Найти в Дзене
Размышлизмы на бегу

"Под сетью" Айрис Мёрдок

Я «Под сетью» читала и на русском и на английском много лет назад и тогда отнеслась снисходительно к этому роману. Ну так, проба пера, основные линии Айрис Мёрдок намечены, но по сравнению с другими ее произведениями не хватает типа глубины и значительности. И не перечитывала потом очень долго. А потом как перечитала. И подумала - какая прелесть эта книга, жемчужина, да и только. Я просто не способна была ее оценить восемнадцатью годами ранее. Вот бывает же, нужно 18 лет жить, думать, книжки читать – чтобы дорасти. Да, книга не такая эффектная, не так бьет по нервам и не так провоцирует противоречивые эмоции, как «Дитя слова» или «Черный принц». Зато очень гармоничная. Я все время думала о теории эмоционально-смысловой доминанты, пока перечитывала. Нет, вру, пока читала – не думала, не до того было, подумала когда до-перечитала. Что баланс «светлого», «печального» и «весёлого» в тексте безупречный и очень естественный. «Сложности» добавляют философские изыски, сами по себе суховатые,

Я «Под сетью» читала и на русском и на английском много лет назад и тогда отнеслась снисходительно к этому роману. Ну так, проба пера, основные линии Айрис Мёрдок намечены, но по сравнению с другими ее произведениями не хватает типа глубины и значительности.

И не перечитывала потом очень долго. А потом как перечитала. И подумала - какая прелесть эта книга, жемчужина, да и только. Я просто не способна была ее оценить восемнадцатью годами ранее. Вот бывает же, нужно 18 лет жить, думать, книжки читать – чтобы дорасти.

Да, книга не такая эффектная, не так бьет по нервам и не так провоцирует противоречивые эмоции, как «Дитя слова» или «Черный принц». Зато очень гармоничная.

Я все время думала о теории эмоционально-смысловой доминанты, пока перечитывала. Нет, вру, пока читала – не думала, не до того было, подумала когда до-перечитала. Что баланс «светлого», «печального» и «весёлого» в тексте безупречный и очень естественный. «Сложности» добавляют философские изыски, сами по себе суховатые, но в контексте книги они - еще одно измерение. Игра на скачках по телефону, и похищение Мистера Марса, и поход по кабакам в поисках Хьюго, и как Джейка вербовали в политическую партию – просто фейерверк и именины сердца.

Кстати, настоящий фейерверк там тоже есть. Если кто-нибудь коллекционирует описания фейерверков в художественных текстах – рекомендую. И пара шедевров лирической прозы – признание в любви двум городам, одно, что называется, артикулированное (Париж), другое читается между строк, но за душу берет гораздо сильнее (Лондон).

"Башня Сен-Жак отливала золотом, как на гобелене, тонкий палец Сент-Шапель таинственно возникал из крыш Дворца Правосудия, и на ней было отчетливо видно каждое острие, каждый цветок. Высоко в воздухе повис нахальный луч Эйфелевой башни."
"Башня Сен-Жак отливала золотом, как на гобелене, тонкий палец Сент-Шапель таинственно возникал из крыш Дворца Правосудия, и на ней было отчетливо видно каждое острие, каждый цветок. Высоко в воздухе повис нахальный луч Эйфелевой башни."
Зрелище было очень красивое. Ракеты взлетали то поодиночке, то букетами. Одни взрывались с оглушительным треском и разлетались дождем крошечных золотых звезд, другие раскрывались с тихим вздохом и рисовали в небе почти неподвижный узор из больших разноцветных огней, которые потом опадали медленно-медленно, словно связанные вместе. Потом вверх устремлялись одновременно шесть или семь ракет, и на секунду небо казалось из края в край усыпанным золотой пылью и облетевшими цветами — как пол в детской после веселой игры.

Конечно, «профессиональный» писатель не преминул бы на месте, забронированном под кульминацию, пристроить что-нибудь более драматичное. Да и сама Айрис Мёрдок впоследствии, по мере роста «профессионализма», все бестрепетнее помещала какой-нибудь судьборазрушительный несчастный случай в точке золотого сечения. Но то, что происходит (и чего не происходит) в романе «Под сетью», право, выглядит честнее. Люди, на которых мы зациклены, сплошь и рядом уходят из нашей жизни просто потому, что у них своя жизнь.

Как правильно заметил дзен-автор Чебунин, вдохновивший меня на это воспоминание, "читая роман, ты сквозь сюжет размышляешь о своих переживания, чувствах, сопоставляешь себя с героями (или даже нет, не сопоставляешь, но ставишь рядом, проживаешь его эмоции - потому что встречался с таким уже, или хотя бы с подобным). Вспоминаешь о чём-то своём, и вот уже книга немного отходит на второй, третий план. Но это не плохо, совсем не плохо, - значит, что тебя трогает. Задело так, что вывернуло наизнанку от переживаний и чувств. От воспоминаний и эмоций. Потому что у всех когда-то что-то было. Люди, имена, лица"

"Реализовать человеческое" (О романе "Под сетью" Айрис Мёрдок).
Чебунин17 декабря 2023

И добавлю ещё от себя об идейном, так сказать, содержании романа. Пока преследуешь человека по причине своего либидо, то может повезти, а может, и нет. Но если ищешь в другом (или других) духовную опору, то провал неизбежен. Такие вещи, как смысл, цель, оправдание жизни – или обеспечь это себе сам, или обходись без них. ТВОЮ точку сборки никто, кроме тебя, не найдет.

Я на своём канале уже писала об Айрис Мёрдок но в более приземлённом контексте - о том, как мне нравятся вкусности в её романах))