Найти тему
Счастливый амулет

Билет в новую жизнь. Глава 45

"Быстро летело время, и всё чаще прогуливалась осень по опушке леса, и по кромке берега реки, у самой воды. От прохладных её прикосновений в золото одевались берёзы, багрянец окрашивал трепетные ветви беспокойной осины. Вечера становились холоднее, ветер приносил с полей осенние запахи – убранного урожая и подготовленной к зимовке пашни, лес зазывал в гости ароматами влажного мха и грибницы..."

Картина художника Овчинникова Николая Васильевича
Картина художника Овчинникова Николая Васильевича

* Начало

Глава 45.

Быстро летело время, и всё чаще прогуливалась осень по опушке леса, и по кромке берега реки, у самой воды. От прохладных её прикосновений в золото одевались берёзы, багрянец окрашивал трепетные ветви беспокойной осины. Вечера становились холоднее, ветер приносил с полей осенние запахи – убранного урожая и подготовленной к зимовке пашни, лес зазывал в гости ароматами влажного мха и грибницы.

Заботами перед грядущей зимой жило село, уже и отзвенели самые осуждаемые новости, было да прошло – своих забот у людей хватало. Иногда ещё и припоминали про общее собрание в сельском клубе, где песочили тунеядца Михаила Журавлёва. Проходило оно бурно, обсуждали этот «позор колхоза», ведь предприятие было в лидерах района, а тут такой несознательный элемент обнаружился! Из района товарищи приехали, по партийной линии, с вопросами, почему же такие положительные колхозники не могут исправить и наставить на правильный путь оступившегося человека… зачитали характеристику, которая пришла из совхоза в Орловской области, куда Михаил уезжал в надежде построить новую жизнь и начать всё с чистого листа, и даже милиционер приезжий речь произнёс. Горячими были обсуждения…

- Так он и там отметился, на Орловщине! – горячился молодой и серьёзный Олег Левашов, лидер комсомольской ячейки, - Вы послушайте, что пишут в его характеристике – «В нетрезвом виде утопил трактор в пруду»! В пруду! Целый трактор, понимаете! Да что говорить о таком человеке? Мы все знаем, что его мать, пенсионерка, между прочим, из собственных сбережений оплатила нанесённый им ущерб, иначе дорога ему была бы известная! Паразитирует на материнской любви, пользуется! Выпивает, работать не хочет, болтается по селу без дела! Я считаю, что меры к такому человеку нужно принимать самые строгие! Какой пример подаёт!

- Подожди, Олег, - возражала Наталья Нестерова, из колхозного профсоюза, - Так легко записывать человека в пропащие нехорошо. Не нужно забывать, что не так давно Михаил пережил развод, семья распалась, это потрясение для него! Вот и не смог справиться со своими слабостями, затянуло, как болото. И наша задача не осудить его, а помочь выбраться!

Пока судили-рядили, сам «виновник торжества» сидел на стуле потупив голову и не глядя на собравшихся. В углу прижимала к глазам мокрый платок Тамара Фёдоровна, то и дело хватавшаяся за сердце и державшая в руке сердечные пилюли.

Валя на собрание не ходила, слушать это всё ей не хотелось, хотя Наталья Нестерова настоятельно её приглашала, ей до сей поры не давало покоя то, что два человека «по глупости и сгоряча разрушили семью».

- Наташа, мне нечего больше сказать по этому поводу, - ответила Валя на увещевания председателя профсоюза, - Здесь уже не профсоюз и собрание разбираться должно, а милиция! Потому что от безнаказанности Михаил вообще обнаглел и решил, что всё ему можно! А для меня это всё уже в прошлом, я хочу жить нормальной жизнью! И считаю, я это заслужила!

- Нет, ну ты тоже пойми, не бывает такого, чтобы один был виноват, а второй чист, как слеза! – трясла головой Наталья, - Ты сейчас конечно всё на него свалить хочешь, но это неверно…

- Всё бывает в жизни, вот что я тебе скажу. И то, что ты себе придумала, бывает-не бывает… вот кто тебе такое сказал? Или прочитала где? А я на себе всё это испытала! И теперь хочу нормальную семью!

- Да понятно, что ты себе получше партию нашла и не желаешь заниматься спасением утопающего человека! Это ведь легче всего!

- Говори, что хочешь, - пожала плечами Валя, - Но я тебе всё сказала. И на собрание я не пойду, и как ты говоришь, «спасать» Михаила я не собираюсь. Он что, ребёнок несмышлёный? Пусть ответит за свои поступки!

- Валь… Ты не сердись, - сбавила тон Наталья, - Скажи, а это правда, что он… тебя в речку толкнул? Так может это он тебя к учителю приревновал, и от отчаяния…

- Оправданий можно найти сколько угодно, - резко ответила Валя, - Ты себя на моё место поставь! И представь, что это твой муж такое с тобой вытворяет! Что, побледнела? Страшно? Вот и мне страшно! И я хочу спокойно жить!

Вот поэтому и на собрании тогда Вали не было, да и сама Наталья не упоминала имени бывшей жены Михаила, и не приписывала больше ей вины за развал семьи.

Валя на результат от такого мероприятия не особенно рассчитывала, потому что сама увидела, как обходит её стороной Михаил после того, как «поучил» его Виталий тогда, у калитки… Прав Виталий – такой человек только силу понимает, и только страх его остановит, а уж никак не уговоры и увещевания исправиться и жить как все нормальные люди. Особенно уверилась она в этом после того, как и заявление её не дало результата… разбирались конечно, как могли, но всё окончилось беседой и предупреждением Михаилу, потому что доказать факт того, что он замышлял утопить бывшую жену подтвердить было невозможно. Михаил всё отрицал, объяснял, что в тот день возвращался от женщины, с которой намеревается создать семью и жить как все, к бывшей жене у него претензий не имеется – дело прошлое… А Валя сама тогда оступилась, он тут ни при чём. Его вообще в тот момент на мосту не было, и пусть на него не наговаривают!

Но всё же, наверное, и внушение от участкового тоже дало результат – теперь Миша даже по той улице, где Валя жила, не ходил. И на селе поговаривали, что виной тому стал серьёзный разговор, состоявшийся как-то дождливым сумеречным вечером на окраине села между Михаилом и высоким мужчиной в ветровке с капюшоном… Миша тогда в приподнятом настроении возвращался от своей новой пассии, когда неожиданно перед ним возникла внушительная фигура. После разговора собеседники разошлись в разные стороны, один уходил с разбитым носом и заплывающим от крепкого удара глазом, а второй потирал руку и прятал лицо в капюшон.

Однако в такие таинственные события на селе мало кто верил, считая это выдумками скучающих кумушек, а то, что Михаил бросил пить, приписывали стараниям общественности, которая пропесочила его на собрании и дала новый вектор развития оступившемуся было человеку. Даже ведь на работу его приняли в колхоз, слесарем, бригада за него поручилась, а куда деваться? Не бросать же человека…

И только Тамара Фёдоровна ходила по селу словно тень. Соседки шептались – стыдно матери за сына, но только истинной причины и не знали. Пить Миша бросил только «на людях». А возвращаясь с работы домой, он молча пил за ужином рюмку за рюмкой, а за горячительным ходил не в местное сельпо. То в соседнем селе прикупит, то брата попросит привезти из города, а то и самодельного из погреба достанет… Видимо знакомство с Таисией его научило, как самому себе «веселящий напиток» приготовить. Тамара Фёдоровна всегда считала, что характер у неё боевой, и сразу же хотела это дело пресечь, однако оказалось, что человек в неистовстве бывает страшен… Показал тогда Миша, кто из них сильнее, сполна отплатил матери и за ухват… Молча, без криков, бил он старуху-мать так, чтоб синяков не оставалось, на бывшей жене он этот способ не раз проверил… А после того, как заплакала Тамара Фёдоровна от осознания своего бессилия, сказал:

- Ты, старая, лучше помалкивай! Иначе положу ночью подушку сверху, мало ли старух помирает, никто и не проверит! Серёжка тоже только рад будет – деньги со вклада да дом продадим, поделим, всё нам достанется! А коли жить хочешь, так чтоб я слова поперёк не слыхал! И чтоб щи были к обеду!

Валентина ничего этого не знала, да и не интересовалась она прошлой своей жизнью, её больше новая заботила. Видела она иногда возвращаясь с работы, что Тамара Фёдоровна сидит на скамейке возле дома старой Сипалёвой, что у самой протоки стоит. Сидит, руки сложив на коленях, и ни на кого не смотрит, глаза вниз опустит и что-то неслышно бормочет себе под нос. Только раз не выдержало Валино сердечко, вечер-то уже прохладный был, а пожилая женщина в тонкой кофте сидит на ветру…

- Тамара Фёдоровна, доброго вечера! Не озябли? Скоро вон дождь соберётся…

- Тебе чего надо, гaдинa! Ступай отсюда, пoтacкyxa! Только муж за дверь, она уж нового мужика в дом привела, как только не совестно, глаза твои бесстыжие! Из-за тебя всё, ты моего сына погубила, твой грех! Проклинаю тебя, всю вашу семейку, чтоб вы сдохли все поскорее! Попомнишь меня, не будет счастье долгим, ульёшься слезами!

Валя отпрянула от злобной старухи, глаза которой пылали такой ненавистью, что у неё мурашки пробежали по спине. Не оборачиваясь, Валя поспешила уйти подальше от изрыгающей проклятия бывшей свекрови.

Да уж, попробовала помочь по доброте душевной… а ведь мама ей не раз говорила, особенно в последнее время, что доброе сердце – для чужой обиды открытое… Нельзя его каждому прохожему открывать!

Грустно стало, и обидно… Валя шла домой неспеша, некуда было спешить. Виталий с Алёшкой переехали в свою отремонтированную половину дома, хоть Галина Ивановна и предлагала им остаться. Но Валя понимала, тогда Виталию откажут в выделении нового жилья, которое совсем скоро достроят. И так уже некоторые злые языки болтали по селу, что учитель новый примаком пристроился в хороший большой дом, с мальчишкой своим, а значит в жилье больше не нуждается.

Галина Ивановна говорила, что прекрасно знает, с чьей подачи такие разговоры ползут, и «вырвать бы старой змее зубы ядовитые за такое»… Да на чужой роток не накинешь платок, потому и опустел, затих их большой дом, и звонкий Алёшкин смех звенел там теперь только в выходные, когда мальчик прибегал погостить.

А ещё Валя слышала, как обсуждали её за спиной, что учитель попользовался, а с собой не позвал…

Продолжение здесь.

От Автора:

Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.

Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.