Найти тему
Таня-джан

Почему миру так интересен Зураб Церетели?

Многие россияне начинают знакомиться с творчеством Церетели с монумента Петра Великого в Москве. И с возмущенных комментариев тех, кто знал город без него.

Монумент считают безвкусицей, а ее автора — «любимчиком властей», «подмявшим под себя слишком много». Сейчас люди смирились и привыкли, но четверть века назад даже боролись против ее установки, пытались хотя бы перенести ее в Петербург. Только был ли в этом смысл?

Мы побывали в музее Зураба Церетели в Тбилиси, и я теперь уверена, что нет. Расскажу, почему, и дам свой ответ на вопрос из заголовка. Но сначала — о музее.

Кстати, если вы читаете меня впервые, то я — Таня, сейчас живу в Тбилиси. В этом блоге рассказываю о своей жизни, увлечениях и путешествиях.

Вход в музей стоит 20 ₾ (700 ₽ на момент посещения). Называется он Музеем современного искусства, потому что в нем есть работы и других современных авторов, но основная экспозиция состоит из работ самого Зураба Церетели.

Перед просмотром экспозиции можно ознакомиться с его краткой биографией:

Он проектировал оформление курортов Советского Союза и создавал для них работы, участвовал в оформлении Олимпийских игр 1980 года, его работы установлены в Грузии, России, США, Испании, Израиле
Он проектировал оформление курортов Советского Союза и создавал для них работы, участвовал в оформлении Олимпийских игр 1980 года, его работы установлены в Грузии, России, США, Испании, Израиле

Мы начали осмотр со второго этажа, на котором представлены, в основном, картины Церетели. Я знала, что он «многогранен», но до посещения полагала, что основные «грани» его творчества — это скульптура и мозаика. Оказалось, он еще и любопытный художник.

Само здание старинное, но после реконструкции получилось современное пространство, полное света
Само здание старинное, но после реконструкции получилось современное пространство, полное света

Нам снова повезло, что большую часть времени мы находились там одни, и ничто не мешало изучению экспозиции.

-3

Можно было подходить близко к картинам и рассматривать мазки.

-4

Мне понравилось, как Церетели работает с цветом и материалами, хотя сюжеты его довольно просты. Есть мнение, что, если скульптором он творил по заказу властей, то художником был скорее для души. А потом стал это монетизировать.

Глядя на пальцы, я не могла отделаться от мысли о синдроме барабанных палочек, но все же таков стиль автора. В скульптурах серии «Горожане» пальцы выглядят так же, но воспринимаются приятнее
Глядя на пальцы, я не могла отделаться от мысли о синдроме барабанных палочек, но все же таков стиль автора. В скульптурах серии «Горожане» пальцы выглядят так же, но воспринимаются приятнее

Под работами почти не было подписей. На этом этаже мы нашли только две непосредственно под картинами и еще две общих — в зале с набросками.

-6

Обычно в галереях к каждой картине прилагаются таблички с названием и годом создания, иногда — с информацией об использованных материалах. В некоторых галереях я видела еще комментарии к работам или вообще ссылку на аудиогид. Но тут кроме самой работы у нас не было ничего, и пищу для размышлений приходилось искать самим.

-7

Перед посещением я просмотрела отзывы о музее, и в одном из них человек пожаловался на однообразность работ, отсутствие развития стиля. Все работы были просмотрены им за полчаса, а вайфай не работал, поэтому музей был признан не стоящим своих денег.

Думаю, что впечатление однообразия может создавать «сериальность» работ. Из-за того, что они развешены сериями, картины действительно кажутся похожими друг на друга. Но посмотрите-ка с этого ракурса
Думаю, что впечатление однообразия может создавать «сериальность» работ. Из-за того, что они развешены сериями, картины действительно кажутся похожими друг на друга. Но посмотрите-ка с этого ракурса

Мы провели в музее не менее пары часов, и то поторопились уйти, потому что скоро он должен был закрываться. На самом деле рассматривать работы можно очень долго, ведь в каждой скрывается что-то, от чего сложно оторваться.

Это может быть палитра, техника, особенности переданного образа, мелкие детали...

-10

На третьем этаже есть ещё небольшая зона для просмотра видео и пара столиков с книгами о творчестве Церетели. Книги о нем так же «монументальны», надо сказать, как и его творчество.

-11

Я полистала книгу о его работе над крупными проектами. Церетели называют гигантоманом, но, честно, я не вижу ничего плохого в стремлении творить масштабно.

На этой фотографии запечатлен процесс создания мозаики для Дома Политпросвещения в Тбилиси. Сейчас там — бизнес-центр «Мозаика» с одним из лучших коворкингов города
На этой фотографии запечатлен процесс создания мозаики для Дома Политпросвещения в Тбилиси. Сейчас там — бизнес-центр «Мозаика» с одним из лучших коворкингов города

А вот фото из книги про его мастерскую:

-13

До закрытия оставалось не так много времени, поэтому мы отложили книги и пошли дальше.

В уголок с фотографиями я заглянула лишь на минуту, а вот у статуй задержалась. Мне нравится, что к ним тоже можно подойти.

Это статуи художников, творчеством которых вдохновлялся Церетели. Узнаете кого-нибудь? В комментариях выложу список, если интересно
Это статуи художников, творчеством которых вдохновлялся Церетели. Узнаете кого-нибудь? В комментариях выложу список, если интересно

Внизу — уменьшенная и измененная копия монумента «Аргонавты». Оригинал высотой 23 метра собирались установить в Сочи, но в итоге не сложилось и автор увез его к себе на дачу в Переделкино. Обязательно поеду туда в следующий раз, как буду в Москве.

Монумент «Аргонавты»
Монумент «Аргонавты»

С противоположной стороны — выход к «Яблоку». Оно находится во дворе музея, и с улицы в него можно попасть бесплатно.

***

Лично мне кажется невероятным и достойным восхищения тот факт, что за одну жизнь можно столько создать. Как и то, что это как будто пример «здорового» творчества, источником вдохновения для которого служат не страдание и боль, а любопытство и в какой-то степени изобилие.

Если человек готов открываться миру, мир его примет. Если человек готов делать мир еще интереснее, мир даст ему ресурсы. Зураб Церетели явно был готов, поэтому получил и принятие, и знания, и ресурсы.

Самовыражаться «право имеет» только тот, кто готов этим правом пользоваться. И всегда «имеющие право» привлекали к себе внимание, которое проявляется как в форме восхищения, так и в форме беспощадного, но бессмысленного раздражения.

А что касается борьбы с памятником Петру, то я правда считаю ее сражением с ветряными мельницами. Человечество, во-первых, пока что не научилось создавать навсегда, а во-вторых, не хочет этого по-настоящему. Перемены желанны и неизбежны, и с каждым годом они становятся все желаннее и неизбежнее, как это ни грустно признавать. Но при этом они всегда пугают, если инициировал их не ты. Поэтому я уверена, что когда через десятки, а может и сотни лет монумента по какой-то причине не окажется на своем месте, найдутся люди (и много людей), которым это не понравится.

***

Благодарю вас за внимание! Возможно, вам будет интересно:

Галерея Паутина и приятное знакомство с ее создателем: второй день в Гюмри
Таня-джан23 ноября 2023