Найти в Дзене

"Рембрандт на вынос": история самой часто похищаемой картины

Оглавление

"Портрет Якоба де Гена III" - именно так называется картина знаменитого голландского художника Рембрандта Харменса ван Рена, вошедшая в "Книгу рекордов Гиннеса" как наиболее часто похищаемое полотно.

За частоту похищений портрет прозвали "Рембрандт на вынос"
За частоту похищений портрет прозвали "Рембрандт на вынос"

Ярчайший представитель живописцев "Золотого века Нидерландов" и неподражаемый виртуоз светотени создал это полотно в 1632 г. по заказу художника Якоба де Гейна III, который вместе со своим другом Морицом Хёйгенсом попросили написать два схожих портрета. Друзья договорились, что после смерти одного, другой унаследует картину умершего, чтобы не расставаться и после смерти. На картинах они изображены в схожей одежде, сидящими напротив друг друга. Два портрета написаны маслом на панно из одной и той же дубовой доски.

"Портрет Морица Хёйгенса"
"Портрет Морица Хёйгенса"

Картина с изображением Якоба имеет размер 29.9 на 24.9 см. Это самая маленькая работа, написанная художником. С 1966 г. портрет был украден целых 4 раза! Давайте чуть подробнее разберём каждый из случаев.

Кража 1: 1966

31 декабря после полуночи группа злоумышленников вломилась в Далиджскую картинную галерею на юге Лондона. Для входа внутрь они выбрали маленькую дверь (30 на 60 см.), после взлома которой не была активирована сигнализация, срабатывающая у всех входов и выходов. Из-за габаритов двери воры забрались внутрь незамеченными, но вынуждены были взять только то, что смогло бы пролезть, а это - картины без рам и небольшие полотна.

В ту ночь грабители вынесли 8 картин общей стоимостью 3 млн. фунтов стерлингов, но директор галереи предложил в качестве вознаграждения за возвращение полотен лишь 1 тыс. фунтов. Однако в течение недели полицейским всё-таки удалось выследить одного из воров, водителя скорой помощи Майкла Холла. Холл не сдал своих подельников и был приговорен к 5 г. тюремного заключения. Остальные пойманы не были. 

Все картины были найдены и возвращены в галерею. Некоторые полотна были обнаружены в кустах около самой галереи прохожим, выгуливающим собаку, а остальные спустя время на ближайшем кладбище.

"Рембрандт Харменс ван Рейн", Автопортрет, 1665
"Рембрандт Харменс ван Рейн", Автопортрет, 1665

Кража 2: 1973

Вторая кража не была похожа на эпизод из "Одиннадцати друзей Оушена", поэтому тут всё более прозаично. 14 августа посетитель галереи украл портрет со стены, засунув его под свой свитер. Дело в том, что после первого инцидента не была усилена защита, а количество сигнализации не увеличилось, но это всё равно не объясняет факт такой нелепой кражи. Как вообще можно было такое не заметить? Вопрос останется без ответа.

Полицейские задержали его в этот же день, когда он уезжал на своём велосипеде. Картина лежала в велосипедной корзине. Когда мужчину спросили, почему он украл картину, злоумышленник ответил, что она напомнила ему маме.

St. Cloud Times 17 Февраля 1973; вырезка из газеты о краже на велосипеде
St. Cloud Times 17 Февраля 1973; вырезка из газеты о краже на велосипеде

Кража 3: 1981

Об этом случае известно довольно мало. 14 августа портрет Якоба де Гейна III вновь был украден. В конце того же месяца полиция получила информацию о человеке, который украл полотно. Они вели слежку в течение нескольких дней пока не задержали его в такси вместе с картиной. Утеряна оправа, но само изображение не было повреждено. После ареста портрет вернули в Далиджскую галерею.

Кража 4: 1983

А вот это настоящий голливудский размах! Четвёртая кража произошла, когда галерея, наконец-то, качественно улучшила систему безопасности, потратив 15 тыс. $ (видимо, недостаточно). Расследование продолжается по сей день, поэтому некоторые детали неизвестны.

В мае 1983 г. грабитель или группа грабителей проникли в галерею через один из стеклянных куполов крыши, взобравшись на неё по стремянке, по которой же спустились внутрь. Они (он) украли лишь картину Рембрандта и покинули место, оставив стремянку и разбитый потолок. На этот раз картина была надёжно прикреплена, но они воспользовались ломом и оторвали её от стены.

Вид на Далиджскую галерею сверху
Вид на Далиджскую галерею сверху

Сигнализация сработала сразу же в час ночи. Полиция приехала через ТРИ МИНУТЫ! Но никого уже не было. Согласитесь, что воры быстро сработали.

Через три года в октябре 1986 полиция получила анонимную наводку о том, что коричневый бумажный пакет содержит утерянное полотно и находится в камере хранения на железнодорожном вокзале в Мюнстере, Германия. Полотно было найдено невредимым и возвращено обратно. Кто были воры и наводчик, остаётся загадкой по сей день.

Вывод: Маленькие габариты картины, недостатки системы безопасности и не самое известное художественное творение известного художника вместе сделали этот экземпляр удобной добычей для ряда похитителей. Однако, предметы искусства тяжело перепродать и остаться незамеченным, поэтому спустя время полотно вновь возвращалось на прежнее место.