Найти в Дзене
Artemisia Studio

Типы цветовых контрастов.

Цвет и тон мы видим и осознаём только в сравнении. Цвет кажется нам тёплым только в сравнении с холодным. Рядом с более тёплым мы будем считать этот же цвет холодным. Цвет воспринимается нами как светлый рядом с более тёмным, а соседствуя с более светлым, он же покажется нам тёмным. Изучая цветовые контрасты, мы можем открыть для себя все возможности цвета.

Существует семь типов цветовых контрастов. Обычно, в живописной или дизайнерской работе одновременно действуют несколько типов контрастов, но один проявляется и воздействует сильнее, в зависимости от задачи, которая стояла перед художником.

Контраст по цвету (рис. 1,2,3). Контраст по цвету максимально проявляется в сопоставлении трёх основных цветов – красного, жёлтого и синего. Этот аккорд даёт ощущение силы и жизненной энергии. Важно, чтобы одного из этих цветов было заметно больше.

Рисунок 1.
Рисунок 1.
Рисунок 2. Анри  Матисс. Красный интерьер.
Рисунок 2. Анри Матисс. Красный интерьер.
Рисунок 3.Пит Мондриан. Красный квадрат.
Рисунок 3.Пит Мондриан. Красный квадрат.

Контраст светлого и темного (рис. 4,5). Этот контраст связан с таким качеством цвета как светлота или, как говорят художники, тон (не цветовой тон). Любая живописная или дизайнерская работа не должна становиться «подслеповатой» или вовсе неразличимой на чёрно-белом снимке.

Рисунок 4.
Рисунок 4.
Рисунок 5. А.В. Васнецов. Женский портрет.
Рисунок 5. А.В. Васнецов. Женский портрет.

Контраст холодного и теплого (рис. 6,7,8). Одни цвета мы субъективно воспринимаем как холодные, другие – как тёплые. Традиционно принято считать холодными синий, голубой, фиолетовый цвета и их оттенки. Тёплыми цветами мы считаем красный, оранжевый, жёлтый и их оттенки. Холодные цвета обладают также следующими характеристиками: теневые, прозрачные, успокаивающие, воздушные, далёкие, влажные. Тёплые, в свою очередь – солнечные, возбуждающие, земные, близкие, сухие. Когда мы используем контраст тёплых и холодных цветов, мы можем добиваться максимальной цветовой «звучности». Важно только, чтобы вся композиция в целом была либо холодной, либо тёплой.

        Рисунок 6.
Рисунок 6.
Рисунок 7. Витражи собора в Шартре.
Рисунок 7. Витражи собора в Шартре.
Рисунок 8. Поль Сезанн. Натюрморт с бутылкой.
Рисунок 8. Поль Сезанн. Натюрморт с бутылкой.

Контраст дополнительных цветов (рис. 9,10,11). Дополнительные цвета противоположны друг другу и по своему расположению в цветовом круге, и по своим качествам. Основные пары дополнительных цветов: жёлтый – фиолетовый, оранжевый – синий, красный – зелёный. Соседствуя, эти цвета усиливаются, звучат сильнее и, в то же время, уравновешивают друг друга.

Рисунок 9.
Рисунок 9.
Рисунок 10. Эрнст Кирхнер. Город.
Рисунок 10. Эрнст Кирхнер. Город.
Рисунок 11. Винсент Ван Гог. Жёлтый дом в Арле.
Рисунок 11. Винсент Ван Гог. Жёлтый дом в Арле.

Симультанный контраст (рис.12,13). Связь дополнительных цветов так сильна, что при восприятии любого насыщенного цвета, дополнительный цвет возникает в наших глазах даже в условиях его реального отсутствия. Если мы поместим на красном фоне серый квадрат, он станет казаться зеленоватым. Серый на фиолетовом станет желтоватым и т.д. Это свойство цвета необходимо учитывать и использовать в цветовых композициях.

Рисунок 12.
Рисунок 12.
Рисунок 13. Эль Греко. Совлечение одежд с Христа.
Рисунок 13. Эль Греко. Совлечение одежд с Христа.

Контраст по насыщенности (рис. 14.15). Максимальная насыщенность – это «чистота» цвета, отсутствие в нём белого, серого или чёрного. Ненасыщенные, «блёклые» цвета характеризуются присутствием в цветовой смеси большего или меньшего количества белого, серого или чёрного. Самые выразительные контрасты по насыщенности основаны на сопоставлении насыщенных и «блёклых» оттенков одного цвета. Например, ярко-алый и очень тёмный красновато-коричневый, пронзительно-голубой и голубовато-серый.

Рисунок 14.
Рисунок 14.
Рисунок 15.  Жорж де Латур. Новорожденный.
Рисунок 15. Жорж де Латур. Новорожденный.

Контраст по площади цветовых пятен (рис.16, 17). Каждый из перечисленных выше контрастов будет работать только при условии, что площадь каждого цветового пятна будет выверена. Звучание цвета зависит от размера и формы пятна.

Рисунок 16. К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня.
Рисунок 16. К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня.
Рисунок 17. И.Е. Репин. Арест пропагандиста.
Рисунок 17. И.Е. Репин. Арест пропагандиста.

Понравилась статья?

Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨

Мы в Telegram | Наш сайт