Обратил давно внимание на то, что многие истории о невероятных подвигах Второй Мировой войны имеют сходство в некоторых деталях. Но написать решил сейчас, что-то в последнее время много читатели задают вопросов именно по мифам, байкам, вымыслам…
Итак, давайте рассмотрим некоторые общие моменты, можно даже сказать шаблоны, для разных мифов.
Враг не прошёл
Очень много историй заканчивается тем, что врага удалось остановить. Чаще всего ценой жизни всего подразделения, из которого выживает лишь кто-то, да и то тяжелораненый, который успевает поведать о подвиге остальных.
При этом выглядит это довольно нелепо, поскольку любое внимательное изучение ситуации показывает, что как раз враг остановлен не был.
Смотрите сами.
Начнём с самого-самого. С панфиловцев у разъезда Дубосекова. Согласно всем боевым документам, немцы у Дубосекова 16-го ноября наступление не прекращали и никакие наши подразделения физически не могли оказаться на предлагаемом нам поле боя, чтобы увидеть подбитые немецкие танки и узнать, что случилось.
Аналогичный рассказ про тридцать три сталинградских бронебойщика гласит, что они не только 27 немецких танков уничтожили, но и не пропустили немцев к Сталинграду. Что звучит несколько странно, ибо бой был 24-го августа, а немцы прорвались к Сталинграду 23-го.
Известный случай со взводом лейтенанта Широнина, которой по газетной версии удерживал несколько дней разъезд от десятков немецких танков, тоже в какой-то мере похож. Правда, тогда наши войска действительно удерживали несколько дней деревню, но сам взвод погиб в первой же немецкой атаке.
Конечно, стоит вспомнить про танкиста Колобанова, который сжёг 22 немецких танка и не пропустил их к Красногвардейску. Однако, хотя к Красногвардейску в тот день немцы не прорвались, поскольку наступали в ином направлении, но остановить их никто не смог, все наши части были разгромлены в тот день, уцелели немногие (тот же танк Колобанова уцелел). А уж делать фото, сожжённых Колобановым немецких танков (почему-то ни одного фото никто не видел) было некому, поскольку наши войска, как были выбриты в 1941 году из того района, так и вернуться смогли лишь в 1944 году.
Напомню рассказ о том, как старший лейтенант Дмитрий Шолохов у села Нестерное в июне 1942 года на своём КВ остановил полторы сотни немецких танков, из которых 25 подбил. И вроде как село отстоял и немцев остановил. Но если оставить за скобками рассказ про одинокий танк, то легко выяснить, что наши войска в тот день село Нестерное оставили после немецкой атаки.
Есть ещё не очень известная история про то, как артиллерийская батарея 1-й гвардейской дивизии Ленинградского ополчения 18-го августа 1941 года недалеко от станции Молосковицы, вступили в бой с двадцатью шестью немецкими танками. Потеряв шестнадцать танков немцы «повернули назад и на предельной скорости скрылись». Беда в том, что оказалось всё с точностью до наоборот. Немцев никто не останавливал, а в эти дни дивизия потеряла более половины личного состава пропавшими без вести.
Подобных случаев можно припомнить ещё, но давайте перейдём к следующему…
Большая танковая колонна
Очень много есть историй, в которых фигурирует танковая колонна противника в несколько десятков машин. Движется эта колонна всегда по узкой дороге и съехать с дороги по различным причинам танки не могут. Кроме танков нет ни мотопехоты, ничего другого, мало того и разведки нет. И хотя речь идёт обычно о самом разгаре боя, но танки почему-то движутся именно такой колонной, как на марше. Ну а дальше лихо подбивается головная и замыкающая машины, после чего танки оказываются запертыми на дороге и понемногу расстреливаются.
Надо сказать, что таких историй много в разных странах. Хронологически надо бы начать с Польши, хотя «хронологичность» тут условная — история про танкиста Орлика была выдумана в 60-е годы. Но с поляками там вообще история мутная.
А вот про французского танкиста капитана Пьера Бийота, которые в бою у деревни Стонне уничтожил в одиночку 13 немецких танков, гораздо интереснее. По одной из версий он уничтожил из двух пушек (на его танки было две пушки) сразу замыкающий и головной немецкий танки в колонне, которая медленно двигалась по извилистой городской улице (смеяться можно), а потом поочерёдно расстреливал немецкие танки, которым некуда было деваться.
Про немцев я тоже читал несколько подобных историй, но найти их снова не получилось сейчас. Поскольку немецкие мифы не только глупы, но и часто вообще не имеют привязки к дате и месту, потому не буду тратить на них время.
Давайте всё же про наших.
«Классикой», наверное, следует считать танкиста Колобанова. В рассказе о его бое глупые немцы идут плотной колонной по дороге, окружённой болотами. На самом деле болотце там с одной стороны и небольшое, а сама местность позволила бы немцам легко маневрировать и окружить Колобанова.
В рассказе про упомянутого танкиста Шолохова немцы тоже зачем-то построились во время боя в колонну и забились в какую-то ложбину, из которой не могли выбраться.
А есть ещё история про танкиста сержанта Найдина, который в одиночку устроил засаду на дороге среди болота, ну и естественно подбил сначала головной и замыкающий танки колонны, а затем расстрелял все остальные.
Есть ещё статья под названием «Танковая засада» в газете «Красная звезда» от 5-го августа. В ней речь идёт про вполне реальный бой, в котором два наших БТ наткнулись на колонну немецких грузовиков и разнесли её в пух и перья, причём есть немецкие фотографии, показывающие этот разгром. Один из наших танков был подбит, а второй уцелел. Но в статье речь шла опять про узкую дорогу и засаду на ней, про колонну немецких танков, подбитую головную и замыкающую…
Самое в этом интересно, на мой взгляд то, что не известен ни один реальный случай с подобной засадой на дороге и прочими обязательными деталями.
Один за всех
Ещё один способ, который активно используется авторами мифов, заключается в том, что рассказывается про подразделение или отдельный даже танк, но при этом «забывают» про всех остальных, кто тоже принимал участие в бою.
В случае с уже упомянутым нами французским танкистом Бийотом, бой за деревню вели группу из двух танковых батальонов. Французы потеряли больше половины своих танков, но заявили, что подбили 13 немецких. Но потом, как-то получилось, что все 13 танков записали на Бийота, а про остальных танкистов забыли. Может, это было в тот период, когда Бийот был министром обороны Франции?
Аналогичный случай и с немцем Михаэлем Виттманом, которому за бой у Виллер-Бокаж 13-го июня 1944 года записали все подбитые английские танки, хотя до сих пор непонятно, сколько он сам подбил и подбил ли.
Если же возвращаться к нашим историям, то, надо помянуть опять взвод Широнина. Который по газетной версии несколько дней одиночку оборонял в степи разъезд. Хотя на самом деле взвод занимал лишь передовую позицию, на которой и был уничтожен, а за саму деревню Тарановку вёл бой усиленный стрелковый полк и танковая бригада.
Не забудем мы и танкиста Колобанова. Боевой группе немцев, которая вела наступление, сначала пришлось иметь дело с батальоном 2-й гвардейской дивизии ополчения, усиленным танковой ротой 1-го танкового полка. Далее, уже за местом, где стоял танк Колобанова, немцев ждал ещё один батальон с ротой танков. В районе же Войсковиц, кроме Колобанова с ополченцами, немцев встретили подразделения 291-й стрелковой дивизии. Кроме того, туда, видимо, вышли какие-то наши отступающие части, но по ним пока точно выяснить не удалось. Словом, если вспомнить всех, кого авторы истории про Колобанова просто забыли, то список получается не маленький.
Опять же не забудем и другого танкиста — Шолохова. Если верить истории про него, то он в одиночку противостоял целой танковой дивизии. Ну пусть со взводом, но остальные танки взвода сразу погибли.
Хотя, если посмотреть на карту, то противостояли 23-й танковой дивизии немцев наши 76-я и 124-я стрелковые дивизии, усиленные, соответственно, 167-й и 158-й танковыми бригадами 13-го танкового корпуса. Во втором эшелоне находилась 343-я стрелковая дивизия, 85-я танковая и 20-я мотострелковая бригады 13-го танкового корпуса. Непосредственно село Нестерное защищал усиленный 781-й стрелковый полк 124-й дивизии, которому придали несколько танковых взводов. Одним из взводов и командовал Шолохов. Как видите, список тех, кого забыли, тоже весьма велик.
Примеров, конечно, намного больше, я просто стараюсь использовать наиболее известные истории.
Есть ещё одно общее у очень многих мифов — они написаны после неудачных боевых действий, а то и сокрушительных поражений. Но об этом у меня была уже отдельная статья, так что я не буду её тут приводить, а просто порекомендую почитать:
Правда ли истории о невероятных подвигах придумывают после поражений