Найти тему

Культура и традиции российских корейцев в условиях современности

Оглавление

Данная статья была написана резидентами МДКМ для конкурса научно-публицистических работ молодых исследователей в области государственной национальной политики, сохранения и популяризации этнокультурного наследия Российской Федерации в рамках проекта «Государственная национальная политика и межэтнические отношения в Российской Федерации» в Московском доме национальностей 31 октября 2023 г.

Общими усилиями команды мы написали статью на тему сохранения идентичности русскоязычных корейцев в условиях современности и заняли 2 место 🔥🏆

Приятного прочтения:)

В современном мире, где границы стираются и культуры смешиваются, сохранение и развитие этнической культуры становится особенно важным. В период тотальной глобализации и унификации мира, когда многие ценности стали подмениваться и размываться, где ценится эгоизм и отсутствует духовность и нравственность, люди стали забывать о важности культурного и духовного наследия своего народа. На фоне бесконечного потребления, стремления к успеху, навязанных нам прозападными сообществами, люди утратили свою идентичность.

Одной из наиболее интересных и богатых культур является культура российских корейцев.

-2

Российские корейцы или корёсарам (кор. “고려사람”) - это этнический народ, проживающий на территории современной России, а также стран бывшего СССР (преимущественно, Казахстана и Узбекистана). Корёсарам является самоназванием этнических корейцев и происходит от слов “Корё” (название государства, существовавшего на Корейском полуострове в X-XIV вв.) и “сарам” (“человек” в переводе с корейского) [1, с. 139].

Одной из особенностей российских корейцев является их двойная этническая идентичность. Они сохраняют свои корейские корни, одновременно интегрируясь в российское общество. Большинство из них говорят на русском языке и имеют российское гражданство, однако также сохраняют свой родной язык и традиции. С корейцами, населяющими Корейский полуостров, их объединяют генетические корни, антропологический тип, частично этническая культура и язык. Но также проявляются и отличия, так как за свою полутора вековую историю у народа корёсарам сложился собственный исторический опыт и многие традиции, менталитет и даже речь претерпели изменения. Именно поэтому они чётко отделяют себя от хангук сарам (южные корейцы) и чосон сарам (северные корейцы), но своим самоназванием показывают, что тоже являются корейцами, просто немного другими [1, с. 146].

-3

В самом широком смысле понятие “идентичности” означает отождествление индивида или социальной группы с определенной ролью в процессе коммуникации в обществе. А в более узком значении подразумевается именно социокультурный аспект идентичности – ассоциирование себя с нацией или этнической группой и её наднациональным культурным ареалом (независимо от объективных и субъективных факторов, таких, как, например, географическая удалённость). Такой тип этнической идентичности свойственен всем народам России и включает в себя следующие признаки: язык, культура, происхождение, родная земля, государство, любовь к своему народу, стране и т.д. Именно о таком понятии идентичности российских корейцев мы будем говорить в условиях современности [2].

В сохранении этнической самоидентификации корейцев ключевую роль играет их специфическая историческая особенность создавать в местах проживания сообщества или общины. В процессе эволюции они превращались в более крупные, институционально оформленные организации, строили свои здания, издавали газеты, проводили мероприятия (корейские праздничные дни и фестивали) и т.д. И если ранее корейцы старались не афишировать свою национальность, то сейчас они открыто говорят о ней, гордятся и активно проводят деятельность по “национальному возрождению” народа корёсарам [3].

-4

Российские корейцы имеют богатую разнообразную культуру, включая уникальную кухню и традиционные праздники. Блюда обладают яркими вкусами и острыми пряностями, а праздники помогают сохранить связь с корейскими корнями.

Исторически корейцы появились на территории России в конце XIX - начале XX веков, когда большое количество людей переселилось из Кореи на российский Дальний Восток в поисках лучшей жизни. Официально история добровольной миграции берет свое начало в 1864 году, когда 14 корейских семей (около 65 человек) обратились с прошением к правительству Российской империи позволить им остаться на территории Российской империи [4]. Причины тому были разные: голод, малоземелье, стихийные бедствия, а с начала XX века еще и гнёт населения из-за установившегося японского колониализма. Со временем они стали частью российского общества, сохранив свою уникальную культуру и традиции.

Они были очень трудолюбивы, и вскоре развили земледельчество на Дальнем Востоке. Жизнь улучшилась до 1937 года. В сентябре 1937 года началась жёсткая депортация корейцев Дальневосточного края в районы Средней Азии для предотвращения японского шпионажа в СССР. Вновь началось суровое время выживания в чужих и малоизвестных регионах. Несмотря на все сложности, корейцы смогли сохранить свои обычаи и закреплённую землю. Однако влияние восточной культуры не могло пройти бесследно, в результате чего и сформировалась новая народность - корёсарам.

Сегодня очень остро стоит вопрос идентичности для корёсарам. Внешне они отличаются от коренных жителей России, но менталитет и мышление народов очень похожи. Для корейцев, проживающих в Южной Корее, этнические корейцы совсем другие, из схожести осталась лишь внешность. Поэтому невозможно сказать точно, кто же они: или русские, или корейцы, или люди мира, как это модно сегодня.

Язык

День Хангыль и День основания Кореи (мероприятие МДКМ)
День Хангыль и День основания Кореи (мероприятие МДКМ)

Одной из основных составляющих этнической культуры российских корейцев является язык. Корейский язык имеет свою собственную систему письма и фонетики. Во времена переселения корейцев на Дальний Восток уровень образования в Корее был очень низким, лишь привилегированные и богатые люди могли получить образование. Большинство переселенцев были малограмотными, плохо умели писать и читать, поэтому язык передавался просто из уст в уста и использовался в узкой семейно-бытовой среде. В результате чего у советских корейцев сформировался свой диалект – корёмар – который похож, но во многом отличается от того корейского, который популярен и изучается многими сегодня. Поколение бабушек и дедушек, родившееся до 60-х годов ХХ века, всё ещё может свободно разговаривать и понимать язык, который передавался из уст в уста. Но для нового поколения это уже устаревший язык, который понимается на интуитивном уровне и не используется в общении. В связи с инновациями и динамичным развитием отношений России и Южной Кореи, большинство нынешних этнических корейцев, особенно молодежь, не считает знание корёмар необходимым, предпочитая изучать литературный корейский язык [5, с. 116].

Сохранение и изучение корейского языка становится особенно важным для российских корейцев, так как это позволяет им сохранить свою идентичность и связь с их историей и культурой.

Кухня

Ещё одна важной составляющей этнической культуры корёсарам - кухня, известная своим разнообразием блюд и уникальными способами приготовления. Главное отличие в том, что блюда обладают яркими вкусами, острыми пряностями и уникальными сочетаниями ингредиентов. Конечно же, и в кухне корёсарам произошло много изменений почти за 160 лет после переселения из Кореи. В основном, изменения связаны с дефицитом продуктов из-за чего часто ингредиенты приходилось заменять и многие блюда преобразились до неузнаваемости.

Например, всем известная морковка по-корейски появилась именно у корёсарам из-за отсутствия пекинской капусты. Её использовали для приготовления не менее популярного во всём мире кимчхи, однако имели под рукой лишь морковь. Есть блюда, которые превзошли по вкусу свой оригинал. Можем привести в пример кукси - холодный суп с лапшой и различными добавками. Сейчас он пользуется большим спросом, чем в самой Корее. Но осталось немало блюд, которые остались неизменными, кроме названия. Пибимпаб – рис с овощами и мясом, пегодя (пянсе) – корейские пирожки на пару с различной начинкой стали популярными во всем мире.

Кстати, подробнее об уникальности корейской кухни вы можете узнать в нашей статье:

Праздники

-7

Одна из главных сфер в культуре, сохранившаяся в своём первоначальном виде, – это традиционные обряды и праздники, играющие важную роль в этнической культуре корёсарам. Один из самых важных праздников - это Соллаль. В этот день семьи празднуют наступление нового года и почитают предков. Важная часть празднования - традиционный ритуал поклонения умершим родственникам, который проводится у алтаря, установленного в каждом доме. Этот ритуал символизирует уважение к почившим и передачу традиций и ценностей от поколения к поколению.

Также с особым размахом отмечают три особые даты в жизни каждого корейца: асянди (первый день рождения ребёнка), свадьба и хангаб (юбилей). В эти дни собираются все родственники, близкие и друзья. У каждого из этих дней есть особые обязательные ритуалы.

Общественные организации

-8

В условиях современности российские корейцы сталкиваются с вызовами сохранения и развития своих этнических особенностей. Глобализация и смешение культур могут привести к потере традиций и идентичности. Благодаря активной работе общественных организаций и культурных центров, российские корейцы успешно сохраняют и развивают свою культуру. Такое объединения корёсарам, в особенности, молодёжным, часто реализуют культурно-фестивальную деятельность (концертные и танцевальные мероприятия, конкурсы чтецов, игры и пр.). Воссоздаваемые в них обряды и традиции в целом дают ощущение принадлежности к общей истории корейского народа и гордости за богатые культурные достижения. Этническая идентичность корёсарам имеет важное значение для интеграции в общероссийскую среду. [6].

Одной из таких организаций является АНО “Молодёжное движение корейцев в городе Москве” (АНО “МДКМ”), организующая культурные мероприятия, проводящая культурные курсы, а также поддерживающая связь с корейскими организациями и сообществами в других странах. Так корёсарам сохраняют и развивают свою культуру и традиции, а также участвуют в обмене опытом и знаниями с другими этническими группами.

Другие сферы

Российские корейцы также активно вносят свой вклад в различные сферы жизни общества. Многие из них успешно работают в бизнесе, науке, образовании и искусстве. Они играют важную роль в экономическом развитии регионов, где проживают, и способствуют обмену культурными ценностями между Россией и Кореей.

Освещение проблематики сохранения идентичности корёсарам происходит не только благодаря организациям, похожих на АНО “МДКМ”. Благодаря современным технологиям и социальным сетям, этнические корейцы могут обмениваться информацией, изучать язык и традиции, а также находить единомышленников и поддержку в своей культурной общности.

-9

Ещё в 2019 году по инициативе директора АНО “МДКМ” Павла Пай организация начала активную работу по направлению “Идентичность корёсарам”. На эту тему проведен всероссийский опрос, в 2021 г. – круглый стол на тему идентичности корёсарам. С того времени тема идентичности стала приоритетной для АНО “МДКМ”, так как культура и история общества являются неотъемлемой частью формирования личности, воспитания и сознания молодежи. Знание истории своего народа помогает молодёжи лучше понимать ценность своего наследия.

“Не познав своего наследия, мы не сможем правильно распорядиться своим наследством, как историческим, так и культурным, и материальным” – делится руководитель проекта “Идентичность корёсарам”, Денис Нам .

Поэтому одна из главных задач АНО “МДКМ” – рассказывать людям об истории и культуре народов своей страны – России. Проводить больше мероприятий, где можно познакомиться с культурой и историей русского народа, проникнуться духом ушедшего времени и узнать больше о своих предках. Одним из таких мероприятий является Соллаль, который проводит АНО “МДКМ” уже на протяжении пяти лет. С каждым годом праздник набирает всё большую популярность. Также совместно с Центром культуры народов России и Московским домом национальностей АНО “МДКМ” проводит множество культурных и межнациональных мероприятий совместно с представителями других наций, таких как татары, евреи, якуты, немцы, грузины, народы Кавказа, коренные малочисленные народы и многих других.

-10

Не менее значимая тема, играющая важную роль в формировании личности, которую транслирует АНО “МДКМ” – это преемственность поколений. Изучая опыт старшего поколения, молодёжь формирует здравый взгляд на жизнь и общество. Резиденты МДКМ проводят вечера для старшего поколения, выражая ему благодарность за труд и самоотверженность в вопросе воспитания молодого поколения.

Ко всему прочему каждое 9 мая резиденты АНО “МДКМ” ездят к ветеранам и общаются с ними, слушая истории о временах Великой Отечественной Войны и о подвигах, которые совершали их предки. Также члены АНО “МДКМ” участвуют в общероссийском шествии «Бессмертный полк». Уважение к своим предкам и связь между поколениями – одна из важных идей, которую транслирует организация как в целях сохранения единства народа корёсарам, так и для нравственного развития российской молодёжи в целом.

Иными словами, всё то, что делает организация АНО “МДКМ” – это вклад в новое поколение, в то, какой пример подают её представители, какие истории рассказывают и как относятся к нему – всё это формирует будущее российского общества. В 2016 году Председателем правительства РФ было подписано распоряжение «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в которой говорится, что «Целью воспитания считается развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности». Также 31 декабря 2015 года, В.В. Путин подписал Указ Президента № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ», в котором впервые чётко говорится о том, что к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности в области культуры относятся: «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны». При этом «К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита прав и свобод человека, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

Всё вышесказанное помогает современному российскому обществу воспитать в себе чувство патриотизма и идентичности. Эти идеи являются основополагающими для развития России и ключевыми для деятельности АНО “МДКМ”.

-11

Таким образом, в условиях современности корёсарам успешно сохраняют и развивают свою уникальную и богатую этническую культуру. Сохранение языка, кухни, традиций и обрядов является важной частью их идентичности и позволяет сохранить связь с их историей и культурой. Благодаря работе общественных организаций, использованию современных технологий и поддержке со стороны государства, российские корейцы могут продолжать преумножать свою культуру и традиции, а также вносить свой вклад в многообразие российского общества. Отличительной чертой идентичности молодых корёсарам является включение традиционного и модернизированного элемента, что дает импульс к социальным изменениям. В этом плане активная деятельность общественных организаций определяет не только культурный, но и социально-политический аспект идентичности корёсарам. В основу берётся их консолидация и транслирование главной идеи о том, что “Мы – этнические корейцы, и наша родина – Россия” [6].

Список литературы:

  1. Касаткина И.Л., Чун Ин Сун, Погадаева А.В. и др. Корея: коротко о главном 2. – М: Издательство АСТ, 2022. – 224 с.
  2. Ли Н.Г. Этническая идентичность корейской общности как фактор социокультурной интеграции.//Теория и практика общественного развития. – 2013. – №7. – C. 1–3.
  3. Ким Хе Чжин. Особенности идентификации корейской молодежи в современной России: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07. - Моск. гос. университет, Москва, 2008 - 183 с.
  4. Герман Ким. Хронология Коре сарам. - КОРЕ САРАМ. К 150-летию переселения корейцев в Россию. М.: Мedia Land, 2014. С. 14–93.
  5. Трофименко О.А. Что такое “Коре мар”?//Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2012. С. 115–120.
  6. Ким И.К., Ким И.А. Молодежные корейские организации Юга России как фактор сохранения идентичности корейской молодёжи.// Корееведение в России: направление и развитие. – 2020. С. 127–132.
-12

Авторы статьи – члены Совета лидеров МДКМ.

Редакторы статьи – Виктория Кан, резидент МДКМ, Анна Махонина, резидент МДКМ.

Читайте также:

Как в Москве отметили корейский Новый год Соллаль 2023
Молодежное движение корейцев Москвы | МДКМ
30 января 2023