Я Ирина старшая
Вот еще такой интересный период в моей жизни - это общение с внуком.
Внук учится в гимназии, в пятницу родители его к нам завозят – суббота и воскресение наши дни. Конечно, на столе что-то вкусненькое, а он и ест, и рассказывает, рассказывает про урок МХК. Получается в пятницу он у него по расписанию.
Что это за предмет мне не ведомо, узнала позже.
МХК — чудной коктейль из истории искусств и культурологии, философии, социологии, лингвистики, но и это не все. В какие только области знания он не заносит во время разговора об искусстве — от географии и теологии до нейролингвистики! Это трактовка из Википедии.
А от внука узнаю, что учительница по МХК своими силами создала кабинет, в котором на тот момент был телевизор или какое-то другое устройство для демонстрации, она много путешествовала по странам (не хило!), и везла в этот кабинет для показа детям какие-то реликвии (не тряпки для себя!). Я уже ей мысленно ставила пятерку.
И вот он сидит на кухне, болтает ногами и рассказывает, что она на уроке рассказывала о Хогарте. Первый раз слышу это имя, но делаю вид, что знаю. Дальше больше, оказывается это английский живописец, который был одним из пионеров национальной школы живописи, и он автор «портрет в портрете», сериалов (на современном языке) картин. Не хочу быть показаться внуку необразованной, начинаю искать.
Вот его автопортрет: художник изобразил себя в модном тогда стиле «портрет в портрете».
Внук рассказывает, как он создавал сериалы: вот пишет сейчас картину, а потом возникают еще серия, он заглядывает в прошлое, потом в будущее. Я о таком не слышала, а когда разыскала его картины пришла в восторг.
Серия «Карьера проститутки» была начата с третьей картины: во время рисования проститутки в её каморке. Хогарту пришла идея изображения сцен из её прошлого и будущего.
И это 6 картин. И это все можно сейчас посмотреть
Я не знаю, может быть внук уже был подготовлен к такому восприятию МХК. Все-таки ходил в художку, мы с ним были в музеях Шилова, Глазунова, Церетели, на выставке Рождественской, Натальи Кореневой. Но влияние учительницы по МХК неоспоримо. Я ей мысленно говорю спасибо и низко кланяюсь. Я ее никогда не видела, но представляю ее яркой, неординарной женщиной.
Очень удивилась, когда, разговорившись со своей знакомой, узнаю, что она то же ведет уроки МХК. Молодая очень высокая девушка, закончившая курсы в по росписи. Я поинтересовалась у нее, о чем уроки: о православных святых. Оказывается, можно и так этот предмет трактовать.
А какова судьба МКХ на сегодняшний день. Такая же, как и с предметом Этики, непонятная – нет его в обязательном плане. Каждая школа действует по своему усмотрению.
На глаза попалась фраза из концепции по образованию, привожу ее дословно:
«Невозможно определить, что такое искусство. Это зыбкое и текучее понятие, которое постоянно дополняет само себя — не ухватить его за хвост и не положить в коробочку. А как и, главное, зачем школьникам изучать науку, в которой нет четких определений?».
Ничего себе!
Мое мнение, как бывшего учителя, как бабушки – этот предмет должен быть!