Найти в Дзене
Вячеслав Нестолий.

03. УЧЕБНИКИ ПО АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУ (07.12.23)

Изучать арбитражный процесс следует в ходе практической деятельности, опираясь на знание понятий гражданского процессуального права. Можно говорить о науке арбитражного процесса, понимая под наукой только направление в рамках науки гражданского процесса. Связано это с тем, что арбитражный процесс не знает собственных понятий и категорий, отличных от понятий и категорий науки гражданского процесса. Арбитражный процесс не имеет собственного понятийного и терминологического аппарата, который позволяет говорить о самостоятельности соответствующей отрасли процессуальных знаний. Поскольку такого аппарата нет, то нет и науки арбитражного процесса в собственном смысле этого слова, поскольку нет своих методов познания.

Автор приступил к систематическому познанию арбитражного процесса с приобретения книги: Решетникова, Ирина Валентиновна. Комментарий судебных ошибок в практике применения АПК РФ / И. В. Решетникова, Т. В. Чукавина. 2 изд., перераб. Москва : Норма, 2009. 400 с.

Данной книгой можно пользоваться и сегодня, сравнивая ее основные положения с руководящей, прецедентной и текущей практикой применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Необходимо установить: допускают ли арбитражные суды и предствители лиц, участвующих в деле, ошибки, о которых рассказывается в рекомендуемом комментарии.

-2

Теоретические положения учебной литературы трудно воспринимаются и трудно запоминаются, если обучающийся не испытывает к ним интереса. В свою очередь, только участие в судебных разбирательствах позволяет почувствовать интерес к теоретическим положениям. Обучающийся, будучи юристом в становлении, может участвовать в судебных разбительствах в качестве представителя, сопровождая представителя с высшим юридическим образованием.

Тем не менее, одного практического опыта недостаточно. Важно иметь представление об арбитражного процессе в целом. Для этого следует познакомиться с учебниками арбитражного процесса. Автор рекомендует два учебника. Это учебник под редакцией Михаила Константиновича Треушникова, и учебник под редакцией Владимира Владимировича Яркова.

-3

Недостатки данных учебников заключаются в тяжеловесном изложении. Такое изложение есть следствие стремления авторов избежать повторений учебников по гражданскому процессу, который были опубликованы под руководством тех же редакторов.

-4

Помимо учебников, которые следует читать в домашних условиях, на лекциях важно слушать преподавателей, которые имеют личный опыт работы в арбитражном суде в качестве судей и судебных представителей. Слушать бывших помощников судей и работников канцелярий бывает интересно, но такие преподаватели не обладают опытом самостоятельного принятия решений в арбитражном процессе и опытом ответственности за принятые решения. Важно принимать решения и отвечать за их исполнение. Кроме того, у бывших помощников и работников канцелярий могут отсутствовать знания в сфере гражданского процесса. Так, например, один из таких преподавателей уверял студентов в том, что в арбитражном суде не знают понятия особого производства лишь на том основании, что данное понятие ему неизвестно, в арбитражном процессуальном кодексе такое понятие отсутствует. Если понятие не употребляется в тексте арбитражного процессуального кодекса, это не означает, что данного понятия нет в арбитражном процессе.

На семинарских занятиях следует решать задачи, а не требовать от обучающихся пересказывать положения учебной литературы или арбитражного процессуального кодекса, или руководящей судебной практики. Задачи преподаватель может подобрать из практикума.

-5

Помимо решения задач важно разбирать реальные кейсы. Для этого берут реальный судебный акт арбитражного суда и просят рассказать обучающегося о процессуальных вопросах, решение которых отражается в судебном акте.

Будет хорошо, если преподаватель расскажет о собственных кейсах, и укажет на ошибки, которые были допущены при рассмотрении дела не только им, но и судом, и представителями других лиц, участвующих деле. Электронная копия судебного акта направляется заранее всем обучающимся.

-6

Чтобы свои кейсы всегда были под рукой, на всякий случай, их можно напечатать отдельной книгой. Издание всегда можно взять на лекцию или семинар, дабы использовать в качестве иллюстрации.

-7