Собрался как-то Ванька-дурачок жениться на Марье. И поскольку сызмальства все ему говорили, что ума своего у него нет, отправился кучерявый за советом к женатым друзьям. Сначала явился к Емельяну. Дом у того – полная чаша, жена трудолюбивая: от зорьки до зорьки варит-парит, за детками приглядывает, дом прибирает.
- Как ты понял, что тебе именно Настасья твоя нужна?
- Это ты верно сделал, что меня спросил, - обрадовался Емеля. – Тогда на выданье три девицы было. И все хороши. Долго я присматривался, выбрать не мог. А потом привез каждой по мешку репы. Одна приняла, да всю семью накормила и на зиму заготовок наделала. Другая так в подпол бросила. А моя Настасья сразу меня к столу позвала, накормила. Тут я и выбрал. И ты так сделай.
Послушал дурачок да к Елисею подался. У Елисеюшки жена красавица, ладная да румяная, ручки белые холеные.
- Как ты понял, что тебе именно Василиса твоя нужна?
- Это ты правильно, Ивашка, сделал, что ко мне пришел, - похвалил его Елисей. – Как настало время мне невесту искать, я купил у заезжего купца зеркальце. Да не простое, а волшебное. Каждую подруженьку попросил в зеркальце то посмотреться, а сам позади встал да приглядывал. То зеркало волшебное суженую через годы показывало. Одна глянула, а там толстуха. Не понравилось ей зеркало. «Забирай обратно, - сказала, - свою пакость». Другая в зеркале том себя всю в морщинах увидела, седую. Тоже подарок мой вернула. Одна только Василиса глянула и засмеялась. Посмотрел – и впрямь хороша, нисколько не изменилась. Тут-то я её под венец и позвал.
Призадумался Ванька. А потом вспомнил, что думать не умеет и пошел делать – подарочки для суженой покупать. А по дороге на ярмарку решил заглянуть к милой, полюбоваться на ненаглядную. Притаился у дома и ждет. Глядит: Марьюшка идет, через плечо коромысло перекинуто, коса позади треплется. Лента развязалась, вот-вот соскользнет на землю. Качнулась коса, и ленточка упала. Хотел было Ванька подобрать потерю, да с неба свалился сокол, схватил ленту и унес в облака. Обернулась Марья, проводила потерю глазами. Две слезинки скатились по щекам. Жалко ей было ленточку.
Не стал Иван показываться ей на глаза, совестно стало, что не сумел ленту вперед сокола ухватить. Побрел дальше. На ярмарку заявился, все прилавки обошел, а ни у одного купца заезжего зеркальца не нашлось. Да и для репы не сезон. Примерялся и к другим товарам, да из всего, что на прилавках лежало, только на ленту и хватило.
Поплелся Иван обратно. Пришел к дому ненаглядной, а там уже другие женихи со сватами стоят, подарочки свои ей предлагают. Кто платье из парчи, кто козу, а кто серьги самоцветные.
Достал из-за пазухи Ванька ленту красную, вздохнул над ней. Не тягаться его подарку было с другими. Да куплена уже лента. Подошел дурачок к Марье, протянул ей своё единственное сокровище. А Марья возьми да скажи:
- Ваня, как ты узнал, что именно ленты мне и не хватало! Мою-то сокол унес! Я согласна за тебя пойти.
Иванушка так обрадовался, что и подумать забыл, отчего девушка согласилась его женой стать.
А кто поумнее из женихов был, тот смекнул, что ценнее тот подарок, о котором одариваемый мечтает. Другими словами, дорога ложка к обеду.
А вот о чем Марья подумала - никто не спросил. И зря. Ведь Ваньку-дурачка она за красивые глаза выбрала. А лент у нее и своих полный ларец был.