Роскомнадзор выписал уже 14 протоколов в отношении зарубежных социальных сетей, нарушивших требованиях закона «О самоконтроле» — они не модерировали и не удаляли запрещенный контент, а также не публиковали ежегодные отчеты о результатах такой работы.
Роскомнадзор составил уже 14 протоколов в отношении зарубежных социальных сетей за нарушение закона «О самоконтроле», ответственность за неисполнение которого появилась с 1 сентября 2023 года. С этого времени Роскомнадзор выявил ряд нарушений – в частности, иностранные социальные сети не проводят добросовестную модерацию своего контента и не размещают необходимые сведения, в том числе после получения требований ведомства.
«За нарушение требований закона о самоконтроле Роскомнадзор составил в отношении владельцев социальных сетей 14 протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 и 2 ст. 13.50 КоАП РФ и по ст. 19.7.10-4 КоАП РФ», — говорится в сообщении ведомства.
Шесть протоколов уже были рассмотрены судами, по ним площадкам назначены штрафы: Pinterest — 900 тыс. рублей, Twitch — 900 тыс. рублей, Google — 900 тыс. рублей, TikTok — 750 тыс. рублей, Telegram — 900 тыс. рублей, Likee — 800 тыс. рублей. Еще восемь протоколов ожидают рассмотрения в суде.
Закон «О самоконтроле» для соцсетей вступил в силу с 1 февраля 2021 года. Он требует от площадок осуществлять мониторинг и самостоятельно удалять запрещенную информацию, иметь юридически значимую форму для обращений пользователей, а также ежегодно публиковать отчет о результатах проделанной в этом направлении работе.
Стоит обратить внимание, что все площадки, в отношении которых составлены протоколы и выписаны штрафы – это зарубежные платформы, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
«Российские социальные сети прислушиваются к требованиям законодательства и действительно оперативно самостоятельно удаляют вредоносный контент, что уже не раз отмечали как в Роскомнадзоре, так и в других уполномоченных ведомствах. Например, в 2021 году «ВКонтакте» удалила 60 млн единиц контента, который нарушал правила платформы или законодательство России. Как отмечали в компании, для грамотного ограничения доступа к спорному контенту там одновременно работают с технологиями, доступом к контенту и обращениями пользователей. И обращения пользователей здесь как раз играют крайне важную роль. Например, ранее в России уже звучали предложения внести положения о привлечении соцсетей к ответственности за ненадлежащее и несвоевременное реагирование на жалобы пользователей. На мой взгляд, касаться это требование должно в том числе и иностранных платформ – как видно сейчас, до них достучаться с жалобой на тот или иной контент практически невозможно. Ситуацию пора менять», — подчеркнул депутат.