Найти тему
Максим Бурмистров

Красавчик и другие трофеи Рязанского края.

Я уже рассказал Читателю, как мы посетили великое село Константиново, но в день отъезда мы поехали в саму Рязань. Хотели вечером в центр сгонять, но устали, поэтому так и не увидели ночную подсветку старинных храмов. Но ничего – как говорится, будет повод вернуться!
Погода опять радовала солнышком, теплом, пусть уже по всему заметны стали твердые, неумолимые шаги осени. Центральную аллею к высоченной рязанской колокольне перекопали под укладку новой плитки и общее красивое оформление, поэтому подбирались к ней в обход.

Колокольня ракетой нацелилась ввысь. Замечательное здание, запоминающееся на всю жизнь!
Колокольня ракетой нацелилась ввысь. Замечательное здание, запоминающееся на всю жизнь!

Но, если честно, то еще вечером я залез в интернет, с тем, чтобы выяснить адреса антикварных магазинов Рязани, расположенных в центре и я знал примерно, что буду в них искать. Так получилось, что возле одного из них мы как раз запланировали остановиться, он чуть в стороне от аллеи, ведущей к храмовому комплексу, запоминайте адрес, уверен, что не прогадаете, заглянув на огонек: улица Петрова, 10, здесь можно найти и парковочное местечко.
Магазин старины отлично видно и я направился туда, супружница поморщилась: она уже знала, что семейный бюджет снова оскудеет, вопрос только – насколько?
Дверь была открыта и тут случилось то, чего я от себя не ожидал: меня переклинило на том,
что именно подпирало эту гостеприимно распахнутую дверь! В качестве «тормоза» владелец заведения применил огромный деревянный рубанок, но если быть точным, то это не рубанок, а фуганок – инструмент для финишного строгания досок и брусков.
И я, увидев эту брутальную старину как-то сразу совершенно позабыл о том, зачем, в принципе, захожу в антикварку – я уже точно знал, что именно отсюда заберу.
Но еще большее удивление ждало меня внутри: за прилавком антикварного предприятия, снизу доверху заполненного самыми разнокалиберными старинными вещицами стоял пожилой и симпатичный дядька – один из моих хороших знакомых по Вернисажу в Измайлово! Вот это сюрприз, вот это встреча! Все дело в том, что торговцы на Вернике делятся, в моем понимании, на несколько групп. Одни из них грубы и не нацелены на диалог, на нормальный рыночный торг, когда от сделки радуется не только сам продавец, избавившийся от рухляди, но и клиент, получивший вожделенную скидку. Этот же представитель антикварного рынка не только привозил на Вернисаж много интересного, но никогда не драл цены и всегда охотно торговался, так что в прошлом мне много чего удавалось у него «выудить» к взаимной нашей радости.
Он тоже узнал меня и мы радостно посвятили несколько минут общим темам, новостям, а потом я перешел к делу, так как супруга нервически топталась рядом, своим видом показывая, что лучше бы мы побыстрее выходили, наш дружеский диалог ее расстроил в какой-то мере, ведь стало понятно, что уж теперь то я разгуляюсь и без покупки точно не выйду.
- А что это у вас на входе дверь подпирает? – пошел я в атаку, указывая в сторону фуганка, на котором, кстати, лежал и пыльный рубанок, тоже, видимо, выполняющий роль дополнительного стопора двери.
- Фуганок с рубанком!
- Сколько просите?
- Для вас – пятьсот.
Вот это счастье! Целых два старинных инструмента за пятьсот рублей??? Беру! Оплатив покупку, я бережно прижал к груди рубанки, а супруга выдохнула: вроде, мой «пожар души» погашен, но тут продавец спохватился:
- Это что, мне вот вчера вещь принесли, посмотрите, какая красота, - и с этими словами он нырнул в шкаф и извлек оттуда диковинную штуковину, протянул мне. Я просто ахнул в душе, сердечко предательски ёкнуло, антиквар заметил блеск моих глаз, - Вещь! Настоящая вещь!
Инструмент чисто внешне выглядел, как узенький рубанок или шерхебель, но не был ни тем, ни другим, потому что снизу имел не плоскость, а закругленную подошву и такое же полукруглое лезвие ножа. Но все мое удивление было вызвано не странной формой инструмента, названия которого я не знал, а тем, как он был выполнен. Изящный, сработанный как будто не просто для утилитарной повседневной работы, а и для того, чтобы работнику нравиться, чтобы можно было с удовольствием его созерцать, держать в руках. Я всегда говорил – инструмент обязан быть дизайнерским, красивым, удобным – только так и выходят у мастера хорошие изделия, когда он работает хорошим, эстетически верно созданным инструментом!
- Блин, классный, а как называется?
Продавец пожал плечами:
- Не знаю… Не знаю, как называется, но ведь вещь, правда? Классно сделан, это редкость сегодня, такой найти!
- Сколько? – только выдохнул я, супруга снова напряглась, стало ясно, что траты продолжаются.
- Тыща!
Ёлы, тут два за пятьсот, а тут один за тыщу… и хотя жабка на миг присела мне на грудь, я смахнул ее в сторону: да что тут думать то, не куплю – буду сто лет жалеть! Надо брать!..
…Абсолютно счастливый я тащил к машине груду деревянных оковалков, супружница тоже отмякла: удалось отделаться малой кровью, семейный бюджет не так пострадал, ну надо же мужику радость доставить, инструмент – дело хорошее!
На этом я завершаю рассказ о посещении антикварки, с продавцом мы тепло попрощались и оставив инструменты в багажнике автомобиля, пошли, наконец, в Рязанский Кремль. Мы очень хотели попасть внутрь огромного Успенского Собора, в прошлый наш приезд в Рязань он был закрыт, но нам снова не повезло: весь фасад был утыкан лесами, храм закрыт на длительную реставрацию и доступ в него прекращен.

Успенский собор, увы, закрыт.
Успенский собор, увы, закрыт.

Но зато в этот раз мы смогли обойти все музеи и храмы в Кремле, чего как раз в прошлый раз сделать не успели (попали в Рязань вечером), а здесь, поверьте, есть, что посмотреть.

Храмовый и музейный комплекс надо посетить обязательно!
Храмовый и музейный комплекс надо посетить обязательно!

В музее можно посмотреть на древности, которые обнаружились при археологических раскопках, ведь рязанская земля хранит много сокровищ…

Древнее серебро, украшенное резьбой, сканью и чернью удивительно красиво!
Древнее серебро, украшенное резьбой, сканью и чернью удивительно красиво!

Меня же больше привлекает древнерусская живопись, иконы. Их тут тоже много – и ранних памятников и произведений позднего времени.

Иконы – моя давняя любовь.
Иконы – моя давняя любовь.

Есть тут и парсуна. Вообще, парсуна, то есть светский портрет, выполненный в стиле иконы – редчайшее явление в русском церковном искусстве, здесь вы сможете увидеть такие вещи.

Парсуна – очень редкий вид старинного портрета.
Парсуна – очень редкий вид старинного портрета.

Здесь много разных диковин, есть даже скелет мамонта, вот так вот!

Рязанский мамонт – лучший друг индийского слона!
Рязанский мамонт – лучший друг индийского слона!

Кстати, я тут увидел диораму, ужасную по сути и ужасно напомнившую мне картинку из детства, которую старший брат где-то вырезал и приклеил на внутреннюю сторону дверцы нашего ученического домашнего стола:

Приснится же такое!
Приснится же такое!

Выйдя на ласковое солнце, покупаем пирожки в местном кафе и просто кайфуем, глядя на окружающий пейзаж…

В хороший денек тут можно надолго зависнуть, проводя время в простом созерцании рукотворной архитектурной красоты.
В хороший денек тут можно надолго зависнуть, проводя время в простом созерцании рукотворной архитектурной красоты.

Поглядите, какое дерево! Ствол в три обхвата, а оно все живет: интересно, сколько событий ему выдалось повидать?

Вот это деревце!
Вот это деревце!
Просто удивительно, как никто не удосужился на таком благодатном месте оставить надпись «здесь был Вася»!
Просто удивительно, как никто не удосужился на таком благодатном месте оставить надпись «здесь был Вася»!

С добрым чувством покидали мы Рязань, как хочется сюда еще вернуться!
Но вы то, прочитав статью, наверняка хотите увидеть, что за «дрова» я приобрел, правильно? Более не томлю, простите, что и так заставил прочитать всю мою виршу.
Абсолютно счастливый я вывалил на траву по приезду в усадьбу мои рязанские трофеи, полюбуйтесь стариной и вы:

Вот оно, мое богатство!
Вот оно, мое богатство!

Фуганок, увы, грубо окрашен, но это ничего, впереди не менее приятное занятие, чем покупка – приведение инструмента в порядок, так что краска с него слетит, как осенний лист с каштана, рубанок просто запылен, требуется и его отчистить от вековой грязи, но как хорош третий в компании, просто зацените:

Красавчик!
Красавчик!

Какие обводы, какие линии, блин, вот правда, держишь в руках и удивляешься, сколько вкуса и чувства меры было в людях позапрошлого века (а я уверен, что это «девятнашка»), придумывавших и делавших такие шедевры!

Правильно сказал продавец: Вещь, и к этому сложно что-то добавить!
Правильно сказал продавец: Вещь, и к этому сложно что-то добавить!

Этот незнакомец, этот мистер Икс в принципе, не требует никакого вмешательства, даже нож заточен идеально, хоть и видно, что инструментом давно не пользовались.
После долгих поисков и блужданий в замысловатых иностранных названиях, я, таки нашел имя этого загадочного приспособления, но я пока не буду его раскрывать, оставлю интригу, но у вас спрошу – вы знаете, как называется такой вид деревообрабатывающего инструмента?
Знаете? Называйте! А так, будем, я надеюсь, вместе разбираться и приводить вещи в порядок, но уже в следующий раз!