, военного. А тут как раз конфликт с Османской империей. Досрочно защитив диссертацию, он отправился на фронт. И в этом Балканском походе отличился, как незаурядный хирург. Ко всем прочим талантам, у него была способность одинаково искусно оперировать пациентов как правой, так и левой рукой. В тесных полевых лазаретах это умение порой спасало жизни умирающим. Лекарей в тот год отчаянно не хватало: из-за эпидемии чумы на несколько тысяч больных часто приходилось всего по одному врачу. За эту кампанию Даль получил орден Святой Анны. Его дочь Екатерина вспоминала:

«Фронт укрепил нервы отца. Он перестал падать в обморок при виде крови. Его стала мучить другая крайность: отец после проведённой операции от изнеможения засыпал прямо на раненом, которого только что оперировал»

Возвращение с этой войны могло обернуться личной бедой для Владимира Даля и невосполнимой утратой для истории русского языка. Дело в том, что молодой лейтенант вёз домой свою бесценную добычу: коллекцию редких словечек, пословиц и поговорок со всех уголков матушки-России. Ведь где ещё, как не в армии, среди солдат, встретишь столько диалектов разных губерний и волостей? На караван с багажом Владимира Ивановича напали турки. Вот бы они огорчились, захватив в качестве трофея, старого верблюда, навьюченного мешками с исписанной бумагой. Но, к счастью для нас, карточки с материалами к первому толковому словарю удалось отбить у неприятеля. Как говорил сам ученый: «избавить от турецкого плена».

Даль был на редкость способным человеком. Он мог талантливо резать по дереву, делал крошечные сувениры из стекла, хорошо играл на многих инструментах, увлекался спиритизмом, практиковал гомеопатию. Даль был моряком, врачом, этнографом, писателем, ботаником, географом и конечно, собирателем фольклора. Знаменитый хирург Николай Пирогов так отзывался о главной черте характера своего коллеги:

«Это был, прежде всего, человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось…»

Однажды инженерная мысль, посетившая военного лекаря, спасла почти что целую армию. В 1831 году Владимир Иванович участвовал в подавлении польского восстания. Русский пехотный корпус оказался прижатым к Висле. Полевой госпиталь, где работал Даль, располагался в заброшенной винокурне. Из старых бочек, плотов и веревок он сконструировал весьма надежный понтонный мост. А когда все русские солдаты перешли на другой берег — обрубил канаты, и переправа вмиг развалилась на части перед самым носом поляков. За этот поступок царь Николай I личным указом наградил фронтового хирурга боевым Владимирским крестом с бантом и бриллиантами.

Кто-то подсчитал, чтобы закончить свой толковый словарь, на протяжении полувековой работы над ним Далю нужно было трудиться по 10 часов в день. При этом, каждый час описывать по слову. Подсчет, конечно, не совсем корректный, но масштаб работы все равно не укладывается в голове. Попробуйте сами доходчиво объяснить смысл самого простого слова, систематизировать и подобрать хорошие примеры. А Даль для иллюстрации своих статей записал по стране еще и 30 тысяч пословиц. Удивительно: лелея всё русское, он в то же время не был русским по крови. Его отец по происхождению датчанин, мать — немка. Но лично для него это не имело никакого значения.

«Ни прозвание, ни вероиспове́дание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа — вот где надо искать. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, его проявлением — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски»
Фото: antikvaria.ru
Фото: antikvaria.ru

Окончательно вернувшись к гражданской жизни, Даль продолжил работу над словарём. И не только… Получая должности и ордена, заслужил репутацию чиновника «Несносно честного и правдивого». Построил больницу для бедноты. Стал одним из основателей Русского географического общества — на его квартире прошло первое заседание этой организации. Уже много лет 22 ноября в России отмечают праздник словарей и энциклопедий. Потому что в этот день, в 1801 году родился будущий офицер и выдающийся военный врач, писатель и непревзойденный лексикограф Владимир Иванович Даль. Самый знаменитый в истории русского языка толкователь слов.

Слушайте программу «Офицеры» в эфире Радио ЗВЕЗДА.