Скажу сразу, мне ее жалко. Как жалко многих пациентов психоневрологических интернатов, которых "сдают" родные люди. И в то же самое время понимаю, что и родным бывает трудно сосуществовать с пожилыми инвалидами, если инвалидность связана с неадекватностью поведения. Ну, я, разумеется, предполагаю идеальные обстоятельства, когда может торжествовать человеколюбие, просвещенность, милосердие и разум. Но где ж взять все эти качества? У кого позаимствовать? У бездушной, порой, государственной машины? Не знаю. У людей? Так попробуйте сегодня отыскать хоть одного Иоанна Милостивого? Ох, о чем я? Просто милосердного и разумного человека. В атмосфере взаимной неприязни, хейта (выражаясь молодежным жаргоном) людей, способных сочувствовать и прощать, становится все меньше и меньше. А уж про разумных умолчу. Разумных, вроде бы, много, но разум часто помрачен неприятием ближнего. Теперь подвожу к самой истории.
Неделю назад в интернат привезли бабу Любу (Любовь Степановну В.) 85 лет. Привезли родные сестры. Сами уж не молодые. Одной 67, другой 70. Приехали на машине с мужьями. В диспансере заявили хором, что больше не могут следить за сестрой, которая с каждым днем становится не адекватной. До зимы прошлого года все как-то мирились. Небольшие отклонения после инсульта, перенесенного на ногах, не были явственными. Ну, забудет старушка двери на ночь закрыть. Бог с этим. Собака сторожевая есть. Оставит челюсть где-нибудь в магазине, тоже простительно. Поселок маленький, челюсть мигом найдет хозяйку. Плохое началось, когда помер от пьянки ее единственный сын. Перед этим страдал сильно, из дома выйти не мог. Развилась у него алкогольная полинейропатия. Кто не знаком, можно дать ссылки на передачу Малахова, в которых он спасал алкоголиков-музыкантов, не способных с постели сползти. Боли страшные, ноги руки болят нещадно, воля подавлена. От того, что под влиянием алкоголя стали отмирать клетки головного мозга. Картина страшная. Особенно в запущенной форме.
После смерти сына старушка сама впала в какую-то глухую депрессивную озлобленность на мир, как будто мир виноват в том, что сын алкоголик.
Бабу Любу приютили родственники, сестры. Взяли ее в дом, зная, что старушка себя в полной мере уже не обслуживает. И начались проблемы. Просыпалась баба Люба раньше других и направлялась сначала в церковь за святой водой, потом в магазин за солью и спичками. Каждый день, как ритуал. И каждый день в дом тащит тюки спичек, соли и святую воду. Месяц-другой, и вода с солью и спичками заполонила квартиру. На все попытки уговорить ее перестать носить в дом эти вещи выходила одна реакция: баба Люба гневалась, кричала, ругалась на сестер, говорила, что они никогда ничего не понимали. Настает конец света, поэтому нужно расчищать подвалы и складировать самое необходимое, а именно спички, святую воду и соль. Весь свой быт баба Люба подчинила этому делу, считая это священной обязанностью всякого истинного христианина. Это терпели сестры, как могли. Но когда баба Люба стала по весне ходить на кладбище, где похоронен сын, и начала носить в дом в пакетах землю с могилок, тут терпение родственников стало истончаться. А баба Люба ни в какую.
- Вы погрязли в грехах, - говорит. - И стали слепыми. Не замечаете, что уже наступил конец света. Надо могилы дома делать заранее. Потому что все кладбища скоро пустят скотам под перегной. А я не хочу стать лакомством для чьей-то свиньи. У людей нет веры.
Примерно в таких словах старушка объясняла свое "подвижничество".
Вот и решено было на семейном совете отправить бабу Любу в ПНИ. Тут хоть под надзором будет.
Теперь старушка находится в стационаре. Ей дают препараты, которые тормозят психические проявления патологии. Но одновременно с этим убивают. Медленно и верно. На глазах старушка превращается в растение. Но зато не ходит по кладбищам, церквам и магазинам, и не тащит в дом "малый джентльменский набор" для конца света.
А я не могу уяснить: как должно в подобных случаях поступать гуманное общество в лице государства? Неужели все упирается в деньги? Неужели нельзя организовать щадящее лечение на дому, оформить патронаж и опеку? И тут же сам себе отвечаю: ИДЕАЛИСТ....да-да....идеалист и только. Реальность слишком далека от идеала. Приходится мириться. Иначе нельзя.