Найти в Дзене
LANASKINO

"Журналист" Герасимова: кино о любви и выборе между вечным и преходящим

Оглавление

В 1967 году выходит фильм Сергея Герасимова "Журналист", и по опросу журнала «Советский экран» в 1968 году эта лента стала лучшим фильмом года.

Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум
Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум

Подробнее о премии "Советского экрана" и опросе:

О чем кино?

Фильм разделен на две части.

Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум
Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум

В первой мы видим амбициозного молодого красивого человека, выпускника Московского института международных отношений, который наслаждается московской жизнью и ждет продвижения по службе в редакции.

Искушенный огнями большого города молодой и красивый мужчина, идущий вверх по карьерной лестнице, слишком увлекается "парадными" сторонами жизни: нужны красивые вещи, машины, рестораны. Столичной девице наплевать на героя: она его держит в обойме других перспективных или состоявшихся мужчин, чтобы обеспечить свое будущее. И он хочет эту конкуренцию победить, только вот надо ли?

Волею судеб, наш герой получает заветное продвижение - его назначают в международный отдел, да еще и посылают в капстраны (Швейцария, Франция, США). Но перед этим он должен выполнить порученное ранее задание - а оно требует командировки в Горноуральск.

Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум
Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум

И вот в Горноуральске он встречает настоящую любовь, настоящего человека, с которым он может прожить всю жизнь, но он относится к ней, как привык относится к женщинам, и упускает ее - она его отвергает.

Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум
Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум

Вторая часть - это зарубежные поездки, общение с иностранцами, в том числе Анни Жирардо и Мирей Матье (во плоти - они и правда сыграли в фильме себя) и путь познания того, что ему нужно на самом деле.

Анни Жирардо. Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум
Анни Жирардо. Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум

На капиталистическом западе, где огней, искушений и блеска еще больше, но та девушка из Горноуральска поселила в нем сомнение о том, что ему нужно на самом деле. И он делает свой выбор.

Конечно, в рамках Советского союза этот фильм внешне выдержал идейно правильную линию: простая рабочая девушка из Горноуральска - это идеал, который признается даже видавшими виды жителями капиталистических стран, и советский человек, конечно, выберет ее, потому что наша советская женщина из рабочего класса самая лучшая.

Почему это кино все еще смотрится сегодня?

Внутренне мелодрама/драма Герасимова играет на более универсальных нотах, поэтому фильм смотрится прекрасно до сих пор.

Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум
Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум

Это кино о том, как легко потеряться во внешних факторах: деньги, слава, успех (что бы он ни значил для каждого), удовольствия - и забыть о том, что на самом деле важно: глубокие человеческие отношения, когда оба партнера видят друг друга, а не социальную мишуру из званий, статусов, имущества, денег...

В социологии есть понятие "демонстрационный эффект", то есть влияние, оказываемое наблюдением за поведением других и последствиям такого поведения, на действия наблюдателя. Например, герой Юрия Васильева, живя в Москве, наблюдает за поведением своего круга знакомств, и ему начинает казаться, что ему тоже нужно набрать как можно больше внешних признаков успеха, чтобы быть счастливым.

Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум
Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум

Благодаря "демонстрационному эффекту" очень легко потерять связь с самим собой.

Если он привезет с собой девушку из Горноуральска, которая ему действительно понравилась, - над ним будет потешаться тот круг, на который он ориентировался, в тех координатах - "она ему не пара". Только вот на самом деле его "московская", "избалованная" версия ей не пара, потому что она хочет настоящих отношений, серьезных намерений и хочет его таким, какой он есть.

Разве это не актуально сегодня, когда благодаря Интернету мы постоянно можем наблюдать за жизнью других людей?

Сколько видео знаменитостей мы можем посмотреть и "забраться" к ним в дома и в богатую жизнь, сколько фото "выбрасывают" на нас соцсети, чтобы мы постоянно сравнивали себя с другими: вот те поехали в отпуск туда, этот выступил на конференции там, другой купил себе что-то....

Может, человеку самому это все и не нужно, на полистал он соцсети - и что-то таким несчастным и завистливым себя почувствовал.

Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум
Кадр из фильма "Журналист" // Кинориум

Высокое качество постановки, хороший подбор актеров и их игра также делают эту картину, которой уже скоро 60 лет, достойной просмотра. Да и с эстетической точки зрения, не могу не отметить красоту исполнителей главных ролей - Юрий Васильев и Галина Польских, -, сцены между которыми изобилуют чувственностью и сексуальным напряжением.

Вывод

Если Вы готовы выделить 3,5 часа (можно в два захода - фильм разделен на 2 серии), при этом снисходительно списав на особенности эпохи полемические этюды про борьбу за лидерство по всем фронтам обществ капиталистического и советского, то я Вам очень рекомендую этот фильм как хорошее кино с красивыми и талантливыми актерами и вечным сюжетом о любви и о выборе между "глубоким" и "поверхностным", "вечным и преходящим".