Изучать арбитражный процесс следует в ходе практической деятельности, опираясь на знание понятий гражданского процессуального права. Можно говорить о науке арбитражного процесса, понимая под наукой только направление в рамках науки гражданского процесса. Связано это с тем, что арбитражный процесс не знает собственных понятий и категорий, отличных от понятий и категорий науки гражданского процесса. Арбитражный процесс не имеет собственного понятийного и терминологического аппарата, который позволяет говорить о самостоятельности соответствующей отрасли процессуальных знаний. Поскольку такого аппарата нет, то нет и науки арбитражного процесса в собственном смысле этого слова, поскольку нет своих методов познания.
Автор приступил к систематическому познанию арбитражного процесса с приобретения книги: Решетникова, Ирина Валентиновна. Комментарий судебных ошибок в практике применения АПК РФ / И. В. Решетникова, Т. В. Чукавина. 2 изд., перераб. Москва : Норма, 2009. 400 с.
Данной книгой можно пользоваться и сегодня, сравнивая ее основные положения с руководящей, прецедентной и текущей практикой применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Необходимо установить: допускают ли арбитражные суды и предствители лиц, участвующих в деле, ошибки, о которых рассказывается в рекомендуемом комментарии.
Теоретические положения учебной литературы трудно воспринимаются и трудно запоминаются, если обучающийся не испытывает к ним интереса. В свою очередь, только участие в судебных разбирательствах позволяет почувствовать интерес к теоретическим положениям. Обучающийся, будучи юристом в становлении, может участвовать в судебных разбительствах в качестве представителя, сопровождая представителя с высшим юридическим образованием.
Тем не менее, одного практического опыта недостаточно. Важно иметь представление об арбитражного процессе в целом. Для этого следует познакомиться с учебниками арбитражного процесса. Автор рекомендует два учебника. Это учебник под редакцией Михаила Константиновича Треушникова, и учебник под редакцией Владимира Владимировича Яркова.
Недостатки данных учебников заключаются в тяжеловесном изложении. Такое изложение есть следствие стремления авторов избежать повторений учебников по гражданскому процессу, который были опубликованы под руководством тех же редакторов.
Помимо учебников, которые следует читать в домашних условиях, на лекциях важно слушать преподавателей, которые имеют личный опыт работы в арбитражном суде в качестве судей и судебных представителей. Слушать бывших помощников судей и работников канцелярий бывает интересно, но такие преподаватели не обладают опытом самостоятельного принятия решений в арбитражном процессе и опытом ответственности за принятые решения. Важно принимать решения и отвечать за их исполнение. Кроме того, у бывших помощников и работников канцелярий могут отсутствовать знания в сфере гражданского процесса. Так, например, один из таких преподавателей уверял студентов в том, что в арбитражном суде не знают понятия особого производства лишь на том основании, что данное понятие ему неизвестно, в арбитражном процессуальном кодексе такое понятие отсутствует. Если понятие не употребляется в тексте арбитражного процессуального кодекса, это не означает, что данного понятия нет в арбитражном процессе.
На семинарских занятиях следует решать задачи, а не требовать от обучающихся пересказывать положения учебной литературы или арбитражного процессуального кодекса, или руководящей судебной практики. Задачи преподаватель может подобрать из практикума.
Помимо решения задач важно разбирать реальные кейсы. Для этого берут реальный судебный акт арбитражного суда и просят рассказать обучающегося о процессуальных вопросах, решение которых отражается в судебном акте.
Будет хорошо, если преподаватель расскажет о собственных кейсах, и укажет на ошибки, которые были допущены при рассмотрении дела не только им, но и судом, и представителями других лиц, участвующих деле. Электронная копия судебного акта направляется заранее всем обучающимся.
Чтобы свои кейсы всегда были под рукой, на всякий случай, их можно напечатать отдельной книгой. Издание всегда можно взять на лекцию или семинар, дабы использовать в качестве иллюстрации.