Среди множества грузовых автомобилей созданных в первое послевоенное десятилетие, Praga V3S занимает весьма достойное место. Несмотря на неказистый внешний вид это был выдающийся по проходимости и надежности автомобиль, который с успехом экспортировался во множество стран мира, в том числе и в СССР.
Автомобилестроительный завод Praga был основан в 1907 году. Поначалу он выпускал лицензионные версии автомобилей Renault, Isotta Fraschini и Charon, но в 1911 году полностью переориентировался на производство своих, оригинальных конструкций. С началом Первой мировой основным специалитетом фирмы стали грузовые автомобили. После ее окончания автозавод Praga стал крупнейшим в стране, обогнав по объемам производства предприятия Tatra и Skoda.
В новой войне, оккупированные немецкими войсками заводы Praga работали в интересах вермахта и выпускали полугусеничные вездеходы, детали трансмиссий и двигатели для танков. Данный факт стал поводом к тому, что в 1945 году, когда участь Чехословакии была уже решена, 90% производственных мощностей крупнейшего в стране автомобилестроительного предприятия были разрушены американскими бомбардировками. Однако марка выжила и благодаря помощи нового социалистического правительства, даже возобновила свою работу.
В конце 1951 года на заводе Прага был размещен заказ на разработку перспективного, трехосного армейского грузовика с бортовой платформой, грузоподъемностью 5 т. Работы по созданию машины и постановки ее на производство были осуществлены в рекордные сроки, и уже в апреле 1952-го ворота завода покинул первый серийный грузовик Praga V3S.
Это был необычного вида трехосный грузовик с оригинальной «тупоносой» кабиной и бортовой платформой. Специфический внешний вид предопределила кабина позаимствованная у бескапотной Татры T805. Под ней располагался 6-цилиндровый дизель Татра 912 воздушного охлаждения мощностью 98 л.с. Рядный мотор оказался слегка длиннее родного V8 от модели Т805, поэтому на Праге его пришлось накрыть «куцым» капотом.
Как и полагалось военной технике, грузовик V3S наделили превосходными внедорожными способностями. В его основу чехословацкие конструкторы положили лонжеронную, клепанную раму обладающую исключительной гибкостью и допускающую существенный перекос осей, что способствовало сохранению постоянного контакта колес с дорогой. Все это вкупе с тяговитым дизельным мотором, редукторными мостами (задние с возможностью блокировки) обеспечили Праге феноменальную проходимость! Ни советский ЗИС-151, ни американский Студебекер US6, ни даже двухосная Татра 128 не могли противостоять ему. Praga V3S преодолевал канавы шириной 700 мм, броды глубиной 800 мм и подъемы крутизной 37%. В общем у чехословаков получился отличный военный грузовик, который полностью удовлетворил основного заказчика.
Автомобиль получил длинный производственный цикл и выпускался до 1985 года. За это время свет увидело 62 тыс. грузовиков, большинство из которых поступили на службу в Чехословацкую армию. Часть грузовиков отправилось на экспорт в страны СЭВ, Африки и Ближнего Востока. В нашей стране автомобили V3S применялись как шасси для передвижной флюорографии и ремонтной мастерской.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов
Читайте также: