Многие россияне начинают знакомиться с творчеством Церетели с монумента Петра Великого в Москве. И с возмущенных комментариев тех, кто знал город без него.
Монумент считают безвкусицей, а ее автора — «любимчиком властей», «подмявшим под себя слишком много». Сейчас люди смирились и привыкли, но четверть века назад даже боролись против ее установки, пытались хотя бы перенести ее в Петербург. Только был ли в этом смысл?
Мы побывали в музее Зураба Церетели в Тбилиси, и я теперь уверена, что нет. Расскажу, почему, и дам свой ответ на вопрос из заголовка. Но сначала — о музее.
Кстати, если вы читаете меня впервые, то я — Таня, сейчас живу в Тбилиси. В этом блоге рассказываю о своей жизни, увлечениях и путешествиях.
Вход в музей стоит 20 ₾ (700 ₽ на момент посещения). Называется он Музеем современного искусства, потому что в нем есть работы и других современных авторов, но основная экспозиция состоит из работ самого Зураба Церетели.
Перед просмотром экспозиции можно ознакомиться с его краткой биографией:
Мы начали осмотр со второго этажа, на котором представлены, в основном, картины Церетели. Я знала, что он «многогранен», но до посещения полагала, что основные «грани» его творчества — это скульптура и мозаика. Оказалось, он еще и любопытный художник.
Нам снова повезло, что большую часть времени мы находились там одни, и ничто не мешало изучению экспозиции.
Можно было подходить близко к картинам и рассматривать мазки.
Мне понравилось, как Церетели работает с цветом и материалами, хотя сюжеты его довольно просты. Есть мнение, что, если скульптором он творил по заказу властей, то художником был скорее для души. А потом стал это монетизировать.
Под работами почти не было подписей. На этом этаже мы нашли только две непосредственно под картинами и еще две общих — в зале с набросками.
Обычно в галереях к каждой картине прилагаются таблички с названием и годом создания, иногда — с информацией об использованных материалах. В некоторых галереях я видела еще комментарии к работам или вообще ссылку на аудиогид. Но тут кроме самой работы у нас не было ничего, и пищу для размышлений приходилось искать самим.
Перед посещением я просмотрела отзывы о музее, и в одном из них человек пожаловался на однообразность работ, отсутствие развития стиля. Все работы были просмотрены им за полчаса, а вайфай не работал, поэтому музей был признан не стоящим своих денег.
Мы провели в музее не менее пары часов, и то поторопились уйти, потому что скоро он должен был закрываться. На самом деле рассматривать работы можно очень долго, ведь в каждой скрывается что-то, от чего сложно оторваться.
Это может быть палитра, техника, особенности переданного образа, мелкие детали...
На третьем этаже есть ещё небольшая зона для просмотра видео и пара столиков с книгами о творчестве Церетели. Книги о нем так же «монументальны», надо сказать, как и его творчество.
Я полистала книгу о его работе над крупными проектами. Церетели называют гигантоманом, но, честно, я не вижу ничего плохого в стремлении творить масштабно.
А вот фото из книги про его мастерскую:
До закрытия оставалось не так много времени, поэтому мы отложили книги и пошли дальше.
В уголок с фотографиями я заглянула лишь на минуту, а вот у статуй задержалась. Мне нравится, что к ним тоже можно подойти.
Внизу — уменьшенная и измененная копия монумента «Аргонавты». Оригинал высотой 23 метра собирались установить в Сочи, но в итоге не сложилось и автор увез его к себе на дачу в Переделкино. Обязательно поеду туда в следующий раз, как буду в Москве.
С противоположной стороны — выход к «Яблоку». Оно находится во дворе музея, и с улицы в него можно попасть бесплатно.
***
Лично мне кажется невероятным и достойным восхищения тот факт, что за одну жизнь можно столько создать. Как и то, что это как будто пример «здорового» творчества, источником вдохновения для которого служат не страдание и боль, а любопытство и в какой-то степени изобилие.
Если человек готов открываться миру, мир его примет. Если человек готов делать мир еще интереснее, мир даст ему ресурсы. Зураб Церетели явно был готов, поэтому получил и принятие, и знания, и ресурсы.
Самовыражаться «право имеет» только тот, кто готов этим правом пользоваться. И всегда «имеющие право» привлекали к себе внимание, которое проявляется как в форме восхищения, так и в форме беспощадного, но бессмысленного раздражения.
А что касается борьбы с памятником Петру, то я правда считаю ее сражением с ветряными мельницами. Человечество, во-первых, пока что не научилось создавать навсегда, а во-вторых, не хочет этого по-настоящему. Перемены желанны и неизбежны, и с каждым годом они становятся все желаннее и неизбежнее, как это ни грустно признавать. Но при этом они всегда пугают, если инициировал их не ты. Поэтому я уверена, что когда через десятки, а может и сотни лет монумента по какой-то причине не окажется на своем месте, найдутся люди (и много людей), которым это не понравится.
***
Благодарю вас за внимание! Возможно, вам будет интересно: