Найти тему

СУД НАРОДОВ

20 ноября 1945 года. Германия. Нюрнберг. Дворец правосудия. Зал №600. Перед лицом мировой общественности проходил процесс всемирного суда над фашизмом.

Главный обвинитель от США судья Роберт Джексон произносит вступительную речь обвинения на заседании Международного военного трибунала. Нюрнберг, Германия, 21 ноября 1945 года
Главный обвинитель от США судья Роберт Джексон произносит вступительную речь обвинения на заседании Международного военного трибунала. Нюрнберг, Германия, 21 ноября 1945 года

Оплот национал-социализма

Нюрнберг – символичный выбор. В этом городе Гитлер объявил о создании Тысячелетнего рейха. Главной причиной проведения суда в этом городе стало сохранение в нём дворца правосудия – целого комплекса сооружений с отдельным залом суда для присяжных и большой тюрьмой позади главного позади главного строения.

Сегодня, как и почти 80 лет назад все помнят о преступлениях нацистов, которые привели к огромным человеческим потерям и породили такие ужасные понятия, как геноцид, концлагеря и Холокост, напоминая и предупреждая об ответственности любого агрессора. Идею необходимости проведения международного суда над гитлеровскими лидерами предложил Советский Союз, и после переговоров между представителями СССР, Великобритании, Франции и США было достигнуто соглашение о создании Международного военного трибунала для судебного преследования и наказания военных преступников. Заявление советских представителей в Международном военном трибунале о согласии начать процесс 20 ноября было воспринято представителями союзных стран с большим удовлетворением. Основной целью Нюрнбергского процесса было создание достаточно мощного и квалифицированного аппарата следствия, ведь невозможно было выступить в таком суде без заблаговременно собранных, проверенных и систематизированных доказательств вины каждого преступника, а также предоставление защите и обвинению равных возможностей предъявлять доказательства, ходатайствовать о вызове свидетелей, производить перекрестные допросы, выступать с речами. Заслушано было 33 свидетеля обвинения, кроме 19 подсудимых, дали свидетельские показания 61 свидетель защиты. Еще 143 свидетеля защиты дали показания путем предоставления письменных ответов на оп-росные листы. 101 свидетель защиты дал показания перед уполномоченными Трибунала по делу преступных организаций. Кроме того, были представлены 1 809 письменных показаний других свидетелей.

Сотрудники армии США разбирают кипы германских документов, собранных следователями по делам о военных преступлениях в качестве улик для Международного военного трибунала.
Сотрудники армии США разбирают кипы германских документов, собранных следователями по делам о военных преступлениях в качестве улик для Международного военного трибунала.

Были представлены и 6 отчетов, резюмирующих резюмирующих огромное число других письменных показаний - 38 тысяч по делу СС, 10 тысяч - по делу СА, 7 тысяч -по делу СД. 3 тысячи - по делу генерального штаба и ОКВ, 2 тысячи - по делу гестапо.

Обвиняемые на скамье подсудимых во время процесса над нацистскими судьями.
Обвиняемые на скамье подсудимых во время процесса над нацистскими судьями.

Нацистские главари

Герман Геринг - второй наци Германии. Рудольф Гесс – правая рука Гитлера в нацистской партии, сочинявший вместе со своим фюрером «Майн Кампф». Коммивояжер международных заговоров – Иоахим фон Риббентроп. Фельдмаршал Вильгельм Кейтель – соавтор Гитлера по всем его захватническим планам. Генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк. Редактор антисемитской газеты «Штурмовик» Юлиус Штрейхер. Главный финансист трейтьего рейха Ялмар Шахт. Ответственный за организацию и использование принудительного труда в Германии Фриц Заукель. Всего в Нюрнбергский список попало 24 фамилии, но на скамью подсудимых сел только 21 обвиняемый, так как Р. Лей сумел повеситься в камере всего за 5 дней до начала процесса, с Г. Круппа обвинение сняли по болезни, М. Бормана решили судить заочно. Подсудимым предоставили беспрецедентное право на защиту, уже за месяц до начала процесса каждому вручили обвинительное заключение – дали возможность за счёт трибунала нанимать лучших адвокатов, вызывать любых свидетелей защиты, запрашивать документы. Нюрнбергский процесс стоил около 9 миллионов долларов, что в современных деньгах составляет 112 миллионов в американской валюте или 8 миллиардов рублей. 20 ноября 1945 г. начались судебные заседания Международного трибунала. Свою вину отрицали все. «Сопоставляя силы мы были уверены в победе, но мы не знали русских. Человек настолько всегда был загадкой для мира Запада. Наполеон совершил ошибку. Мы её повторили. Это не преступление. Это рок», - сказал Геринг на одном из заседаний.

Выступление на Нюрнбергском процессе обвинителя от СССР подполковника юстиции Л.Н. Смирнова. 15 февраля 1946 г.
Выступление на Нюрнбергском процессе обвинителя от СССР подполковника юстиции Л.Н. Смирнова. 15 февраля 1946 г.

Преступления против мира и человечности.

На трибуне помощник главного советского обвинителя Лев Смирнов, за стендами, закрытыми простынями. Впервые на судебном процессе на столе предметы закрытые салфетками. «Я предъявляю суду под номером СССР 197 показания препаратора анатомического института города Данцига. Читаю его показания: «В феврале 1944 года профессор Шпанер дал мне рецепт приготовления мыла из человеческого жира: 5 кг варить 2-3 часа, после остывания готовое мыло выливается в формы». Я представляю суду эти формы. Кюветы, в которые выливалось сваренное мыло. Кроме того, я предъявляю далее образцы изготовленного мыла». Всё внимание приковано к предмету под салфеткой. Человеческая голова, сокращённая до размера человеческого кулака. Именно она стояла как сувенир на письменном столе начальника концлагеря «Освенцим».

Смирнов продолжает речь: «Они глумились над совестью и достоинством человека». Теперь он предъявлял изделия из человеческой кожи. Женские туфели, перчатки, сумки, портфели, куртки лишь малая часть того, что было на столе обвинителя. Но запасе обвинений были и другие улики. Жена начальника одного из фабрик смерти решила создать единственную в мире коллекцию татуировок. С появлением в лагере заключённого с татуировкой её коллекция пополнялась. Человека умерщвляли, свежевали, вырезали кусок кожи с нанесённым на неё рисунком, вымачивали в жиру, а потом выделывали по специальному способу.

«Настоящим торжественно свидетельствую, что в период с 1941 по 1945 годы мы выполняя свой служебный долг, работали в частях действовавших в Красной Армии, снимали на киноплёнку на киноплёнку эпизоды Отечественной войны» - помощник главного трибунала обвинителя заявил о предложении увидеть хроникальный кинофильм о нацистских злодеяниях на советской территории. Ростов. 1941 год. Привокзальная площадь. Груда трупов возле станционного здания. Раненных пристрелили и уложили штабелем, как дрова, а сжечь не успели, но аппарат приближается. Некоторые обвиняемые прикрывали лицо, они так же впервые видели с такой отчетливостью то, что происходило от их имени и по их приказу.

Рудольф Хес, проходивший главным свидетелем по делу своего начальника, главного тюремщика третьего рейха, Эрнста Кальтенбруннера, ответил на вопрос о том не мучают ли его кошмары миллионов, которых он отправил на смерть - «Нет, я очень хорошо сплю». «Ужас стал чем-то бытовым. Я возвращался вечером, занимался любовью с женой, ужинам в семье и на следующее утро решал уничтожать. Это были трудовые будни».

Банальность зла.

Банальность зла. Термин был введён в 60х историком философом Ханной Арендт. Зачастую зло рождается не от ненависти, не от ярости, не от восторга смертей. Оно рождается от скучной бездумной нормальности. Из простого желания делать то, что говорит хозяин. Профессор нейропсихологии, Эрик Зиллмер говорил « Существуют 2 группы: с одной стороны элита, осуждённая в Нюрнберге, амбициозные и высокоодаренные люди, с другой стороны рядовые сотрудники, сотни тысяч людей, которые хотели просто подчиняться приказам и не думать». Вывод, что вируса нациста не существует и все они обычные люди стал для Дагласа Келли страшным ударом.

Германа Геринг принял цианистый калий накануне своей казни 15 октября 1946 года.

25 октября 1945 года, за 4 неделе до начала процесса Роберт Лей покончил жизнь самоубийством.

Смастерил из носовых платков верёвку и повесился на трубе унитаза. 1 января 1958 года на праздничном ужине Келли Дуглас на глазах у своей жены, отца и сына произнёс «Я так больше не могу, я не в силах» и принял цианистый калий. Спустя 12 лет после окончания Нюрнбергского процесса. После Нюрнберга Келли оставил психиатрию, с колоссальным разочарованием придя к выводу о ее бесполезности: в его арсенале не оказалось инструментов, которые помогли бы выяснить, как нацисты могли творить свои чудовищные преступления, оставаясь абсолютно психически полноценными и вменяемыми людьми.

Борьба за слово

Здесь показан распределительный щит с проводами, по которым перевод транслировался участникам процесса. Нюрнберг, Германия, ноябрь 1945 года.
Здесь показан распределительный щит с проводами, по которым перевод транслировался участникам процесса. Нюрнберг, Германия, ноябрь 1945 года.

Нацисты стали пользоваться тем, что они с союзниками говорила на разных языках. Они оспаривали переводы слов, пытаясь снизить степень своей ответственности. Русский, английский, французский и немецкий. Специалисты синхронисты в дефиците. Компетентность, жизненный опыт и крепкие нервы были главными необходимыми синхронистов. 6 миллионов переведённых слов. 42 Тома с выступлениями на четырех языках.

Роберт Джексон произносил свою заключительную речь «Если верить подсудимым, ни один из них не видел зла, ничего не говорил и ничего не было сказано в их присутствии. Если мы объединим повествования подсудимых первой скамьи, то получится такая нелепая картина правительства Гитлера: оно состояло из человека №2 в стране(Герман Геринг), который никогда не подозревал о программе уничтожения евреев, хотя он лично подписал десятки декретов, касающихся преследования этого народа. И из человека №3, который был просто посредником(Рудольф Гесс), передавал приказы Гитлера не читая их, подобно почтальону или посыльному. Из министра иностранных дел, который мало, что знал о международных делах(Иоахим фон Риббентроп) и ничего не знал о внешней политике. Из фельдмаршала, который издавал приказы для вооружённых сил, но не имел представления о результатах их воплощения в жизнь(Вильгельм Кейтель). Из главы управления безопасности, который считал, что полицейские функции, возглавляемые им Гестапо и СД были одного порядка с чем-то вроде регулировки дорожного движения(Эрнст Кальтенбруннер). Из партийного философа не имеющего представления о насилии, которое порождала его философия в 20 веке(Альфред Розенберг). Из генерала губернатора Польши, который царствовал, но не управлял(Ганс Франк). Из гауляйтера Франконии, чьим занятием было клепать грязные статейки о евреях(Юлиус Штрйхер), но не имел представления, что их кто-нибудь будет читать. Признать этих людей невиновными, значит с тем же основанием сказать, что не было войны, не было убийств, не было преступлений».

Заключительную речь Главный обвинитель от СССР Руденко произносил два дня, 29 и 30 июля 1946 года. « Мы спрашиваем: «Подвердилось ли на суде предъявленное подсудимым обвинение? Доказана ли их вина? На этот вопрос можно дать только один ответ. Эти преступления доказаны. Их опровергнуть не смогли ни показания подсудимых, ни доводы защиты. Их опровергнуть и нельзя, потому что нельзя опровергнуть истину, а именно истина является прочным результатом настоящего процесса, надёжным итогом наших длительных и упорных усилий».

Приговор Международного военного трибунала, признавшего агрессию тягчайшим международным преступлением и покаравшего агрессоров, мировое сообщество справедливо оценивает как приговор истории.

Нюрнбергский процесс стал историческим событием, прежде всего, как торжество закона перед нацистским беззаконием. Провозглашенные в тот период нормы и принципы и сегодня служат делу борьбы с фашизмом. Устав и приговор Международного военного трибунала неоценимый вклад в развитие права.

Люди, собравшиеся на улице, чтобы прочитать специальный выпуск газеты "Нюрнбергер", в котором сообщалось о приговорах, вынесенных Международным военным трибуналом. 1 октября 1946 года.
Люди, собравшиеся на улице, чтобы прочитать специальный выпуск газеты "Нюрнбергер", в котором сообщалось о приговорах, вынесенных Международным военным трибуналом. 1 октября 1946 года.

Александра Иванова