Найти в Дзене
Татарский Мир

К вопросу сохранения татарского исторического наследия в Астрахани: Мечеть на Больших Исадах

До революции город Астрахань состоял из 6 городских частей. Татарское, мусульманское население города в основном проживало в 5 и 6 частях, за т.н. Канавой (Каналом, Варвациевским каналом) где располагалась Татарская слобода – Махалля. Здесь в течении XVIII-XIX вв. была сформирована и мусульманская инфраструктура, высились каменные и деревянные мечети, при них были открыты приходские школы – мектебе. Но город рос и татаро-мусульманское население также росло численно как за счет естественного прироста так и за счет притока мигрантов – средневолжских татар. В основном в Астрахань переселялись татары из Нижегородской и Пензенской губерний. Это были мелкие ремесленники, торговцы, отставные солдаты, извозчики, пекари, сапожники и т.п. В поисках лучшей, сытой жизни они устремлялись на юг – в казавшуюся изобильной Астрахань, где издавна жили татары-мусульмане.

Сам город Астрахань исторически был центром внешней и внутренней торговли, в котором пересекались водные и караванные дороги, связующие Европу и Азию. И во многом экономика города была связана с рынками, на которых торговцы разных национальностей торговали оптом и в розницу товарами российского, европейского и азиатского производства. Астраханские рынки всегда были неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Даже можно сказать, что современная Астрахань сформировалась в XVIIв. благодаря Астраханской ярмарке.

Астрахань. Большие Исады. Мечеть. Почтовая карточка 1910-е-гг.
Астрахань. Большие Исады. Мечеть. Почтовая карточка 1910-е-гг.

Самым большим и самым старым действующим рынком Астрахани являются Большие Исады. Исследователи считают, что возник он во второй половине XVI – XVII вв. Сейчас рынок расположен на большом безымянном искусственном острове, омываемым Волгой, Кутумом, Царёвом и каналом имени Варвация. Раньше по воде доставляли товары. Сейчас водные пути не используются, но название свое рынок получил именно из-за водных путей сообщения.

Исад - диалектное обозначение пристаней и торговых площадей, расположенных около рек, происходит от глагола «иссаживаться», то есть сходить на берег. Так как пристаней у рынка было много, он и получил название во множественном числе.

Иногда к Большим Исадам также относят полуостров Ямгурчев, расположенный на противоположном берегу Кутума к юго-востоку от основной части квартала и прилегающий Ямгурчевский мост, который непосредственно примыкает к Махалле со стороны бывшего 5 участка города. Название это, безусловно, связано с именем астраханского хана Ямгурчея, погибшего в 1555 г. Так что татарское прошлое района здесь прослеживается и в топонимике. В XIX в. этот район относился к 4 части города, в которой татары-мусульмане в начале века не проживали. Но в пореформенное время на рынке стали активно вести торговлю татары, переселившиеся из Пензенской и Нижегородской губерний. Они выкупали или арендовали лавки и небольшие «выходы» на базаре, стали селиться на территории рынка.

К этому времени население Больших Исад было очень пестрым. Здесь жили и торговали представители разных этнических и конфессиональных групп. В XIX в. на территории прилегающей к рынку были построены три православные церкви и католический костел. В связи с ростом татаро-мусульманского населения в 1890-х гг. встал вопрос о постройке мечети в этой местности.

В Астрахани тогда существовало 13 мечетей с 42 служителями при них. Все они находились в 5 и 6 участках города, где мусульманское население города, в основном и проживало. При мечетях по данным 1898 г. числилось 3541 прихожан мужского пола, кроме 600, проживавших на Больших Исадах. Эти 600 татар не могли быть причислены к существовавшим приходам прежде всего потому что территориально проживали в 4 участке. Самим большеисадинским татарам было очень трудно и далеко добираться до существующих приходов на молитвы, улицы были неосвещенными, утопали в грязи и мусоре. Имамы также не всегда вовремя могли успеть для проведения похоронного обряда, с задержкой проходил и обряд имянаречения родившихся.

Идея создания самостоятельного прихода и строительства мечети принадлежит уроженцам Пензенской губернии, Инсарского уезда, деревень Яндовищи и Большие Полянки, торговцам с Больших Исад Хабибулле Мусякаевичу Горбунову и Фейзулле Фетхуллову. Горбунов с 1860-х гг. проживал в Астрахани, сколотил небольшой капитал, приобрел недвижимость и решил пожертвовать участок земли для строительства новой соборной мечети. Фетхуллов, отставной солдат, в 1891 г. сдал экзамены на звание муллы и готов был возглавить приход.

16 сентября 1894 г. и 15 апреля 1895 г. на имя астраханского губернатора были поданы прошения с ходатайством разрешить татарам «деревянный флигель на крепостном месте Горбунова, обратить в мечеть с назначением к ней муллы или имама». Но губернатор ответил отрицательно. Просьбу татар следовало «оставить без удовлетворения», потому что:

во-первых, «проживающие в 4 участке торговцы на больших Исадах – проживают отдельно от общества, а следовательно отдельного прихода не составляют, или отдельно организованного общества не составляют. Во-вторых, «на основании существующих законов, разрешение об устройстве мечетей, должно иметь удостоверение о необходимости новой мечети, а также доказать необходимость ее постройки, тем более что в 5 и 6 участках города Астрахани существует достаточное число мечетей, в коих торговцы с Больших Исад могут свободно отправлять свои религиозные обряды, и т.о. необходимости в постройке новой мечети в 4 участке нет».
В-третьих, «мулла назначается только к мечетям, существующих в отдельных приходах, а не при молитвенных домах».

Казалось бы, вопрос решен и никакой мечети не будет. Но на самом деле, это было только начало длительного противостояния.

Татарам, жившим в окрестностях Больших Исад дело с образованием прихода представлялось достаточно ясно: есть место под строительство, есть население, готовое составить новый приход, есть мулла, готовый исполнять должность имама, есть средства. Надо только получить разрешение и приступить к строительству храма. Но власти думали иначе, и, казалось бы, простое дело, в итоге вылилось в многолетнее противостояние между махаллей и губернскими властями, которые 9 раз на протяжении 6 лет отказывали татарам в строительстве мечети. В это противостояние были вовлечены губернское правление, губернатор, полицмейстер, министерство внутренних дел, Правительствующий Сенат и ОМДС. Доведенный до отчаяния Х.М. Горбунов обратился даже напрямую к Николаю II.

Спустя почти два года, после того, как губернское правление получило первое прошение мусульман о разрешении открытия мечети на Больших Исадах, полиция проводит дознание о том, насколько серьезны и целесообразны намерения просителей, настойчивость которых, видимо, стала неприятным сюрпризом для астраханских властей. К тому времени Х. Горбунов и его сторонники уже определились, что мечеть будет соборная, «но никак не пятивременная», и деревянная. Также Горбунов заручился поддержкой влиятельного мусульманского духовенства Астрахани. Самые уважаемые имамы, стоявшие во главе богатых приходов Абдулвагап Алиев, Фарид Муртазаев и Абубекир Салихов, подписали удостоверение о том, что «никаких препятствий к постройке новой мечети не имеют».

ОМДС понадобилось несколько лет, чтобы приступить к активным действиям по отстаиванию интересов своих единоверцев. В начале 1899 г. оно обратилось в Департамент Духовных дел иностранных вероисповеданий МВД с ходатайством о разрешении принять жертвуемое Х.М. Горбуновым место, «находящееся в городе Астрахани, в местности, называемой «Большими Исадами», в 4 участке, 12 околотке, по набережной р. Кутум, под №185, для постройки новой соборной мечети».

12 октября 1900 г. последовал Указ Николая II из Правительствующего Сената, который рассмотрев обстоятельства дела, постановил: «Обжалованное постановление Астраханского губернского правления отменить, предписав ему постановить новое по сему делу определение». 17 ноября 1900 г. в Астраханском губернском правлении слушали указ Сената и постановили разрешить постройку мечети в 4 участке г.Астрахани в местности Большие Исады, на жертвуемом астраханским мещанином Х.М. Горбуновым месте, с образованием самостоятельного прихода. Самому Горбунову это решение было объявлено 24 ноября 1900 г.

19 января 1901 г. план на строительство, составленный городским архитектором А.Н. Малаховским каменной соборной мечети был утвержден строительным отделением губернского правления. Выдан он был известному богачу-благотворителю из татар, потомственному Почетному гражданину г. Казани Мухамедшакиру Казакову, постоянно проживавшему в Астрахани, который выделил значительную сумму на ее строительство.

В мае 1901 г., татарское общество приступило к строительству мечети, которое шло очень быстрыми темпами:

«С разрешения правительства, магометане, проживающие на Больших Исадах и около них, и составляющие довольно значительный приход, летом текущего года приступили к постройке на собранные средства, взамен деревянного молитвенного дома, каменной соборной мечети. Воздвигнутая ими просторная, массивная и высокая мечеть вскоре будет постройкой уже вчерне закончена», - писала газета «Астраханский листок» в ноябре 1901 г.

Объемы мечети оказались больше чем подаренный Х. Горбуновым участок и общество большеисадинских татар выкупила соседнее домовладение с участком. 12 мая 1902 г. газета «Астраханский вестник» писала:

«Новая татарская мечеть близ Больших Исад, вчерне уже готова. Мечеть довольно обширная, недурной архитектуры (в восточном стиле). На открытие предполагают пригласить муфтия из Оренбурга. Мечеть строится на средства, собранные большеисадинскими торговцами-татарами».

Мечети был присвоен №13, но в народе она стала называться Красной или Большеисадинской. Выстроенная из красного кирпича она как-бы «парила» над рынком и всем прилегающим районом. Архитектурно мечеть продолжила оригинальный тип астраханских каменных «татарских» мечетей, с большим молельным залом и деревянным балконом для женщин. Действовала мечеть до 1935 г, когда по указу горисполкома была закрыта, здание было передано Дому санитарного просвещения, практически не пострадало, к началу 1990-х гг. было в неплохом состоянии.

В 1990 г. здание мечети было возвращено мусульманам – региональному ДУМ. В это время в Астрахань устремился значительный поток мигрантов с Северного Кавказа, одним из основных мест их расселения и работы в городе стал рынок Большие Исады. По решению руководства АРДУМ и согласия областных властей мечеть была передана дагестанской общине мусульман-шафиитов в 1993 г. Они приступили к ремонтным работам.

Особый размах реставрационные работы приобрели с 2000 г. К 2010 г. мечеть была значительно расширена и заново облицована красным кирпичом. Были нарушены исторические пропорции, не учтены астраханские татарские традиции мечетной архитектуры. Мечеть приобрела двухчастный объем, стрельчатые окна и купола, свойственные дагестанским мусульманским культовым зданиям. Внутри мечеть тоже перестроена полностью. Ни руководство области, ни руководство АРДУМ, ни татарские общества не вмешались в эту перестройку. В результате, еще один памятник татарской культуры оказался безвозвратно утрачен.

Приход мечети сегодня, составляют выходцы с Кавказа (отсюда ее современное название – «Кавказская»): аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, азербайджанцы-сунниты. Мечетная община (джамаат) состоит из 500-700 человек, в пятницу и в дни праздников мечеть посещают несколько тысяч человек, так, что молящиеся не помещаются в здании и располагаются во дворе и даже на прилегающей улице. Намазы проходят согласно шафиитскому мазхабу. Приход возглавляют имамы-аварцы.

Сегодня практически никто в Астрахани не помнит «татарскую» историю этой более чем столетней мечети, на строительство которой татары потратили столько времени, душевных сил и материальных средств, связывая ее исключительно с северокавказским исламом. Небольшая табличка, висевшая до недавнего времени на стене здания, никакой существенной исторической информации не дает. Требуется большая памятная доска с указанием имен Х. Горбунова, Ф. Фатхуллина и М. Казакова и их роли в строительстве мечети. Но татарские астраханские общества, видимо, в этом совсем не заинтересованы.

Марина Имашева

См. также: