Найти тему
История живописи

Снова сказочный зимний лес на картинах русских художников

Так как предыдущая статья на заданный сюжет получила немало просмотров (достаточно неожиданно для меня), то я решил еще раз обратиться к этой теме, тем более что материал для подборки накопился и весьма достойный, как мне кажется. Предыдущая публикация, о которой только что шла речь, доступна по ссылке:

В этот раз мы с вами начнем с художника, уже побывавшего в предыдущей подборке - Андрея Николаевича Шильдера и это немудрено, ибо сказочный зимний лес в его исполнении бесподобен, судите сами:

"Зимний пейзаж", А.Н. Шильдер, 1896.
"Зимний пейзаж", А.Н. Шильдер, 1896.
"Лесная долина в снегу", А.Н. Шильдер, 1909. Частное собрание.
"Лесная долина в снегу", А.Н. Шильдер, 1909. Частное собрание.
"Зима в хвойном лесу", А.Н. Шильдер, 1900-е. Частное собрание.
"Зима в хвойном лесу", А.Н. Шильдер, 1900-е. Частное собрание.

Специалисты отмечают, что в сравнении с его учителем, знаменитым Иваном Шишкиным, пейзажи Шильдера "отличаются большим лиризмом, эмоциональностью, мягкостью", и я, пожалуй, согласен с этим. Но у этой медали была и вторая сторона, о которой писал коллега художника, Яков Минченков: Шильдер не вел "уверенно свою линию в искусстве" как учитель, а вечно сомневался и "двинуться по другому направлению [живописи] тоже не имел сил". Впрочем, всё это не мешает нам искренне любоваться картинами художника, выполненными, на мой взгляд, весьма добротно, а главное (для статьи) в канве заявленной сюжетной линии.

Далее у нас с вами будут работы учителя и ученика, зачастую это достаточно интересное сравнение, дающее повод к размышлениям, порождающим иногда любопытные выводы. Учителем выступит Константин Яковлевич Крыжицкий, который обучался у другого специалиста по академическим пейзажам - барона Михаила Клодта. Причем сугубо по моему личному мнению, это тот случай когда учитель превзошел своего ученика:

"За хворостом", К.Я. Крыжицкий, 1903. Частное собрание.
"За хворостом", К.Я. Крыжицкий, 1903. Частное собрание.
"Лес зимой", К.Я. Крыжицкий, 1906. Омский областной музей изобразительных искусств.
"Лес зимой", К.Я. Крыжицкий, 1906. Омский областной музей изобразительных искусств.
"Зимний лес", К.Я. Крыжицкий, 1908. Частное собрание.
"Зимний лес", К.Я. Крыжицкий, 1908. Частное собрание.
"Речка в лесу", К.Я. Крыжицкий. Частное собрание.
"Речка в лесу", К.Я. Крыжицкий. Частное собрание.

Зимняя сказка Крыжицкого, на мой взгляд, весьма правдоподобна, по крайней мере, я с легкостью могу представить развитие сюжетов русских народных сказок (зимних, конечно) именно в таких декорациях. А ваше мнение на этот счет вы всегда можете высказать в комментариях.

Учеником же Крыжицкого был художник Иван Федорович Шультце. Не знаю слышали вы об этом художнике раньше или нет, но в любом случае можно начать или продолжить знакомство с его творчеством с этих сказочных работ, где мы видим лес, укрытый покрывалом из снега и замечательные светотеневые эффекты:

"Зимний пейзаж", И.Ф. Шультце. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", И.Ф. Шультце. Частное собрание.
"Солнечный свет в лесу", И.Ф. Шультце. Частное собрание.
"Солнечный свет в лесу", И.Ф. Шультце. Частное собрание.
"Зима", И.Ф. Шультце, 1916. Музей-квартира академика И.П. Павлова, СПб.
"Зима", И.Ф. Шультце, 1916. Музей-квартира академика И.П. Павлова, СПб.

Любопытно, что Шультце в начале XX века совершил путешествие на север, к архипелагу Шпицберген, откуда привез с собой немало картин и этюдов. Подробно об этом я расскажу как-нибудь в другой раз, но эту информацию просто необходимо было упомянуть для плавного перехода к следующему живописцу в нашем сегодняшнем списке.

А им будет художник-полярник Александр Алексеевич Борисов, первый из живописцев посетивший суровые и дикие места - речь идет об архипелаге Новая земля. В принципе эта тяга художника к северным красотам не удивительна, ведь сам он был родом из села, находящегося в Архангельской области. Но он был первым живописцем, лично участвовавшем во многих экспедициях по Арктике, современники даже называли его "русским Нансеном".

"Зима", А.А. Борисов, 1913. Частное собрание.
"Зима", А.А. Борисов, 1913. Частное собрание.
"Зимняя сказка", А.А. Борисов, 1913. Вологодская областная картинная галерея.
"Зимняя сказка", А.А. Борисов, 1913. Вологодская областная картинная галерея.
"Зимний пейзаж", А.А. Борисов, 1914. Вологодская областная картинная галерея.
"Зимний пейзаж", А.А. Борисов, 1914. Вологодская областная картинная галерея.

Представленные работы художник напишет уже когда осядет в родных местах, неподалеку от Красноборска, в собственном доме-мастерской, где создаст много живописных работ как на тему путешествий, так и с видами Русского севера.

Закончим же мы с вами сегодня этой сказочной работой младшего брата главного "сказочника" русской живописи Виктора Васнецова. Над этой картиной, задуманной как часть живописного цикла "Времена года", Аполлинарий Михайлович Васнецов работал долгие шесть лет. "Картина представляет таинственную, почти сказочную опушку леса, скованную звенящей морозной тишиной" - так опишут ее специалисты Третьяковской галереи, давайте же рассмотрим ее хорошенько:

"Зимний сон", А.М. Васнецов, 1908-1914. Третьяковская галерея, Москва.
"Зимний сон", А.М. Васнецов, 1908-1914. Третьяковская галерея, Москва.

Приведу вам дальнейшее описание этой замечательной работы, мне кажется оно написано со знанием дела:

Небо пейзажа окрашено лимонно-оранжевым отсветом заката, который резко противопоставлен темно-голубым теням на гладких снежных сугробах... Не смотря на необычную для себя живопись, Васнецову удалось показать эпичность и фольклорное начало зимней природы. Художник отдал предпочтение не столько реальному заснеженному лесу, сколько ощущению сказки, предания и волшебства.

Надеюсь, что сегодня вы прониклись именно этими ощущениями сказки и зимних чудес. Так это или нет - пишите в комментариях, а у меня на этом всё. Как обычно ставьте лайки, подписывайтесь (ТГ-канал) и до новых встреч на канале "История живописи".