Наш мир, хоть и зиждется на постулатах истины, всё-таки нуждается в определённой сбалансированности и гармонии. Об этом же нас предупреждают и многие Смиренномудрые Старцы, говоря о том, что некоторые аспекты нашей жизни следует не разглашать, но держать в секрете от остальных.
При этом они утверждают, что разглашение некоторых тайн может отразиться на нашей жизни столь же пагубно, как и молчание в те моменты, когда необходимо завести разговор об Абсолютных Истинах.
Но что именно следует держать в секрете Православным христианам? Чем не следует делиться даже с родными и близкими друзьями и почему?
Давайте постараемся найти ответы на эти вопросы.
Первое, о чём не нужно распространяться — это Ваши планы на будущее.
Старцы советуют вести себя скромно и сдержанно до тех пор, пока эти планы не воплотятся в жизнь. Любая наша идея — несовершенна. Она имеет множество «слабых мест», по которым другие люди могут ударить и загубить то, что Вы задумали.
Второе действие, которое следует сохранить в секрете — это Ваше участие в делах благотворительных.
Мало кто способен на подлинные и бескорыстные благодеяния, а потому и информацию о них нужно трепетно беречь. Кроме того, избегайте и самовосхваления — Ваша гордыня тотчас «зацепится» за него и Вы лишитесь тех благ, которые пришли к Вам в результате совершения доброго дела.
Для людей верующих благотворительные дела — это не просто нечто социально-значимое, но служение Небесному Отцу, заповедовавшему нам любить и помогать своими ближним. А потому и благодарность за содеянное христианин берёт не на себя, а предназначает Господу.
Православный человек буквально жертвует тем, что «Бог послал» — к собственному достатку он относится к чему-то, что даровал ему Творец. По этой причине и милостыню он воспринимает как благодарственную жертву Небесному Отцу за то, что было ему дано.
Третьей темой, которую Старцы советуют «окружить тайной», является наша аскетичность.
Не следует рассказывать всем подряд о том, как Вы питаетесь и спите, ограничивая себя в угоду Господу. Аскетичность полезна лишь в том случае, когда идёт рука об руку с нашей духовной, внутренней составляющей.
Четвёртая запретная тема — это тема нашей собственной мужественности и героических поступков.
Кого-то Господь испытывает внешне, а кого-то — внутренне. Внешнее видят окружающие, и за внешнее часто даруются определённые награды и признание. Но внутреннее остаётся значимым только для нас, окружающие о нём не ведают, а потому и награждать не торопятся.
Пятая тема, о которой следует умолчать — это тема, касающаяся наших духовных познаний.
Духовное познание достигается непростым и продолжительным трудом, а потому и открываться оно должно лишь тогда, когда человек достигнет определённого уровня духовной чистоты.
Мы же, возомнив себя «носителями истинности», часто стремимся поделиться этой высочайшей истиной и со всеми остальными. К сожалению, чаще всего это не идёт другим людям на благо, но только сильнее запутывает и пугает их.
Шестая запретная тема — это домашние ссоры и семейная жизнь в целом.
Помните: чем реже Вы рассказываете кому-то о том, что происходит в Вашем семейном кругу, тем более крепким и стабильным будет оставаться этот круг. Посредством ссор мы избавляемся от накопленного негатива, и если с родственниками Вы вскоре помиритесь, то чужие люди Ваши семейные дела обсуждать не перестанут.
Седьмой вещью, о которой не следует никому рассказывать, являются бранные, злые слова, услышанные от других людей.
Мы можем случайно испачкать одежду или обувь во время прогулки, а можем — и душу. Те, кто по возвращении домой пересказывает всё услышанное от случайных неразумных людей, ничем не лучше тех, кто, приходя домой, не снимает испачканную одежду и обувь.
Восьмой секретной темой Старцы считают наши молитвы.
Православная вера — это не только совокупность определённых знаний, но и живой опыт близости с Господом. Именно наши молитвы и влияют на уровень этой близости. Задумайтесь: можем ли мы представить себе христианина, не возносящего молитв? Нет, человек, верующий истинно, ежедневно обучается молитве, стараясь обращаться к Небесному Отцу с жаром и искренностью.
Об этом же говорил в своё время и Святитель Феофан Затворник:
При этом следует помнить о том, что молитвами мы не Господа к себе притягиваем, но наоборот — сами тянемся к Господу. Посредством молитв мы возносимся сердцами и разумом к Царствию Небесному, обретаем пищу, необходимую для нашего духа. Потому и говорят: молитву следует не «вычитывать», но «творить» или «совершать».
Творить молитву нужно не напоказ, желая продемонстрировать собственную усердность и тщеславясь ею, но в глубине собственного сердца, помышляя только об Отце Небесном. Наша вера должна быть не показной, но истинной.
И, наконец, девятым тайным действом Старцы считают пост.
Воздерживаясь телесно и духовно, мы скорее приходим к покаянию и обретаем трезвение. Кроме того, посты помогают нам выявить наши «слабые места» и стяжать добродетели. Помыслы о телесном и греховном вытесняют размышления праведные и душеспасительные, а именно этого и ждёт от всех нас Господь.
Равно, как и молитвы, посты не стоит выставлять напоказ, желая продемонстрировать собственную набожность и религиозность — показная благочестивость, с точки зрения Бога, абсолютно бессмысленна и греховна.
Нельзя преследовать лишь внешнее, забывая о внутреннем, ведь именно в наших сердцах зарождается подлинная праведность и честность по отношению к Господу.
Читайте ещё: