Голливудские мастера сняли массу шедевров, но при этом даже выдающиеся работники фабрики грёз снимали весьма поверхностные и вольные экранизации серьезных книг.
Например, в 1934 году киностудия MGM превратила роман Льва Толстого «Воскресение», в котором писатель поднял глубокие социальные, нравственные и философские вопросы, в заурядную слезливую мелодраму «а ля рюсс» под названием «Мы снова живы» / We Live Again.
Я посмотрела сию прелесть потому, что над этим фильмом работали три выходца из Российской империи: режиссёр Рубен Мамулян — уроженец Тифлиса (нынешнего Тбилиси) и ученик гениального Евгения Вахтангова, — художник Сергей Судейкин и Анна Стэн - одна из первых советских кинозвёзд, эмигрировавшая на Запад.
Красавица Анна Стэн сыграла роль Катюши Масловой, хотя внешне она не соответствовала описанию этой героини: Катюша была брюнеткой с «чёрными, как мокрая смородина, глазами», а Анна — практически полная её противоположность.
Можно только догадываться, как бы отреагировал наш гениальный писатель на экранизацию «Воскресения», в которой Катюша при первой встрече с Нехлюдовым дарит князю поросёнка на счастье.
Роль Дмитрия Ивановича исполнил прекрасный актёр и звезда первой величины Фредерик Марч.
Думается мне, и Анна Стэн, и Фредерик Марч могли бы бы сыграть своих героев более тонко, если бы кинобоссы дали режиссёру Мамуляну задание снять максимально приближенную к первоисточнику экранизацию, а не коммерческий лубок с хэппи-эндом.
Больше всего в «Мы снова живы» мне понравились декорации Сергея Судейкина и операторская работа Грега Толанда: благодаря их мастерству визуальный ряд фильма получился очень достойный.
Колоритные сцены с цыганским хором (кстати, хор и солистка поют русские романы без малейшего акцента) тоже хороши.
Но пользу хоть и маленькую эта голливудская клюква версия романа Толстого мне всё ж таки принесла. Она стала очередным подтверждением того, что Михаил Швейцер снял замечательную экранизацию «Воскресения», в которой можно найти толстовскую глубину и глаза у исполнительницы главной роли «чёрные, как мокрая смородина».