Найти тему
Таня-джан

Миша Шенгелия: простой, но непростой тбилисский художник

В марте мы ходили в Национальную галерею Грузии в Тбилиси, и в то время там выставляли работы Михаила Шенгелии из коллекции Давида Мушкудиани, которые меня зацепили.

Кстати, если вы читаете меня впервые, то я — Таня, сейчас живу в Тбилиси. В этом блоге рассказываю о своей жизни, увлечениях и путешествиях.

Родился Михаил Шенгелия в Тбилиси в 1959 году. Семья — ученые-геологи, из-за них (но не только) он попытался связать свою жизнь с геологией. Параллельно с обучением на геологическом факультете и последующей работой в Геологическом институте он рисовал. Учился этому, в основном, сам.

В 1989 году Шенгелия бросил работу геолога и начал продавать свои работы на ступенях Почтамта на проспекте Руставели. Потом поехал в Грецию, где его работы приглянулись галеристам, а потом его «открыли» в Тбилиси. В 1993 году он начал продавать работы у здания Академии Наук на проспекте Руставели...

Кстати, там до сих пор продают картины, книги и сувениры. Потом заменю фото на более четкое, когда окажусь поблизости
Кстати, там до сих пор продают картины, книги и сувениры. Потом заменю фото на более четкое, когда окажусь поблизости

...и там его заметила Байя Цикоридзе, владелец галереи «Байя» на улице Шардени. Она и сделала его первую выставку в Тбилиси. Потом были поездки в Глазго и в Лондон, появилась идея рисовать картины-открытки:

Свои работы-открытки Шенгелия называл проектом Replica Gallery
Свои работы-открытки Шенгелия называл проектом Replica Gallery

В конце публикации размещу ссылку на записи о нем от современника, потому что у меня нет цели пересказывать его биографию. Да и не получилось бы сделать это лучше того, кто с ним был знаком лично. Я просто хочу показать вам его работы, потому что в России он как будто не особо известен.

А ведь он очень интересен. В его работах много политики, смешения несмешиваемого
А ведь он очень интересен. В его работах много политики, смешения несмешиваемого

В галерее была малая, очень малая часть его работ, потому что их учет он никогда не вел, фотографии не делал. Насколько я поняла, он запоминал только тех из покупателей, кто возвращался к нему за новыми работами и с кем общение выходило за рамки коммуникации «продавец-покупатель».

У этой картины есть звук. Вы слышите? Хотя если поискать это видео в YouTube, то его не найти. Эта картина визуально больше напоминает выступление Оклендского оркестра, а не RTÉ
У этой картины есть звук. Вы слышите? Хотя если поискать это видео в YouTube, то его не найти. Эта картина визуально больше напоминает выступление Оклендского оркестра, а не RTÉ

Меня удивляет легкость, с которой он «жонглирует» образами и идеями.

Вот такой он представил себе ныне запрещенную у нас социальную сеть, как если бы она существовала в 1513 году:

В однообразных «аватарах» считывается образ уродливой герцогини с картины Квентина Массейса, который встречается и в других его работах
В однообразных «аватарах» считывается образ уродливой герцогини с картины Квентина Массейса, который встречается и в других его работах

А именно 15 февраля 1513 года, по его замыслу, в социальной сети того времени могла бы состояться дискуссия сторонников и противников курения табака.

Честно говоря, эта работа меня заставила много гуглить. Потому что я была уверена, что курение табака европейцы начали распространять несколько позже, а в Америке в это время только шел процесс завоевания континента испанцами. О табаке знали только местные племена (во Флориде именно в 1513 году его использовали в качестве средства, вызывающего рвоту).
В общем, я не нашла подтверждения тому, что в 1513 году существовал спор сторонников и противников табакокурения, а также информации о консервантах из «переписки» в правом верхнем углу.
Предположу, что в качестве даты взят год создания картины Квентина Массейса «Уродливая герцогиня», но вообще для меня эта картина Шенгелии остается загадкой. Если кто-то что-то знает, поделитесь, пожалуйста!

Очень интересными мне кажутся его работы на тему фастфуда. Искусствовед из меня никакой, но даже я замечаю, что следующие несколько работ были вдохновлены творчеством Брейгеля.

«Фестиваль Макдоналдса в Ден-Боше»: не продакт-плейсмент, а антиреклама
«Фестиваль Макдоналдса в Ден-Боше»: не продакт-плейсмент, а антиреклама

На мой взгляд, образ Вавилонской башни, как символа одного из смертных грехов, «подсвечивает» проблему потребительства в эпоху фастфуда. Современной вариации смертного греха под названием чревоугодие.

«Фестиваль фастфуда в Вавилоне»
«Фестиваль фастфуда в Вавилоне»

Или вот еще работа на ту же тему:

«Презентация первого Макдоналдса в Вавилоне», «Чтобы понять Макдоналдс, тебе нужно всего лишь попробовать его <еду>!!! (Ни английский знать не нужно, ни компьютером владеть)»
«Презентация первого Макдоналдса в Вавилоне», «Чтобы понять Макдоналдс, тебе нужно всего лишь попробовать его <еду>!!! (Ни английский знать не нужно, ни компьютером владеть)»

С одной стороны, хвалебные лозунги, с другой — не самые лестные изображения Ирода Великого и леди Макбет (опять с намеком на уродливую герцогиню). Макдональдс явно видится автору злом.

Любопытно, что рядом с Академией наук, на ступеньках которой Михаил Шенгелия в 1993 году стал продавать свои работы, в 1999 году открылся первый тбилисский Макдональдс.

В 2020 году Михаила Шенгелии не стало, память о нем теперь хранят покупатели его картин. Кто-то, вероятно, даже не знает и никогда не узнает, чем именно обладает.

Почитать о Мише Шенгелия можно здесь. Позже добавлю еще пару роликов.

***

Благодарю вас за внимание! Еще почитать в блоге: