Итак, Генрих V Английский официально стал наследником французской короны, тогда как дофина Карла договор в Труа практически превратил в ничто.
По всей стране тут же поползли слухи, что дофина "разжаловали" потому, что на самом деле он вовсе не сын и наследник Карла VI. (На мой взгляд, основания у слухов были, и приличные, ибо веселая жизнь Изабеллы Баварской и упорные разговоры о ее "тесной дружбе" с герцогом Орлеанским были далеко не секретом для широкой общественности.) И, так или иначе, но эти слухи произвели на Карла настолько угнетающее впечатление, что он не мог избавиться от него в течение долгих лет.
Ну а пока половина Франции, особенно ее северные провинции типа Фландрии рукоплескали новому наследнику и фактически правителю страны. Жители страны настолько устали от военной разрухи, голода и болезней, что ради наведения порядка были готовы на любого правителя.
Однако так думали не все. Так, например в Дижоне категорически отказались приносить присягу Англичанину и сдались только под давлением Филиппа Бургундского, выговорив себе право внести в договор тот факт, что они присягают под давлением своего сюзерена.
Но это было чуть позже, а пока страну ожидали великие празднества и великая печаль. Празднества шли первыми и были ожидаемо пышными и помпезными: 2 июня 1420 года Генрих V женился на дочери Карла и Изабеллы Баварской Екатерине Валуа.
Однако, принятые в те времена многочисленные свадебные балы и турниры были отменены, потому что Англичанина ждал Париж. Но, прежде, чем дойти до столицы, союзникам нужно было взять неприступный Мелён, обороняемый Арно де Барбазаном. Подробнее об этом можно было прочесть здесь:
Тем временем англо-бургундские войска вошли в Монтеро, чтобы забрать тело Жана Бургундского. В траурной процессии герцог Жан торжественно отправился в свой последний путь, но сначала его доставили в Париж, и в церковь, где было выставлено тело, днем и ночью бесконечной чередой шли парижане, оплакивая своего любимца. Затем траурный кортеж отбыл в Дижон, где в монастыре Шамптоль Жан Бесстрашный нашел наконец свое последнее пристанище.
1 декабря 1420 года Генрих Английский торжественно въехал в Париж. Горожане, желая показать новому повелителю, на которого они возлагали надежду на наведение порядка в стране, свою радость, встретили его бочками с лучшим вином. И Генрих отблагодарил их по-королевски: через несколько дней после принесения присяги Англичанин обрадовал жителей новым налогом, который он собирался пусть на войну с дофином. (Ну а я от себя могу добавить, что круг замкнулся: история любви парижан и Жана Бургундского началась с обещания отмены всех и всяческих налогов и закончилась новым налогом после гибели любимца горожан.)
Ну а что было дальше, я расскажу в следующей части нашего сериала, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Те же из читателей, кто присоединился к нам не так давно, могут найти историю Иоланды Арагонской с самого начала здесь.