Мороженое – продукт, который особо популярен и востребован летом, но не менее актуален и зимой. Еще в 1901 году деятельная англичанка Агнес Маршалл открыла массовому потребителю продукт, ставший прародителем современного мороженого, об этой истории мы подробно рассказывали в одной из предыдущих статей.
Сегодня же мы хотим поговорить о «холодном» бизнесе. Тем, кто задумывается об открытии собственного кафе или точки по продаже мороженого, нужно помнить о высокой конкуренции. Поэтому вполне логично задуматься о покупке франшизы, чтобы минимизировать возможные риски и продавать понятный и знакомый многим продукт. А наш обзор поможет познакомиться со спецификой ниши.
Принцип
Франшизы мороженого – товарные. Франчайзеры обычно поставляют своим партнёрам сырье, готовую продукцию и оборудование, а франчайзи отвечают за сбыт. Владельцы брендов заинтересованы в том, чтобы торговые точки находились в лучших локациях, поэтому (как и многие франчайзеры в сегменте общественного питания) помогают партнёрам найти наиболее подходящие места.
Где успешнее всего работает точка по продаже мороженого?
Опыт показывает, что кофе и мороженое «не дружат». Если кофейню в формате to go лучше располагать вблизи деловой зоны, то точки с мороженым – в зонах общественного отдыха. Трафик из предпринимателей не принесет нужной прибыли, а вот локация в парке или островок в торговом центре может окупить затраты точки за несколько месяцев.
Что показал рынок в 2023 году?
По мнению экспертов эта ниша устойчива. В 2021 году произошёл небывалый рост: производство мороженого в России, по данным TAdviser, увеличилось на 17,4%. Правда, в 2022 году темпы снизились. Падение наблюдалось не только в производстве, но и в потреблении товара. А вот 2023 год стабилизировал отрасль и помог достичь новых высот.
Что можно открыть по франшизе?
В зависимости от объема инвестиций и срока окупаемости франчайзеры предлагают партнёрам разные форматы точек сбыта.
– Точка общепита: кафе-мороженица. Преимущество этого формата – возможность вести бизнес круглый год. Широкий ассортимент позволяет компенсировать обвал спроса в зимнее время. Но при этом у таких заведений общепита есть и очевидные минусы – максимальные инвестиции, высокая арендная плата, отсутствие мобильности (переехать в другое место сложно).
– Мороженое to go: окно выдачи. Непростой формат. С одной стороны, он позволяет работать в течение всего года, но с другой, требует тщательно продуманного сезонного меню, чтобы обеспечить спрос осенью и зимой.
– Павильон или киоск. Речь о быстровозводимой конструкции, которую можно разместить на сезон.
– «Островок» в торговом центре. Главное преимущество в том, что этот формат приносит прибыль не только летом. Единственное, что может значительно снизить продажи – слишком хорошее кондиционирование.
– Мобильный киоск: «Бабочка». Передвижная точка для торговли мороженым на улице. Большой выручки ожидать не стоит, но в жаркие дни продукция пользуется высоким спросом. Плюс формата в том, что ошибку при выборе локации можно довольно просто исправить. Важно: размещение такой точки необходимо согласовывать с городской администрацией.
Какие условия предоставляют франчайзеры?
«33 пингвина»
Томский бренд, который появился на рынке в 2004 году (франшизу компания запустила в 2006-м). На начальном этапе франчайзер поддерживает новых партнеров: бесплатно предоставляет оборудование, берет на себя часть затрат по аренде в первый месяц работы точки, дарит подарки (товар и сувениры). Компания представлена в 227 городах России. В ее активе 1860+ торговых точек. Бренд предлагает клиентам натуральный продукт, в меню представлена линейка ORGANICbar: без сахара, с пониженной жирностью и даже совсем без молока.
Чтобы открыть свою точку, нужно инвестировать от 400 до 800 тысяч рублей. Срок окупаемости: от 2-3 месяцев до года. Франчайзер рассчитывает стоимость паушального взноса в зависимости от численности населения в городе. Роялти отсутствует.
«О! Эскимо»
Компания «Чистая линия» начала развивать франшизу «О! Эскимо» в 2017 году. Мороженое стоит недешево, но у этого есть свое объяснение. Точка продажи – это не просто киоск. Это еще и аттракция, ведь эскимо от «Чистой линии» готовится на глазах у клиента. Мороженщик окунает пломбир в шоколад того вкуса, который выбрал сам потребитель. В линейке представлена белая, молочная и темная глазурь.
Перейдём к условиям. Франчайзер взимает роялти в 3%. Паушальный взнос составляет 1 млн рублей, а инвестиции доходят до 1,5 млн. Прогнозируемый срок возврата вложений – от 6 месяцев.
BRandICE
Первая франшиза мороженого, которая появилась в России, – Baskin Robbins. Мы писали об истории бренда в статье, а подробный разбор франшизы делали в одном из эпизодов ведущие подкаста «Легендарные франшизы» Константин Сагалов и Денис Евстигнеев. Бренд покинул российский рынок, но оставил завод по производству мороженого, технологии и отлично налаженный бизнес. Так что все, что осталось экс-франчайзи – сменить вывески и стартовать продажи собственной франшизы, но уже под новым названием. Запустить бизнес BRandICE можно в формате корнера, острова, точки на фудкорте или стационарного кафе. Паушальный взнос стартует от 450 тысяч рублей, а вот размер инвестиций разнится от 1,5 до 3 млн рублей. Окупаться точка будет от полугода до 2 лет в зависимости от выбранного формата.
Говорят, что мороженое – это именно то, что нужно людям в кризисные времена. Оно дарит ощущение радости, детской беззаботности, уюта и счастья. Войти в сегмент с новым продуктом крайне сложно, так что открытие бизнеса по продаже мороженого по франшизе может оказаться весьма выигрышным решением.