Имитация йеменскими хуситами войны с Израилем спровоцировала кризис морских перевозок в мировом масштабе. После серии хуситских атак ракетами и дронами на торговые суда в Красном море судоходные компании приостанавливают рейсы по Красному морю. Крупнейшие в мире компании контейнерных перевозок, датская Maersk и немецкая Hapag-Lloyd объявили, что теперь их суда будут ходить в обход Африки. Вместе с ещё двумя компаниями этого же профиля объём контейнерных перевозок, который теперь двинется в обход Красного моря, превышает 50%.
Конечно, прекращение перевозок по Красному морю наносит ущерб Израилю: через красноморский порт Эйлат идёт примерно 1/3 морской торговли страны. Но Израиль вполне может перенаправить часть перевозок в Средиземное море, где имеет такие мощные порты, как Тель-Авив, Ашдод и Хайфа.
Если для Израиля «закрытие» Красного моря неприятно, но не более, арабские страны пострадают гораздо сильнее. Во-первых, пострадает сам Йемен, точнее – его северная часть, контролируемая хуситами. Она связана с миром через порт Ходейда, в который теперь смогут заходить лишь суда дружественных им стран, в основном иранские (с другими странами постоянных связей у хуситов нет). Зато противостоящие хуситам силы будут и дальше спокойно пользоваться крупнейшим в Йемене портом Аден, расположенным на берегу не Красного, а Аравийского моря. Причём если Иран способен поставлять в Ходейду кое-какое вооружение – причём с немалым трудом, поскольку иранские суда досматриваются кораблями НАТО, и грузы часто конфисковываются – то крайне необходимые для выживания населения северного Йемена продовольствие, медикаменты и товары повседневного спроса Иран если и в состоянии поставлять, то в ограниченных масштабах – ему самому всего этого не хватает.
Таким образом, хуситы «выстрелили себе в ногу». Но об этом мало кто в мире будет переживать, кроме, разумеется, Ирана. Однако одновременно они нанесли болезненный удар по арабским странам красноморского бассейна. Главным пострадавшим стал Египет: закрытие Красного моря парализует Суэцкий канал. Ежегодно через него проходит около 17 000 судов и 10% мировой торговли. Любой корабль, проходящий через Суэцкий канал в Индийский океан или из него, должен следовать этим путем. Канал – это не менее 30% валютных доходов Египта. И его закрытие канала приведёт к полноценной финансовой катастрофе с соответствующими экономическими и политическими последствиями. В египетских СМИ уже появились публикации, в которых утверждается, что атаки хуситов в Красном море являются большей угрозой арабскому миру, чем израильская операция в Газе.
Ещё одна пострадавшая страна – Иордания. Её единственный порт Акаба расположен на Красном море. Лишившись возможности им пользоваться, Иордания будет вынуждена договариваться о доступе к портам Израиля. Что будет стоить иорданцам дорого, зато Израиль получит дополнительные средства благодаря транзиту иорданских грузов.
Ущерб понесёт и Саудовская Аравия, которая покамест продолжает переговоры об урегулировании с хуситами. Хотя львиная доля саудовских перевозок приходится на Персидский залив, Красное море тоже очень важно для королевства. Там расположен мегаполис и крупный порт Джидда; через Красное море, кстати, осуществляется снабжение главной святыни ислама – Мекки, через него снабжается и ещё один священный для мусульман город – Медина. Кроме того, планы переформатирования саудовской экономики на новой, ненефтяной основе связаны в основном с развитием красноморского побережья. Там, в частности, возводится футуристический супергород Неом, призванный стать локомотивом новой экономики и витриной королевства. Практически всё обеспечение стройки идёт по Красному морю. Возникает вопрос: как отреагирует наследный принц и фактический глава Саудовской Аравии принц Мухаммед ибн Салман на то, что хуситы блокируют строительство самого важного проекта, более того – его личного проекта?
Если уж хуситы пошли на нанесение ущерба таким региональным державам, как Египет и Саудовская Аравия, а также такой важной стране, как Иордания, то проблемы нищего, раздираемого гражданской войной Судана, не говоря уже о неарабской Эритрее (которая, впрочем, является наблюдателем в Лиге арабских государств) хуситам явно безразличны. А они связаны с внешним миром только через красноморские порты.
От закрытия Красного моря страдают, хотя и в меньшей степени, чем Египет и Саудовская Аравия, и такие мировые державы, как Индия и Китай. Для первой Красное море – главный торговый путь. И теперь в Дели думают о перевозках грузов сухопутным путём, по маршруту Саудовская Аравия – Иордания – Израиль (опять, как и с Иорданией, ненавистный для хуситов Израиль становится выгодоприобретателем!). Ущерб наносится и Китаю: в частности, затрудняется снабжение суданских нефтепромыслов, добычу на которых ведут китайские компании. Но для китайских компаний важнее проблемы с доставкой товаров через Суэцкий канал в Европу. А они уже проявились: так, стоимость товаров, заказываемых в Европе через AliExpress, уже выросла на 10%, и это только начало.
На сегодняшний день связываться с хуситами никто не хочет. Военные корабли США и НАТО патрулируют в Красном море, периодически сбивая хуситские ракеты и дроны, но бомбить хуситов пока не решаются – у западников слишком много других проблем. Воздушные налёты на пустынные горы Йемена были бы ещё менее результативны, чем бомбёжки Афганистана, а наземная операция – не менее затратной и малоэффективной, чем афганская эпопея, не увенчавшаяся успехом. Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн несколько лет пытались расправиться с хуситами, но действия их армий, несмотря на самое современное вооружение, были неэффективными. Поэтому они (особенно Саудовская Аравия) пытаются примириться с хуситами, и очень не хотят возобновления боевых действий. Хотя бы потому, что вновь обострится затихший было конфликт с Ираном, чем в Эр-Рияде и Абу-Даби хотят меньше всего.
Однако возникает вопрос: сколько времени готовы терпеть Эр-Рияд и Каир и на какие экономические жертвы они готовы пойти ради того, чтобы не возобновлять войну с хуситами? Если Суэцкий канал замрёт (а египтяне прекрасно помнят, что значило для них было закрытие канала израильтянами в 1967-75 гг.), а строительство саудовского супергорода прекратится, египтянам и саудовцам придётся делать трудный выбор. Каков он будет, предсказать нетрудно: Вашингтон уже говорит о сколачивании антихуситской коалиции. Причём не только Индия, но и Китай, несмотря на все разногласия с Западом, вряд ли будут протестовать. В конце концов, мировая торговля для Китая критически важна.