Криминал 1990-ых: Восток - дело тонкое! Особенно, если он Дальний... Часть II.

1,5K прочитали

Тему криминальных 1990-ых завершаю Кузбассом, Воркутой и Тюменью, где события развивались по схожему сценарию.

К концу 1980-ых передел собственности в Кемерово и области между различными преступными группировками был завершён, и сферы криминального влияния стабилизировались. Весь Кузбасс условно был поделён на северный и южный «кусты» с границей в Ленинск-Кузнецком.

Наиболее авторитетными воровскими кланами считались так называемые «грузинская» и «славянская» группировки. Неофициальным главой криминального мира города («положенцем») был руководитель северного куста вор в законе Олег Чернышёв (Чёрный), опиравшийся на оба преступных сообщества. Он и его подручные контролировали многие сферы экономики, торговли, промышленности, а также держали пивзаводы, бомбили налогами кооперативы, кафе и бары. Чернышёв считался вором старой закалки и приверженцем устоев преступного мира.

А вот шеф южного куста Виктор Коростылёв (Коростыль) считался лидером новой формации с более широкими связями в коррумпированных кругах, тяготеющим к серьёзной экономике. Будучи уроженцем Прокопьевска, он в период расцвета рэкета успел подмять под себя практически весь город, а вскоре его влияние распространилось на весь юг Кузбасса. В своё время в грузинской тюрьме он плотно сошёлся со многими ворами и в дальнейшем более тяготел к кавказскому воровскому клану, нежели к славянскому.

Лидеры «кустов» плотно общались между собой. На одной из таких встреч было договорено, что они не будут лезть на территорию друг друга. Таким образом в Кузбассе возник сильный воровской альянс.

Дуреев и Коростылёв. Фото из открытых источников.
Дуреев и Коростылёв. Фото из открытых источников.

Однако мир в криминальной среде столицы Кузбасса был недолгим. После смерти Чернышёва в 1991 году стремительно выросло влияние околокриминального бизнесмена Владимира Дуреева (Дурей), возглавлявшего одну из наиболее мощных преступных организаций Кемеровской области тех лет, известную как «Бригада тёмных киллеров». Благодаря напористости и хватке, Дуреев стал крупным акционером местного пивного завода, владельцем нескольких автомобильных магазинов, контролировал коммерческие магазины, рестораны. На кону стояла задача поставить под контроль и ключевую для Кузбасса сферу экономики - добычу угля. При этом он вёл внешне вполне благопристойный образ жизни, посещал церкви, занимался благотворительностью.

Им была сколочена хорошо обученная команда наёмных убийц, в течение короткого промежутка времени расправившаяся с несколькими грузинскими авторитетами. Но со временем у Дуреева стали стремительно портиться отношения и с главарями «славянского» клана. После того, как в 1998 году в руки правоохранителей попали некоторые участники группировки, давшие показания против своего лидера, судьба банды была предрешена. Вскоре и сам Дуреев был арестован по обвинению в заказе и организации ряда громких убийств. Состоявшийся в 2003 году суд доказал причастность банды далеко не ко всем преступлениям, совершённым ими на самом деле. В итоге главарь был осуждён на 17 лет.

Кузбасский авторитет Игорь Бурилин (он справа) в своей компании. Фото из открытых источников.
Кузбасский авторитет Игорь Бурилин (он справа) в своей компании. Фото из открытых источников.

Не менее влиятельной кузбасской группировкой была «киселёвская бригада», полностью контролировавшая угольные шахты в Киселёвске и Прокопьевске, основу которой составляли действующие и бывшие сотрудники милиции (включая некоторых руководителей), а также работники созданного ими ЧОП «Медведь», державшие в страхе местных предпринимателей.

В 1993 году «киселёвские» начали войну против другой влиятельной группировки - Игоря Бурилина (Бурила), считавшегося одним из самых авторитетных в России воров в законе так называемого «грузинского» воровского клана. Авторитет его в родном Киселёвске до последнего времени был непререкаем, а криминальный бизнес приносил солидные дивиденды. Механизм получения дани с кузбасских угольных посредников был хорошо отлажен, на хозяйстве в Киселёвске оставался брат Бурилы Павел, официально руководившей коммерческой фирмой «Сибиряк».

Поводом к войне стала «малява» аксакала кузбасских воров в законе Тристана о том, что Бурила живет не по понятиям. В тот же миг подчинявшиеся его группировке киселёвские бандиты взбунтовались, а предприниматели отказались платить его эмиссарам. Перво-наперво был устранён Павел Бурилин. Вскоре группировке был нанесён очередной удар: на его сороковины на кладбище был устроен мощный взрыв, в ходе которого погибло несколько его близких, а сам главарь получил ранение. А через некоторое время был задержан и сам Бурила. Доказать существование преступной группировки не удалось - его осудили на 7 месяцев за незаконное хранение и ношение огнестрельного оружия.

Члены Киселёвской ОПГ на суде. Фото из открытых источников.
Члены Киселёвской ОПГ на суде. Фото из открытых источников.

После этого боевые действия переместились в соседний Прокопьевск. Там были застрелены воры в законе Мишель и криминальный авторитет Мурза. Таким образом, когда Игорь Бурилин вышел из тюрьмы, у него уже не осталось сколько-нибудь значительных сторонников. Некоторое время ему удавалось скрываться по всевозможным конспиративным квартирам, но конкуренты всё-таки его выследили и застрелили.

Тем самым «киселёвские» истребили почти всех значимых авторитетов региона. Но и сами уже были порядком «засвечены», и время этой кровавой группировки подходило к концу. В 2011 году был вынесен приговор 22 участникам ОПГ. Большинство из них были признаны виновными в бандитизме, убийствах, покушениях на убийство, разбоях, похищениях людей и грабежах. Гособвинению удалось доказать вину подсудимых в совершении 40 тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе, 15 убийствах.

Воркута криминальная приглашает. Фото из открытых источников.
Воркута криминальная приглашает. Фото из открытых источников.

Воркута. В начале 1990-ых 13 шахт ОАО «Воркутауголь» поставляли за границу уголь. Бартером на шахты привозились телевизоры, холодильники, магнитофоны, автомашины. Разумеется, многочисленные местные преступные группировки стремились установить контроль над поступающим дефицитом.

После слияния в 1992 году по инициативе одного из преступных авторитетов Юрия Козлова Воргашорской и Ифа-Козловской группировок в Воркуте появилась мощное влиятельное преступное сообщество. Руководителями новой объединённой группировки (её основу составили бывшие спортсмены, сотрудники правоохранительных органов и участники боевых действий) стали преуспевающий предприниматель Владимир Ифа и сам Козлов. Ифа отвечал за экономическую составляющую: держал «общак», начислял и выдавал заработную плату «сотрудникам», разрабатывал схемы «отъёма» средств при поставках алкоголя и бартера, мониторил рынок с целью открытия того или иного специализированного магазина. Основным источником доходов банды было вымогательство денежных средств у предпринимателей и незаконная торговля алкоголем.

Юрий Козлов в зале суда. Фото из открытых источников.
Юрий Козлов в зале суда. Фото из открытых источников.

В правилах ОПГ значился запрет на наркотики и взятие денег из общака без ведома начальства. Все члены банды были обязаны ставить в известность Козлова о совершённых ими преступлениях. Не допускалось сокрытие дохода, полученного преступным путем. Необходимо было систематически посещать спортивный зал и проявлять уважение к «старшим». Действовал закон молчания и полный запрет на сотрудничество с полицией. За раскрытие планов преступной группировки полагалось строгое наказание. Члены банды должны были носить бронежилеты, если существовала опасность нападения. По решению Козлова группировка даже стала приобретать бронированные автомобили - в общей сложности в автопарке банды значилось несколько десятков подобных бронеавтомобилей.

Первый состав группировки: Юрий Козлов (крайний справа в первом ряду) и Владимир Ифа (второй слева во втором ряду). 1995 год. Фото из открытых источников.
Первый состав группировки: Юрий Козлов (крайний справа в первом ряду) и Владимир Ифа (второй слева во втором ряду). 1995 год. Фото из открытых источников.

К началу 2000-ых группировка Ифа-Козлова практически стала полновластным хозяином в городе и регионе, подмяв под себя прочие влиятельные банды - «северных» (те орудовали в посёлке Северный, что под Воркутой), «шевелёвских», «агаджаняновских» и «шагивалиевских». Её лидеры имели доли участия в уставном капитале как минимум семи крупных предприятий Воркуты; число же небольших фирм, контролируемых «ифовскими», достигало почти двух десятков. По мнению сведущих правоохранителей, такой мощной и разветвлённой группировки в России, пожалуй, ещё не было…

Штаб-квартира группировки располагалась в Центральном доме быта Воркуты. Прилегающая территория просматривалась видеокамерами, изображение с которых передавалось на экраны единой мониторной в подвале здания. Любопытно, что члены группировки в целях безопасности даже квартиры имели в одном доме.

ОПГ Ифы-Козлова. Фото из открытых источников.
ОПГ Ифы-Козлова. Фото из открытых источников.

Удивительно, но факт: деятельность ОПГ была пресечена лишь в концу первого десятилетия (!) 2000-ых. К марту 2012 года, когда в отношении участников группировки было возбуждено уголовное дело, многие из них уже легализовались и имели свой бизнес. Участники сообщества признаны виновными в создании банды и участии в ней, убийствах и покушениях на убийства 12 лиц, умышленном причинение тяжкого вреда здоровью, мошенничествах, вымогательстве, захвате заложника и незаконном обороте огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В 2018 году Козлов приговорён к пожизненному лишению свободы (Ифа был ранее застрелен), остальные участники получили от 7 до 25 лет.

А вот за Тюмень нешуточная борьба развернулась ещё задолго до общего беспредела, когда в воздухе стал витать запах нефтедолларов. С конца 1970-ых в криминальном мире Тюмени, как и в большинстве регионов страны, верховодили «воры в законе» и «блатные». К началу 1990-ых «смотрящим» за городом становится Юрий Тимошенков (Ганс). Он и ряд крупных «авторитетов» от «блатных» активно помогают развитию нефтебизнеса в регионе.

Именно в это время на «криминальный Олимп» Тюмени начинает своё восхождение ОПГ «Десятка», ставшая одной из самых кровавых группировок Западной Сибири, полностью вытеснившая местных воров и получившая контроль над всей Тюменью и рядом нефтяных месторождений ХМАО-Югры.

Справа - вор в законе Юрий Тишенков (Ганс). Фото из открытых источников.
Справа - вор в законе Юрий Тишенков (Ганс). Фото из открытых источников.

Данная группировка состояла, преимущественно, из молодых спортсменов и поначалу занималась примитивным рэкетом. Её крёстным отцом и идейным вдохновителем стал криминальный авторитет Рашид Янтимиров - потомок Чингисхана (как он любил себя называть), освободившийся за пару месяцев до организации ОПГ. При нём значительно разросшаяся группировка (в неё входило до 500 боевиков) переориентировалась на нефтяной бизнес и легальные коммерческие структуры. За пару месяцев десятки коммерческих структур оказались под контролем «Десятки». В частности, имена некоторых членов группировки фигурируют в списках учредителей банка «Тюменский кредит» и Сибирской страховой компании.

При этом ключевым связующим звеном между криминалом и официальными структурами администрации Тюменской области (этаким «серым кардиналом») являлся бывший авторитетный биатлонист Виктор Белянин, чемпион «Ижевской винтовки». Уйдя из большого спорта, он неплохо зарабатывал на кладбищенском бизнесе - его бригада копала могилы на Червишевском кладбище под Тюменью.

Янтимиров, Белянин и лидер "малой десятки" Теряхин. Фото из открытых источников.
Янтимиров, Белянин и лидер "малой десятки" Теряхин. Фото из открытых источников.

В начале 1993 года взаимоотношения между преступными группировки крайне обострились в связи с разделом сфер влияния. После того, как Янтимиров был застрелен в мае 1993 года в центре города, главарём банды стал Игорь Рура (Мамонт). Но большие деньги всегда принесли большие проблемы - вскоре произошёл раскол и в самой «Десятке»: лидером «малой десятки» стал Юрий Теряхин, а «большой» - Рура.

Слева - один из лидеров "большой десятки" Алексей Ляхов (Лях). Фото из открытых источников.
Слева - один из лидеров "большой десятки" Алексей Ляхов (Лях). Фото из открытых источников.

Лидеры «малой десятки» через Белянина, который находился в хороших отношениях с «курганскими», заручаются их поддержкой. И в Тюмени начинается бойня. Вскоре Мамонт был убит снайперским выстрелом в голову у подъезда своего дома. Вслед за ним в мир иной отправились Алексей Ляхов (был застрелен на платной парковке в центре Тюмени) и другие лидеры «большой десятки». Но криминальные разборки не обошли стороной и самого Белянина - в 1995 году он был застрелен в Москве на пороге своей квартиры тремя выстрелами из пистолета. Есть версия, что бывшего биатлониста ликвидировали те, кто им управлял. Как говорится, «он слишком много знал»...

Но до конца самой «Десятки» было ещё далеко. Следующий всплеск криминальных разборок произошёл в период с 2002 по 2005 годы, когда уровень регистрируемой преступности в Тюменской области вырос на 62,7 %. Хотя это уже совсем другая история...

Последние публикации на канале:

Замполиты, политруки, милицейские комиссары… Какими они были в моей жизни

Криминал 1990-ых: Восток - дело тонкое! Особенно, если он Дальний... Часть I.

Как калининский участковый стал прообразом знаменитого «деревенского детектива»

Щёлоков. Часть 3: «Бывал несправедлив, но никогда не добивал…»

Наиболее любопытные публикации на канале:

Баба с возу - полегчает ли кобыле? Или о женщинах - полицейских в декрете

Меняет ли людей служба в милиции-полиции?

Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях