Найти тему

Мавзолей Ленина и самовар с мавзолеем

Всем известен каменный Мавзолей Ленина на Красной площади, построенный Алексеем Щусевым в 1929-1930-х гг. Но многие не знают, что Щусев последовательно спроектировал и построил три мавзолея Ленина: два временных деревянных и существующий ныне каменный.

Щусев не только создал одно из знаковых сооружений советской эпохи на Красной площади. Тот облик главной площади страны, который мы видим сегодня, сложился благодаря Щусеву. По сторонам от Мавзолея архитектор выстроил трибуны, облицованные серым гранитом; переоформил ранее сложившийся некрополь борцов Октябрьской революции у кремлевской стены; памятник Минину и Пожарскому перенес в сторону собора Василия Блаженного; а в конце 1930-х – 1940-х годах в едином ансамбле с Красной площадью Щусев спроектировал Большой Москворецкий мост.

Но вернемся к истории создания первых деревянных мавзолеев.

Сразу после смерти Ленина 21 января 1924 года Щусеву поручили создать временный склеп на Красной площади у кремлевской стены. Бытует легенда, что Щусев спроектировал сооружение за три дня.

Второй деревянный мавзолей Ленина. Фотография неизвестного фотографа. 1924-1925 гг. Личный архив наследников А. Щусева.
Второй деревянный мавзолей Ленина. Фотография неизвестного фотографа. 1924-1925 гг. Личный архив наследников А. Щусева.

Это, конечно, преувеличение. К ступенчатой пирамидальной композиции Щусев обращался еще до революции в проектах нескольких надгробных часовен, а одним из его самых ранних научно-исследовательских трудов являются обмеры мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (познакомиться с эскизами Щусева можно на выставке «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» ссылка на выставку).

Склеп на Красной площади, за которым закрепилось название «мавзолей», возводился в дереве, поскольку надо было завершить строительство в кратчайшие сроки. Первый деревянный мавзолей представлял собой куб, на котором планировалось поставить пучок высоких колонн на ступенчатом основании. Поспешность с открытием привела к упрощению замысла и отказу от верхней части.

Второй деревянный мавзолей Ленина. Фотография неизвестного фотографа. 1924-1925 гг. Личный архив наследников А. Щусева.
Второй деревянный мавзолей Ленина. Фотография неизвестного фотографа. 1924-1925 гг. Личный архив наследников А. Щусева.

Весной 1924 года Щусева попросили доработать мавзолей, придать ему более законченную форму. За короткое время архитектор полностью перестроил сооружение, существенно увеличив размер и придав ему более монументальные черты. К развитому ступенчатому объему, увенчанному приземистой упрощенной колоннадой, добавились боковые трибуны. Второй деревянный мавзолей Ленина стал доступен для посещения 1 августа 1924 года. Совмещение функций усыпальницы и трибуны — важная новация проекта.

За пять лет существования второго деревянного мавзолея его образ стал настолько знаковым и популярным, что его изображение стало воспроизводиться в произведениях декоративного искусства – шкатулках, перчаточницах, панно, изделиях из кружева и др., а также на открытках, плакатах, календарях.

В коллекции нашего музея хранится уникальный предмет – самовар с изображением второго деревянного мавзолея Ленина (вы можете увидеть его до 10.12.2023 на выставке «От самовара до Фаберже» ссылка на выставку).

Самовар. Тула, фабрика «Наше будущее». 1928 год. Латунь, кость; гравировка, выколотка, лужение, литье. Всероссийский музей декоративного искусства.
Самовар. Тула, фабрика «Наше будущее». 1928 год. Латунь, кость; гравировка, выколотка, лужение, литье. Всероссийский музей декоративного искусства.

Самовар с мавзолеем имеет форму «желудь». Изображение деревянного мавзолея помещено в центр тулова в технике выколотки», над ним выгравирована надпись: "VI съезду собрания уполномоченных всекопромсоюза от тульских кустарей". На крышке клеймо: "Самоварная фабрика 1-й кооперат. артели удост. диплома 1-й степени "Наше будущее". Тула".

Самовар. Тула, фабрика «Наше будущее». 1928 год. Латунь, кость; гравировка, выколотка, лужение, литье. Всероссийский музей декоративного искусства.
Самовар. Тула, фабрика «Наше будущее». 1928 год. Латунь, кость; гравировка, выколотка, лужение, литье. Всероссийский музей декоративного искусства.

Артель «Наше будущее» была основана в 1922 г. в Туле, на ул. Володарского, в здании бывшей самоварной фабрики Василия Максимовича Гудкова. Артель была довольно крупной, в 1926 г. там работало 223 человека. Выпускала до 2000 самоваров в месяц. В 1923 г. самовары артели «Наше будущее» на Всероссийской сельскохозяйственной выставке были удостоены диплома I степени за «отличную выработку, доброкачественную сборку и лучший фасон». В артели работали только бывшие рабочие-самоварщики (т.е. рабочие дореволюционных, частных самоварных фабрик).

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. #пфкиучастник