Вышедший в 1987 году фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» в 1989 году фильм получил Госпремию, а в 1988 году был признан журналом "Советский экран" лучшим фильмом года.
По сюжету в далекой деревне на Русском Севере, где работает фактория в советском понимании (то есть организованные государством точки закупки добычи от промыслов и реализации необходимых предметов для промысла), местные жители ловят рыбу, а двое политзаключенных (Сергей Басаргин («Лузга») в исполнении Валерия Приёмыхова и Николай Павлович Старобогатов («Копалыч») в исполнении Анатолия Папанова) отбывают свой срок. Туда прибывает пять уголовников, освобожденных по амнистии 1953 года, и начинается вестерн в декорациях карельского Сямозера.
В интернете много споров ходит о сути этого киноленты. Одни утверждают, что это фильм врет, потому что таких рьяных уголовников по амнистии не отпускали. Другие апеллируют к историям своих семей, знакомых или личным убеждениям, и считают, что «Холодное лето...» - абсолютная правда. Эту дискуссию предлагаю оставить за скобками, а поговорить о другом.
Приз "Советского экрана"
А именно о том, что «Холодное лето...» было выбрано лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран». Подняв №12 за 1988 год, могу сказать, что журнал ставил премию как общенародное голосование. И список картин-конкурентов у «Холодного лета...» был внушительный: 155 фильмов!
Всего список голосования «Советского экрана» включал 283 позиции по трем спискам: отечественные фильмы, фильмы соцстран и фильмы других стран.
Суть голосования сводилась к заполнению анкеты: нужно было поставить по пятибалльной шкале оценки просмотренным фильмам из списка, предложить свои кандидатуры на лучшего актера и лучшую актрису отечественного и зарубежного кино, а также поделиться информацией о себе.
"Советский экран» подвел итоги этого голосования таким образом.
Лучшим фильмом был признан «Холодное лето..», лучшим актером стал Валерий Приёмыхов, исполнитель главной роли той же ленты, а актрису года получила Наталья Негода («Маленькая Вера»).
Привет из 1925 года: первый выпуск "Советского экрана"
Советский экран» начал выходить в 1925 году и только в качестве приложения к газете «Кино». Купить отдельно «Советский экран» на первых порах было невозможно.
Выпуск состоял из 8 страниц. Вот 7 интересных, на мой взгляд, фактов:
1 ПОСТОЯННАЯ СМЕНА НАЗВАНИЙ ФИЛЬМОВ
В пример приведена картина «Волки» (он же "Чёрное дело") Лео Мура, успевшего побывать в США и отработать там помощником режиссера и администратора. Этот опыт помог ему по возвращении при работе над первыми советскими картинами. Упомянутый фильм «Волки» - вторая его работа - поменял название несколько раз.
2 ОСОБАЯ ЛЕКСИКА
- Актеров называли артистами
- Кино — фильмой (пример употребления: «советская фильма»).
- Рекламные ролики тоже называли "фильмой"
Например, в журнале упоминается, что «года два тому назад» в Москву привезли «рекламн<ую> фильм<у> автомобильной фирмы «Ситроен», которая была снята в пустыне. Кстати, Ситроен был тогда совсем юной компанией — Андрэ Ситроэн основал ее только в 1919 году. Судя по всему, "рекламные фильмы" тоже были событием.
- Каскадеров называли «трюкистами»
"Советский экран" пишет об американском исполнителе трюков Томасе Миксе, который снялся почти в 300 фильмах, в основном немых. Редакцию очень взволновал тот факт, что актер "стрижет купоны славы" в 4000 долларов в неделю — то есть по нынешнему (октябрь 2023) курсу и с учетом инфляции — это почти 7 миллионов рублей еженедельно (если верить калькулятору инфляции)
- Павильоны или студии назывались "ателье"
Советский экран рекомендует использовать технику съемки подводных сцен в «ателье» при помощи аквариумов. Видимо, первые киносъемки проводились в фотоателье.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МОЛОДОЙ КИНОИНДУСТРИИ
Заметки о кино часто оканчивались рекомендациями советским кинопроизводителям, например, последовать примеру «рекламной фильмы» Ситроена и снять в экспедиции материалы на промыслах пушнины.
4 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЮМОР
Целая страница уделена под фельетон о кино-богуслужении в Германии, где билеты продаются «по христианским ценам» и показывают "приключенческую драму в 7-ми заповедях, по известному „Евангелию древне-библейского имажиниста Матфея".
5 КИНО С МУЗЫКОЙ И БЕЗ
Кинотеатры в то время были или «с музыкой» или без, то есть имелось в виду наличие оркестра в самом зрительном зале, сопровождающего живым исполнением музыкальных произведений картинку на экране.
6 КРИТИКА АМЕРИКАНСКОГО КИНО
«Передача русского быта и пейзажа оказывается вообще оказывается не по силам иностранным художникам — тем меньше приходится ожидать этого от американцев» -- Советский экран
«Советский экран» критиковал картину режиссера Маршалла Нейлана «Свидание» (хотя такую ленту найти в его фильмографии не удалось), воссоздавшую русскую деревню некорректно (хотя бы из-за автомобиля Форд и кабачка, где продается «водка»)
Ну и напоследок просто оставлю эту цитату здесь:
«Кино не любит подделок, предательски срывает всякого рода грим с людей и вещей, но обман, который свойственен самой природе об'ектива и создает подлинную реальность кино-впечатления не только допустим, но даже и необходим»
Советский экран. Выпуск №1. 1925 год