314,3K подписчиков

"Русские умнее нас" — почему советский школьник оказался лучше американского — эксперимент журнала «Life» 1958 года

8,5K прочитали

В конце 1950-х годов учёные провели эксперимент, призванный выяснить, где школьное образование лучше: в СССР или в США. Все, кто следил за опытом, были потрясены его весьма неожиданными результатами.

В конце 1950-х годов учёные провели эксперимент, призванный выяснить, где школьное образование лучше: в СССР или в США. Все, кто следил за опытом, были потрясены его весьма неожиданными результатами.

Предпосылки и идея эксперимента

Опыт на тему образования проводился в 1958 году, когда СССР ещё только начал «оживать» и восстанавливаться после Второй мировой. Американцам не давал покоя вопрос: каким образом сильно пострадавший во время войны СССР так быстро восстанавливается, успешно развивает науку, промышленность, производство, прочие важные сферы экономики и человеческой жизни?

Больше всего США удивил запуск в 1957 году первого советского спутника. Чётких объяснений стремительному развитию СССР американцы тогда не нашли. Но сотрудники крупного журнала «Life» высказали предположение, что секрет успеха «страны Советов» может крыться в каком-то «особенном» советском образовании. Чтобы проверить свою догадку, репортёры решили пронаблюдать за русским и американским школьниками, после чего сравнить их образ жизни, успехи в учёбе, спортивные и творческие достижения.

Алёша Куцков и Стивен Лапекас

Для эксперимента были выбраны два самых обычных 16-летних школьника: американец Стивен Лапекас из Чикаго и москвич, учащийся школы №49 Алёша Куцков. Наблюдения решили проводить в течение одного месяца, ежедневно фиксируя деятельность ребят на фотоплёнку.

Алексей Куцков в школе/ © Time.Howard Sochurek
Алексей Куцков в школе/ © Time.Howard Sochurek

Итак, эксперимент, инициированный американцами, начался. На первых фотографиях мальчики выглядели очень по-разному: прямо, как день и ночь. Стивен был улыбчивым и румяным, Алексей казался не по годам серьёзным, хмурым. Позднее Алёша признался, что сделано это было специально: фотограф поставил его лицом к солнцу, и не щуриться было невозможно.

В конце 1950-х годов учёные провели эксперимент, призванный выяснить, где школьное образование лучше: в СССР или в США. Все, кто следил за опытом, были потрясены его весьма неожиданными результатами.-3

Школьники не знали, что в эксперименте участвуют двое, и что каждый из них ― буквально лицо целой страны. Обоим было сказано, что это рутинное наблюдение за режимом дня и учёбой подростков. Чего-то нового и нестандартного делать не требуется: просто живи и занимайся повседневными делами как обычно.

Стивен Лапекас в школе/ © Time.Howard Sochurek
Стивен Лапекас в школе/ © Time.Howard Sochurek

Удивительные (на самом деле нет) результаты эксперимента

Целый месяц журналисты с фотокамерами сопровождали школьников от пробуждения до ночного сна, а потом фоторепортаж опубликовали на страницах «Life». Снимки несказанно удивили и поразили американцев, но вызывали лишь лёгкую ухмылку у советских граждан.

Глядя на снимки, жители и одной, и другой страны чётко видели: Куцков ― серьёзный и перспективный молодой человек, увлечённый учёбой, а Лапекас ― молодой оболтус, карикатурный американский тинейджер, который в жизни желает лишь удовольствий.

Например, Стивен стоит у доски, рассказывая домашнее задание, а учительница ― сидит на задней парте и листает модный глянцевый журнал, при этом, кажется, не обращая внимания на ученика. А вот кадр, предположительно, снятый в тот же день: Алексей, учащийся 10-го «Б» класса, сидит в школьной химической лаборатории, вокруг ― пробирки, колбы, разная аппаратура, а сам мальчик на чём-то очень сосредоточен.

На уроке химии. Фото © LIFE.COM / Time.Howard Sochurek
На уроке химии. Фото © LIFE.COM / Time.Howard Sochurek

Смотрим следующие кадры. Стивен не смог решить задачу, расстроился, и, грустно улыбаясь, вернулся на своё место. Алёша, изучающий английский, в это время смог ответить задание по иностранному языку. В то время как подросток Стивен учится плавать в бассейне, держась за «детскую» доску из пенопласта, Алексей играет в волейбол, да не просто, а за юношескую сборную.

Фото © LIFE.COM / Time.Howard Sochurek
Фото © LIFE.COM / Time.Howard Sochurek

Свободное время подростки из двух стран также проводят по-разному. Школьник-американец идёт в клуб, где отплясывает под «вражеский» рок-н-ролл со своей девушкой. Советский же парень днём играет на пианино (берт уроки), вечером ― занимается шахматами. Подобных фотографий было сделано несколько десятков штук.

Стивен Лапекас на танцах и Алексей Куцков на волейболе/ © Time.Howard Sochurek
Стивен Лапекас на танцах и Алексей Куцков на волейболе/ © Time.Howard Sochurek

По количеству прочитанного, школьники также оказались не равны. Стивен за месяц смог прочитать всего одну приключенческую книгу Роберта Льюиса Стивенсона. Алексей же прочёл несколько произведений более «серьёзных» авторов: Бернарда Шоу, Уильяма Шекспира. Американские школьники уже тогда предпочитали читать не толстые тома классических произведений, а лишь краткие рецензии на них, в то время как в СССР такое не практиковалось.

А вывод независимых журналистов оказался неутешительным для США: русский школьник опережает в развитии американского более чем на два года.

Так в чём же подвох?

В данной истории непонятно одно: зачем американским журналистам нужно было критиковать подростка-соотечественника, вполне заурядного парня, выставляя его чуть ли не отстающим бездельником? Примечательно, что и школы-то выбраны, находящиеся в далеко не равных условиях: школа Стивена, Austin High, находится в одном из самых криминальных районов Чикаго, а школа Алексея ― в Москве, в элитном и далеко не бедном, районе.

В конце 1950-х годов учёные провели эксперимент, призванный выяснить, где школьное образование лучше: в СССР или в США. Все, кто следил за опытом, были потрясены его весьма неожиданными результатами.-8

В тексте статьи журналисты отмечали, что Куцков стремился поступить в институт, потому много времени уделял учёбе. В школьной программе СССР вообще было намного больше предметов, относящихся к естественным наукам, чем в школах США. Общая успеваемость Алексея также была на порядок выше, чем у Стивена.

Слоан Уилсон, замдиректора Национальной гражданской комиссии по общественным школам, объяснил такую чуть ли не «провокацию» на страницах того же номера журнала. Он сообщал, что американской системе образования срочно требуется реформа. Школьники США недозагружены, толковых лабораторий практически нигде нет. К тому же, за изучение некоторых предметов, например, геометрии, мать Стивена ещё и дополнительно платит репетитору. Обучение же Алёши полностью бесплатное, и ему доступно большее, чем в Америке, количество учебных предметов.

Примечательно, что во взрослом возрасте оба школьника связали свою жизнь с авиацией: Стивен стал пилотом, а Алексей занимался расследованиями авиакатастроф.

Алексей Куцков и Стивен Лапекас в 2001 году/ © thevoicemag.ru
Алексей Куцков и Стивен Лапекас в 2001 году/ © thevoicemag.ru

Выводы и результаты

Американцы сделали для себя много выводов из эксперимента (журнал-то прочитали сотни тысяч человек). Советское образование находится на намного более высокой ступени развития, чем американское. То есть лёгкий выигрыш СССР в космической гонке вообще не должен вызывать удивления.

После выхода статьи в США наконец-таки началось реформирование образования. Власти обновили и дополнили программы школ и ВУЗов, потому образование, постепенно вышло на более высокий уровень. Вывод же из этой беспрецедентной истории простой: иногда один человек своей победой способен изменить судьбы миллионов.

В общем, не секрет, что советское образование было лучшим в мире. Но строилось оно, к слову, на методах образования Российской империи (об этом мало кто знает). А что вы думаете про современное образование? Не кажется ли вам, что современные российские школьники стали больше походить на того самого Стивена Лапекаса? Может быть нам стоит провести такой же эксперимент ещё раз?

Мой канал в ВКонтакте, а ниже ещё несколько статей, рассказывающих об образовании в СССР и России: