Гарри Уотерс рассказывает, почему он присоединился к Brit Floyd и отмахивается от политических взглядов отца: «Это просто неправда, что он антисемит»
Энди Грин для Rolling Stone
Незадолго до Рождества 2016 года, Роджер Уотерс навестил своего первенца Гарри в его доме в Санта-Монике, Калифорния, чтобы сообщить довольно плохие новости. Гарри провел последние 14 лет, играя на клавишных и органе в группе своего отца, в составе которой он совершил три больших мировых турне, но Роджер внёс изменения в свой предстоящий «Us + Them» тур. «Меня уволили», — рассказывает Гарри Rolling Stone. — «Это было довольно убого».
Гарри утверждает, что не знает, почему родной отец выставил его. «Я думаю, он просто хотел обновить кровь, что-то новое, что-то свежее», — говорит Уотерс. — «Я не уверен в его точных доводах, но все, кроме двух человек [клавишника Джона Кэрина и гитариста Дэйва Килминстера], были уволены. Но остальные парни, которых уволили, не были его сыновьями, так что для меня это было вдвойне обидно».
Было бы вполне понятно, если бы Гарри Уотерс никогда больше не захотел исполнять музыку своего отца после этой травмы, но он не таков. Недавно Гарри завершил турне из 57 концертов с Fearless Flying Frog Brigade Леса Клейпула, где он каждый вечер полностью исполнял «Animals» Pink Floyd с Клейпулом и Шоном Ленноном. А незадолго до нашего интервью он согласился отыграть три концерта с Brit Floyd, ведущей мировой кавер-группой Pink Floyd, вместе с экс-вокалисткой Floyd Дургой Макбрум и бывшим саксофонистом Floyd Скоттом Пейджем.
«Их менеджер написал мне всего несколько дней назад и спросил, не хочу ли я поприсутствовать на нескольких концертах», — говорит Уотерс. — «Я никогда не встречался ни с кем из них, но я просто приду и сыграю. Я играю эту музыку уже 30 лет или около того. Думаю, мы справимся и без репетиций. Полагаю, мы все хорошо знаем материал».
Многие из самых ранних воспоминаний Уотерса связаны с Pink Floyd. Когда ему было всего два года, отец привел его в студию во время записи альбома The Wall», чтобы он прочитал строчку «смотри, мама, там в небе аэроплан», с которой начинается песня «Goodbye Blue Sky». «Я точно помню, что сидел там с микрофоном и меня просили говорить какие-то вещи», — говорит он. — «Всякий раз, когда я слышу это, я говорю: "О Боже, это же я". Это очень странно».
Он вырос на юго-западе Лондона как раз в то время, когда расцветала новоромантическая сцена, но гораздо больше интересовался музыкой предыдущего поколения, включая Beach Boys, Бадди Холли, Литтл Ричарда, The Allman Brothers Band и Dr. John. «Мне просто не нравилось, как звучала музыка восьмидесятых», — говорит Уотерс. — «Для меня она звучит дико с этой реверберацией на ударных».
Будучи сыном легенды рок-музыки, он получил возможность спеть «Barbara Ann» на сцене с Beach Boys, когда ему было девять лет, увидеть выступление Брюса Спрингстина на стадионе Уэмбли в рамках тура «Born in the U.S.A.» и даже разделить нежный момент за кулисами с Литтл Ричардом на арене Уэмбли. «Я сломал руку, и она была в гипсе», — рассказывает Уотерс. — «Он прикоснулся к моему гипсу и сказал: "Мне очень жаль. Бог любит тебя". Я атеист, но все равно это был очень трогательный момент, когда герой моего детства сделал это».
Он начал брать уроки игры на фортепиано в восемь лет, а через несколько лет поступил в школу-интернат в Хэмпшире, Англия. «Там учитель познакомил меня с регтаймом, доктором Джоном и Чиком Кориа», — говорит он. — «Именно тогда я очень, очень увлекся этим».
Но он никогда всерьез не задумывался о музыкальной карьере, пока не закончил учебу, не нашел работу в ресторане и у одного из первых интернет-провайдеров и не возненавидел каждую секунду. «Это было просто дерьмо», — говорит он. — «Я понял, что все, что не связано с музыкой — пустая трата времени. Я был несчастен и просто хотел быть в группе и заниматься музыкой».
Первой, кто нанял его, была Boot-Led-Zeppelin, популярная трибьют-группа Led Zeppelin. «Я играл на фортепиано и клавишных, а затем на второй гитаре», — говорит он. После четырех лет работы в Boot-Led-Zeppelin он переключился и устроился играть на клавишных в трибьют-группу Grateful Dead, не зная ничего об их творчестве, кроме «Touch of Grey». «Они дали мне кассету с музыкой, и мне она просто понравилась», — говорит он. — «Теперь я люблю Grateful Dead».
На рубеже тысячелетий он присоединился к инди-рок-группе Hubble Deep Field. Он был счастлив, что наконец-то получил возможность играть оригинальный материал, но с неудовольствием обнаружил, что трудно привлечь толпу, когда в твоем репертуаре нет «Stairway to Heaven» или «Friend of the Devil». «Мы выпустили несколько синглов, но они так и не пошли», — говорит он.
Примерно в это же время у его отца был совсем другой опыт работы. Роджер Уотерс с трудом продавал билеты в восьмидесятые, когда его бывшие товарищи по группе Pink Floyd собирали стадионы, но Дэвид Гилмор тихо распустил группу после тура 1994 года «Division Bell». Уотерс внезапно оказался единственным активным участником группы, и он заполнял большие арены по всему миру. Он предложил Гарри место клавишника в группе в 1999 году для первого этапа тура «In the Flesh», но тот отказался, поскольку все еще был занят в Hubble Deep Field. Когда он предложил то же место в туре 2002 года, Гарри согласился.
Его первое выступление состоялось 27 февраля 2002 года в Кейптауне, Южная Африка. «Я так нервничал в тот вечер», — говорит Уотерс, добавляя, что эта работа заставила его столкнуться как с хорошими, так и с плохими сторонами жизни сына мегазнаменитой рок-звезды. — «Плюс в том, что это дало мне возможность закрепиться в музыкальном бизнесе и приобщило меня к этому стилю жизни. Мне нравилось ездить в его туры и знакомиться с другими интересными музыкантами. Минус в том, что люди будут судить тебя гораздо строже, ведь ты "сын". Вам придется работать гораздо усерднее, чтобы заявить о себе, почти вдвойне доказать свою состоятельность, чтобы быть принятым».
Гарри хорошо зарекомендовал себя во время тура 2002 года на клавишных, а также во время туров 2006-08 «The Dark Side of the Moon» и 2010-13 «The Wall Live», где он пересел на орган Hammond B3. Турне «The Wall Live Tour» растянулось на 219 концертов за три года. «Были вечера, когда я предпочел бы лежать в постели и смотреть Netflix», — говорит он. — «Но их было очень мало. Было довольно редким случаем, когда я оказывался там, наверху, и просто мечтал оказаться где-нибудь в другом месте. Это всегда было весело».
Турне Роджера Уотерса возобновилось осенью 2016 года с трио концертов в Мехико, за которыми последовали два уикенда в Desert Trip, где они выступали вместе с Бобом Диланом, Полом Маккартни, Rolling Stones, Нилом Янгом и The Who. Гарри наблюдал за большинством выступлений со стороны сцены и отлично проводил время, не подозревая, что его отец был в нескольких неделях от того, чтобы уволить его и большинство его товарищей по группе.
Несмотря на шок от увольнения, Гарри говорит, что по-прежнему поддерживает отношения с отцом и даже планировал увидеть его тур «This Is Not a Drill Tour», когда он приезжал в Лос-Анджелес в прошлом году. «Мои дети и я заболели отвратительной инфекцией, а не Ковидом, и он не хотел, чтобы мы приезжали», — говорит Гарри. — «Но моя жена, Рэйчел [Рич], поехала».
Уход из гастрольной группы Роджера Уотерса, возможно, был эмоциональным и финансовым ударом, но он позволил Гарри Уотерсу больше времени уделять собственной музыке. Его джазовая группа Harry Waters Band выпустила альбом в 2008 году, а недавно он объединился с автором-исполнителем Джоном Макнелли в группу McNally Waters. «Мы оба любим музыку Нового Орлеана», — говорит Уотерс. — «Мы много гастролировали в Южной Африке и отлично провели время».
Уотерс также писал музыку для таких сериалов, как «Аббатство Даунтон» и «Комики за рулем в поисках кофе». В 2015 году он получил шанс отправиться в короткое турне с группой Дина Уина, а этим летом Fearless Flying Frog Brigade Клэйпула повезли его в гораздо более продолжительный тур, в котором каждый вечер звучала «Animals». «Это моя любимая пластинка Floyd», — говорит Гарри. — «И я спел "Dogs", что было потрясающе».
Турне также стало шансом сблизиться с Ленноном, одним из немногих людей на Земле, которые также понимают, каково это — жить вечно в тени рок-иконы. «Он знал мою сестру [Индию] еще с тех времен», — говорит Уотерс. — «Они были общими друзьями с [сыном Пола Саймона] Харпером Саймоном. Я его совсем не знал, но теперь мы хорошие приятели».
Он не ищет возможности активно играть музыку Pink Floyd, но когда ему поступает предложение — как в прошлом году, когда израильская трибьют-группа Pink Floyd Echoes спросила, не сыграет ли он «The Wall» вместе с другими ветеранами гастрольной группы Роджера, — он с радостью соглашается. «Это было очень весело», — говорит он. —«Возможно, мы будем делать это раз в год».
Brit Floyd вошли в его жизнь, когда он познакомился с их менеджером в прог-роковом путешествии «Cruise to the Edge». В этом году группа отпраздновала 30-летие альбома «The Dark Side of the Moon» эпическим шоу, в которое вошло полное исполнение альбома, а также других хитов, таких как «Young Lust» и «Wish You Were Here», и таких глубоких композиций, как «Yet Another Movie» и «What Do You Want From Me».
В настоящее время Гарри планирует выходить только на «Time», «The Great Gig in the Sky» и «Pigs». «Я не знаю, буду ли я выступать еще после этих трех», — говорит он. — «Я буквально встречаюсь с ними утром первого шоу, когда прилечу в Феникс. Но если они захотят, чтобы я сделал больше, мне будет интересно».
Ему неинтересно говорить о политике, хотя его отец не мог бы быть более откровенным. «Мне неинтересно публично обсуждать свои взгляды, как это делает он», — говорит он. — «Я не лежу и не теряю сон по ночам из-за вещей, которые [заставляют его терять сон]».
«Я понял, что многое из того, что он говорит, конечно, подстрекает, по правильным или по неправильным причинам», — говорит он. — «Но я не знаю достаточно истории ситуации, чтобы высказать свои соображения. Я не знаю, прав он в этом или нет, но он довольно умен. И я знаю, что он много читает обо всем».
Несмотря на то, что все, от ADL до Дэвида Гилмора, называют его отца антисемитом из-за его взглядов на Израиль, включая его последнее утверждение, что бойня 7 октября, устроенная ХАМАС, была возможной «операцией под ложным флагом» израильского правительства, Гарри стоит на его стороне. «Это просто неправда, что он антисемит», — говорит он. — «Люди путают противодействие израильскому правительству и противодействие Нетаньяху с антисемитизмом».
Люди говорят: «О, он одевается в форму СС, а на свинье у него звезда Давида", — продолжает он, имея в виду надувную свинью, которая была частью живого шоу Уотерса на протяжении десятилетий. «И я просто хочу сказать: "Вы, бля*ь, идиоты. Он делает это уже 40 лет. Это сатира". На свинье также изображены знак Мерседеса, серп и молот, знак доллара... Он выводит на свет все зло мира. Но люди путают это и считают его антисемитом, что очень глупо».
Роджеру Уотерсу осталось несколько дней до завершения тура «This Is Not a Drill». Его дальнейшие планы неясны, но надеется ли Гарри, что его пригласят обратно в группу для следующего тура? «Я не надеюсь», — говорит он. — «Я не думаю, что это повторится, но может быть. Посмотрим».