Найти тему
Александр Долгих

О том, что в школах запретили телефоны

Коротенький пост на тему прошлой недели том, что в школах запретили пользоваться телефонами.

Если честно, не читал мнения родителей, учителей и экспертов на эту тему. Да и у меня самого нет однозначного мнения на этот счёт. То есть так: я вижу и минусы, и плюсы этого решения, но я не уверен, что от запрета использования телефонов во время занятий что-то изменится. А раз необходимость не ясна, а польза от этого не очевидна, то зачем?

Но пост у меня о другом. Когда я учился в институте, у нас была кафедра анализа данных. В основном преподавателями там были очень уважаемые и известные в своей сфере люди, которые по совместительству работали в Яндексе. Но это не главное. Главное — это их подход к экзаменам. Они не запрещали пользоваться конспектами лекций, не запрещали пользоваться книгами (хоть целую библиотеку с собой приноси) и даже не запрещали пользоваться телефонами, в которых, разумеется, есть интернет. Единственное, чего нельзя было делать — это обращаться за помощью к кому-либо, то есть ответить на вопрос и решить задачу ты должен был сами при помощи чего (но не кого!) угодно.

И знаете что? Это были одни из самых жёстких экзаменов за всё время обучения, потому что готовые ответы на вопросы найти было невозможно. И в любом случае надо было думать самому. Если ты разбирался в теме изначально и всё понял ещё во время семестра — молодец. Если ты разобрался в теме прямо на экзамене, то есть зашарил за полчаса-час то, что препод объяснял целый семестр — это ещё круче. Это значит, что ты не тупо зубрила, а ты можешь работать с информацией, думать и анализировать. Причём довольно быстро.

И можно было бы подумать, что эту историю я рассказываю для того, чтобы показать, что телефон в процессе получения знаний не имеет значения, но есть одно "но". Школьная программа — это не кафедра анализа данных. Все школьные задания имеют готовые решения, все доклады и рефераты написаны, всё можно списать, не напрягаясь и не думая. НА выбор десятки ГДЗ, решебники контрольных и сайты, где неравнодушные в режиме реального времени помогут решить задачу или ответить на вопрос.

Как в таких условиях сделать, чтобы дети не списывали? Вариант один: учитель должен придумывать задачи и формулировать вопросы так, чтобы ответы на них нельзя было найти в интернете. А это трудновыполнимо и в случае со школьной программой малоэффективно. Поэтому есть второе решение — сделать образование не обязательным, а по желанию и лишь для тех, кто хочет учиться. Не надо никого тянуть на тройку, надо ставить двойки и не бояться оставлять на второй год. Но для этого надо менять вообще всю систему образования, подходы и государственную политику. А это ещё менее выполнимо.

В общем, утопия, которая работать не будет. И тут я возвращаюсь к тому, с чего начал. Я понятия не имею, как сделать так, чтобы дети хотели учиться, учились и получали реальные оценки, а не натянутые тройки и четвёрки. Но телефоны точно никак не изменят ситуацию, это уж точно.

К тому же закон уж больно расплывчатый: нельзя пользоваться телефоном во время занятий. А на переменах? А наказать за несоблюдение закона можно или нет? А где гарантия, что закон будут соблюдать? В общем, полумеры какие-то. Если уж запрещать, то запрещать полностью. Например, приходишь в школу и сдаешь телефон в какой-нибудь сейф, а получаешь его обратно только после уроков или на перемене по очень уважительной причине.

Будут ли при отсутствии телефонов больше общаться вживую? Не уверен. Телефоны ведь не только разрушали живое общение, но и создавали его, когда дети вместе снимали тик-токи, обсуждали какие-то игры, монтировали видео. А если просто забрать телефон и не предложить ничего взамен, получится, как с наркоманами, которым просто не дали очередную дозу и не предложили ничего взамен. Человек будет злой и раздражительный, а не дружелюбный и ищущий общения.

Да и вообще телефоны — это современный источник головной боли родителей и учителей, но ведь и в досмартфонную эпоху у детей были разного рода зависимости и игры, которые не нравились взрослым.

Короче говоря, на эту тему можно говорить бесконечно, поэтому предлагаю кратко высказаться вам в комментариях. Не забывайте писать, кто вы: учитель, родитель или школьник.

P.S. я учился в школе в тот период, когда телефоны только начали появляться у школьников. Нам учиться они не мешали, мы пользовались ими только на переменах, потому что интернета в них толком не было. После института я работал учителем в школе, когда смартфоны были у всех и каждого, и могу сказать, что многое зависит от класса и воспитания детей. Кому-то всё равно на учителей и запреты, он всё равно будет в телефоне, кто-то без проблем сам положит телефон на стол учителя на весь урок. Ещё я родитель, у которого ребенок ходит в школу с телефоном. На смартфоне стоит родительский контроль и никаких проблем нет, позвонить можно, всё остальное в учебное время нельзя. А после школы можно, но строго ограниченное время.

Кстати, заметил одну очень любопытную вещь, когда активно занимался репетиторством. У детей, у которых в комнате висел телевизор и доступ к телефону был никак не ограничен, занимались намного хуже, чем те, у кого доступ ко всему этому был ограничен. Это я к тому, что не школа должна заниматься ограничениями, а родители. Если бы были школы интернаты, то да, а так это что мёртвому припарка.

Подписывайтесь на мой Телеграм, чтобы не потерять контакт в случае блокировки моего канала в Дзене, а ниже ещё несколько интересных статей: